СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География 9 класс "Экономико-географическое положение Республики казахстан"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок географии Казахстана 9 класс "Экономико-географическое положение Республики казахстан"

Просмотр содержимого документа
«География 9 класс "Экономико-географическое положение Республики казахстан"»

Тема: ЭГП Казахстана. Природные условия и ресурсы.

Цель и задачи:

  • Сформировать представление о государственной территории. Определить место Казахсатана среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны

  • Сформировать знания учащихся об административно-территориальном устройстве, форме правления, государственных символах

  • Сформировать знания учащихся о природных условиях и географии природных ресурсов Казахстана, дать их классификацию

  • Сформировать знания учащихся о способах рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека с учётом экологических проблем и нахождения их решения.

  • Воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, одну из крупнейших по площади и численности населения, также по наличию различных природных ресурсов;

  • Использование мультимедийной системы как новой формы обучения для повышения качества образовательного процесса.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель объявляет цель урока и свои требования к учащимся:

- Мы будем знакомиться с населением и экономикой своей Родины. Необходимо понимать проблемы страны и вашей местности ,научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Казахстан живёт в эпоху перемен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а через несколько лет вам придётся решать проблемы страны.

1.-Вспомните, что такое географическое положение.

(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)

- Сегодня мы изучаем географическое положение Казахстана.

Запишите тему урока: “Экономико-географическое положение Казахстана. Природные условия и ресурсы”.

Эпиграфом к уроку может быть отрывок из стихотворения «Моя Родина – Казахстан»

Родина моя - Казахстан!



Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.

Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры…
- Дайте оценку географического положения Казахстана:

- На каком материке расположена наша республика?

- В какой части материка она расположена?

- Каково место Казахстана в мире? (9 место)

- Протяжённость границы Казахстана составляет… (15000 км)

- назовите природные зоны. Которые занимают значительную площадь территории нашей республики (пустыни и полупустыни)

- Какие проблемы это вызывает? (не хватка воды)

Сделайте вывод о географическом положении страны: (не совсем выгодные):

«+» ФГ положения РК

«-» ФГ положения РК

большая территория на платформе

удалённость от тёплых морей Мирового океана

нехватка воды. Сложные природные условия для проживания человека

Если рассматривать положение нашей республики с точки зрения экономико-географического положения, то можно выделить и «+» и «-»:

«+» ЭГ положения РК

«-» ЭГ положения РК

Центральное, транзитное положение

Граничит с развитыми экономическими районами (Россия и Китай)

Горные хребты на юге

Отсутствие выход к Мировому океану

- С какими государствами граничит Казахстан?

- Назовите площадь территории нашей республики? (2724. 9 тыс. км2)

- Из скольки администативно-территориальных областей состоит наша республика? (14)

- Назовите их и покажите на карте

- Назовите главный документ нашей республики (Конституция)

По Конституции Республика Казахстан – это унитарное государство с президентской формой правления. У республики есть свой флаг, герб и гимн, которые символизируют свободу, независимость и суверенитет страны.





Изучение нового материала.

На уроке вводятся новые термины “Экономико-географическое положение страны -
это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение:
транспортным путям, государствам, сырьевым базам.

Знакомство с типовым планом характеристики ЭГП.

- С пунктами 1-4 мы уже поработали. Поэтому приступим к рассмотрению 5 пункта – транспортные пути.

Работа с книгой: стр. 7 (То обстоятельство… до конца параграфа)

- читая текст учебника, выпишите основные виды транспорта и транспортные направления в РК.

  • Сосредоточение крупных трансортных магистралей (Жибек Жолы – ВШП)

  • Пересекаются 72 международные авиационные линии, 51 аэропорт, 13 – международные

  • Развитый ж/д транспорт: Восток-Запад (Китай-Казахстан-Россия-Европа), «Север-Юг»

Вывод: Важным для ЭГП является использование территории Казахстана для грузов из Китая в Россию и Европу, из России в страны Азии. ЭГП не остаётся неизменным: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.

самостоятельная работа

Определение по картам экономико-географического положения Казахстана”.

Цели и задачи работы:

  1. Углубление знаний о географическом положении Казахстана по отношению к группам стран или отдельным странам на границах Казахстана.

Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие страны. Оценим природные условия и ресурсы.

- Для начала вспомним. Что называют условиями, а что ресурсами:

условия

ресурсы

Рельеф, почвенный покров, климатические условия, солнечное тепло, водный режим


Благоприятные Неблагоприятные

Полезные ископаемые, почва, вода, воздух, растительный и животный мир


Исчерпаемые Неисчерпаемые



Природная среда


Класс делится на 4 группы: (чтение своего пункта и выделение главного, запись в тетрадь)

1 гр: минеральные ресурсы

2 гр: Земельные ресурсы

3 гр: водные ресурсы

4 гр: Биологические ресурсы

- Из природных богатств Казахстана, какие ресурсы принесли ему мировую славу? (минеральные)

- По запасам минеральных ресурсов РК стоит на 6 месте в мире.

Назовите статистические данные по запасам минеральных ресурсов: (вольфрам – 1 м, хромит и фосфор – 2 м, марганец – 3 м, свинец и молибден – 4 м, железо – 8 м)

- Одно из главных богатств страны - руды черных и цветных металлов.

- А с чем связано размещение полезных ископаемых?

(С геологическим строением.)

Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

(север и восток страны)

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом.

Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

(запад Казахстана) В настоящее время доказанные запасы Казахстана составляют 3,6 млрд тонн нефти и газового конденсата (крупнейшие: Тенгиз, Карачаганак, Жпнпжол, Жетыбай, Кенбай, Каламкас, Каражанбас, Кумколь, Узень) Крупнейшим разведвнным месторождением нефти в шельфе Каспийского моря является месторождение Кашаган (4,8 млрд тонн)

Учитель: Казахстан обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.

( Павлодар, район Каспийского и Аральского морей)

Почвенно-земельные ресурсы.

- Назовите общую площадь земельных ресурсов Казахстана (270, 1 млн га – 82% пригодны для с/х)

В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?

( на севере республики (зона степей))

Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Что выращивают в Казахстане?

( зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель и др)

Учитель: Какое развито животноводство?

( мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство и др).

Учитель: Одна из острейших проблем – это нехватка …

Ученики: воды.

Учитель: Какова закономерность размещения водных ресурсов на территории республики?

(водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой северный регион).

Объём поверхностных вод – 115, 3 млрд м3

85 000 рек, протяженность примерно 8 000 из них превышает 10 км

48 000 озёр. Более 4 000 водохранилищ и плотин

Биологические ресурсы:

Что можно сказать о биологическом разнообразии страны? (ответы детей)

Сколько заповедников создано в республике? (10 заповедников)

Закрепление

Учитель: Итак, какую географию мы с вами сегодня начали изучать?

( экономическую)

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Казахстан имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе материка Евразия, на юге граничит с Монголией. Богата сырьевыми ресурсами.

В состав РК входит 6 экономических районов, 14 областей среди которых (Костанайская, Усть-Каменогорская, Южно-Казахстанская, Карагандинская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области).

Природные условия Казахстана в целом очень благоприятные, бедна природными ресурсами, за исключением водных.

Ответы учащихся.

Домашнее задание:

§ 1-2, выполнить задания на контурной карте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!