СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерная идентичность – аспекты тождественности и целостности личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст характеризуется усилением независимости детей от взрослых, во всех сферах поведения. Но эта независимость относительна и напоминает собой негативистическую детскую реакцию. В чем же причина такого поведения подростка? С одним из факторов, и, можно сказать самым основным, связывают в подростковом возрасте с кризисом идентичности. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я», не зависимо от изменения ситуации.

В своих работах Э. Эриксон, описывая юношеский возраст, говорил «… кризис идентичности происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвиденным совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, то есть определенную работающую целостность. Он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие». Поэтому, перед подростком, который приобрел способность к общению, а затем и перед юношей встает задача, объединить все, что он знает о себе самом, как о школьнике, друге, спортсмене, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подростки справляются с задачей обретения идентичности, то у них появляются ощущение того, кто они есть, где находятся и куда идут. Если же с задачей не справляются, то возникает путаница ролей, или спутанная идентичность.

Формирование идентичности происходит на основе отражения человека в «социальном зеркале» на основе того, как к нему относятся, что в нем видят другие. Но из-за множественности образов несовпадения отражений в них, у подростка  не развиваются чувства тождественности себе. Тождественность, в этом случае, понимается как неизменность личности в пространстве, в том числе и в пространстве социальных ролей, а целостность понимается как преемственность личности во времени. Идентичность формируется с первых дней жизни и в дальнейшем развивается как некоторая целостность. Одним из существенных компонентов идентичности является гендерная идентичность.

Гендерная идентичность – это переживание себя как человека определенного пола, но гендерная роль и гендерная идентичность не всегда совпадают. Гендерная идентичность характеризует внутреннее, глубоко личное переживание себя как человека определенного пола. Существенным компонентом гендерной идентичности является половая идентичность, отражающая представление человека о своих сексуальных предпочтениях.   

Гендерную идентичность так же можно рассматривать в аспектах тождественности и целостности. Обретения гендерной идентичности  предполагает, с одной стороны, интегрирование отличных гендерных ролей (женщина как мать, женщина как жена, влюбленная девушка, подруга и т. п.), а с другой стороны, создание целостного представления о себе, как человеке того или другого пола в прошлом, настоящем и будущем (девочка — девушка - женщина, мальчик — юноша — мужчина). В этот период важно, чтобы представление человека о себе подтверждалось соответствующим отношением к нему значимых других — сверстников и взрослых. Это очень важно для построения идентичности в целом и приобретает особое звучание в контексте становления гендерной идентичности.

Для становления гендерной идентичности важны ролевые игры в детском возрасте, которые подчеркивают разницу в поведении мужчин и женщин. Важно то, что во всех ролевых играх типа «дочки-матери», «в семью», «в войну», осваиваются модели поведения, соответствующие определенной гендерной роли. Не освоив в детстве гендерные роли и не определив свою идентичность с определенным полом, подростки, повзрослев, бывают не­счастливы в семейной жизни, с большим трудом входят в родитель­скую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, их браки часто оказываются непрочными. Существуют подростки, которые совершенно не знакомы с ролями мужского поведения, потому что, по каким-либо причинам, они росли в сугубо женском окружении - мам, бабушек, нянечек, воспитательниц, учителей (женщин) и т.п. Однако, в тех случаях, когда женские занятия у мальчиков преоблада­ют, и у них нет возможности выбрать себе занятия, поучиться у кого-то строгать, пилить, чинить машину, это становится опасным именно для становления гендерной идентичности. Этот тонкий момент практически не учитывается родителями, воспитателями и учителями.

Ярче всего проблемы становления гендерной идентичности проявляются в период полового созревания. Основные проблемы и трудности этого периода связаны с сексуальным поведением подростков. В период полового созревания (а он длится от 8 лет до 17 у девочек и с 10 лет до 19 у мальчиков) впервые появляется и становится предметом сознания переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность - половое влечение. Депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Поэтому, эту линию развития необходимо рассматривать в более широком контексте, включающем не только  биологические, психологические, но и социальные аспекты. Такой подход даст возможность понять, почему у детей проблемы, связанные с сексуальным развитием, оказываются столь актуальными.

 В раннем детстве существует множество постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения и по характеру эмоционального отношения к ребенку. Истоки становления идентичности закладываются в основу способности любить и лежат в стадии зависи­мости, когда ребенок получает от родителей любовь и безопасность и учится полагаться на других. На этой же стадии он учится выражать чувства привязанности. Нарушения на данной стадии компонентов идентичности и неудачное прохождение возрастного кризиса приводит к формированию харак­теров шизоидной группы, которые проявляются в подростковом возрасте, а конкретные проявления на­рушений могут носить характер аутизма. Отсутствие ключевых, для нормального становления гендерной идентичности обстоятельств: как неимение адекватных образов для идентификации, особенно отсутствие наблюдений за образами реального поведения мужа и жены, матери и отца, соответствующих полу ребенка, важно не только становление его гендерной идентичности, но и в более широком контексте развития личности. Одним из основных источников тревожности в младшем школьном возрасте является именно отсут­ствие возможностей для гендерной идентификации. В этом случае продуктивным путем является помощь ребенку в переработке интеллектуального и эмоционального отрицательного опыта. Иначе такой опыт будет неизбежно воспроизво­диться во взрослой жизни, несмотря даже на непосредственно отрица­тельное к нему отношение. Реализация потребности в половой идентичности может иметь и негативные образования, такие как изменение идентифицируемого образа пола, ослабление психологической потребности в собственном половом развитии, изменение действий и поступков на действия и поступки противоположного пола. В этом случае изменяются мотивы поведения, а так, как отсутствуют гендерные образы, а ролевые образы идентифицируются у детей в той же логике, как мужчин, так и женщин, то в подростковом возрасте доказательность принадлежность к той или иной группе основывается не на психологическом или социальном аспекте, а на биологическом. Другими словами, что бы идентифицировать себя мужчиной или женщиной, необходима физическая близость, потому, что по другим компонентам у подростков происходит спутанная или смешанная идентичность, которая не позволяет проявить себя в роли мужчин или женщин.

Осознание своей половой принадлежности включается в структура образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты - мальчик» или «Ты - девочка», переосмысливает эти наименования в связи со своими половыми особен­ностями, отождествляя себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и, естественно, проявляет стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения.

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глу­бинное психологическое различие в ориентациях маль­чиков и девочек. Стереотипы ролевого поведения входят в самосознание ребенка через подражание представите­лям своего пола, поэтому у него развивается эмоциональная причастность к детям своего и противоположного пола. Суть же психологического пола заключается в особенностях поведенческих моделях, начиная с дошкольного возраста, развивается на протяжении всей жизни человека. Идентичность со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание и требует признание через поступки и действия. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками.

Социальная среда своим отношением к подростку формирует в нем стереотип той или иной поведенческой модели. На основании таких эмоциональных переживаний у ребенка складывается образ поведения в социальной среде, поступки которого определяют социальный пол подростка (ты ведешь себя как девчонка/мальчишка). Поэтому, в процессе воспитания подрастающего поколения, воспитательный процесс должен переходить в доверительные отношения к мальчикам и заботой о девочках для более конкретной идентификации гендерных ролей. В этом возрасте центральным становится конфликт между достижением идентичности и спутанной идентичностью, который, решается в сторону спутанной идентичности. Шанс по-новому, иначе решить предшествующие конфликты, исправить не­благоприятный опыт детства не используется, так как обычно им не удается обрести веру в окружающих людей и доверие к миру в целом, не удается достичь самостоятельности, стать инициативным, потому что у ребенка, как правило, нет свободы даже профессионального выбора, выбора дальнейшей программы обучения, места жительства и т. п.. Исторически сложившиеся гендерные роли, отсутствие образов идентификации подсказывает, что вытесненный, неосмысленный, как забытый, опыт прошлого, в действительности, никуда не уходит, а остается чуждым, враждебным, раздирающим личность на части. Поэтому идентичность, как целостность, непрерывность во времени, на этом пути недостижима. Подросток должен помнить прошлое, каким бы оно тяжелым не было, необходимо восстанавливать воспоминания, перерабатывать их и включать в целостный субъективный опыт. Ребенок должен пережить и понимать прошлое, как свое личное и неприкосновенное достояние. Человек не способен без прошлого адекватно действовать и жить.

 

 

 

Литература:

 

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – З-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005.- 336 с. – («Gaudeamus»).
  2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Возрастные кризисы детства. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 384 с.
  3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. - 400 с.: ил. – (серия «Детскому психологу»).
  4. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.; 1997.
  5. Эриксон э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
  6. Большой психологический словарь/Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

Просмотр содержимого документа
«Гендерная идентичность – аспекты тождественности и целостности личности»


Гендерная идентичность – аспекты

тождественности и целостности личности


Подростковый возраст характеризуется усилением независимости детей от взрослых, во всех сферах поведения. Но эта независимость относительна и напоминает собой негативистическую детскую реакцию. В чем же причина такого поведения подростка? С одним из факторов, и, можно сказать самым основным, связывают в подростковом возрасте с кризисом идентичности. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я», не зависимо от изменения ситуации.

В своих работах Э. Эриксон, описывая юношеский возраст, говорил «… кризис идентичности происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвиденным совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, то есть определенную работающую целостность. Он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие». Поэтому, перед подростком, который приобрел способность к общению, а затем и перед юношей встает задача, объединить все, что он знает о себе самом, как о школьнике, друге, спортсмене, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подростки справляются с задачей обретения идентичности, то у них появляются ощущение того, кто они есть, где находятся и куда идут. Если же с задачей не справляются, то возникает путаница ролей, или спутанная идентичность.

Формирование идентичности происходит на основе отражения человека в «социальном зеркале» на основе того, как к нему относятся, что в нем видят другие. Но из-за множественности образов несовпадения отражений в них, у подростка не развиваются чувства тождественности себе. Тождественность, в этом случае, понимается как неизменность личности в пространстве, в том числе и в пространстве социальных ролей, а целостность понимается как преемственность личности во времени. Идентичность формируется с первых дней жизни и в дальнейшем развивается как некоторая целостность. Одним из существенных компонентов идентичности является гендерная идентичность.

Гендерная идентичность – это переживание себя как человека определенного пола, но гендерная роль и гендерная идентичность не всегда совпадают. Гендерная идентичность характеризует внутреннее, глубоко личное переживание себя как человека определенного пола. Существенным компонентом гендерной идентичности является половая идентичность, отражающая представление человека о своих сексуальных предпочтениях.

Гендерную идентичность так же можно рассматривать в аспектах тождественности и целостности. Обретения гендерной идентичности предполагает, с одной стороны, интегрирование отличных гендерных ролей (женщина как мать, женщина как жена, влюбленная девушка, подруга и т. п.), а с другой стороны, создание целостного представления о себе, как человеке того или другого пола в прошлом, настоящем и будущем (девочка — девушка - женщина, мальчик — юноша — мужчина). В этот период важно, чтобы представление человека о себе подтверждалось соответствующим отношением к нему значимых других — сверстников и взрослых. Это очень важно для построения идентичности в целом и приобретает особое звучание в контексте становления гендерной идентичности.

Для становления гендерной идентичности важны ролевые игры в детском возрасте, которые подчеркивают разницу в поведении мужчин и женщин. Важно то, что во всех ролевых играх типа «дочки-матери», «в семью», «в войну», осваиваются модели поведения, соответствующие определенной гендерной роли. Не освоив в детстве гендерные роли и не определив свою идентичность с определенным полом, подростки, повзрослев, бывают не­счастливы в семейной жизни, с большим трудом входят в родитель­скую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, их браки часто оказываются непрочными. Существуют подростки, которые совершенно не знакомы с ролями мужского поведения, потому что, по каким-либо причинам, они росли в сугубо женском окружении - мам, бабушек, нянечек, воспитательниц, учителей (женщин) и т.п. Однако, в тех случаях, когда женские занятия у мальчиков преоблада­ют, и у них нет возможности выбрать себе занятия, поучиться у кого-то строгать, пилить, чинить машину, это становится опасным именно для становления гендерной идентичности. Этот тонкий момент практически не учитывается родителями, воспитателями и учителями.

Ярче всего проблемы становления гендерной идентичности проявляются в период полового созревания. Основные проблемы и трудности этого периода связаны с сексуальным поведением подростков. В период полового созревания (а он длится от 8 лет до 17 у девочек и с 10 лет до 19 у мальчиков) впервые появляется и становится предметом сознания переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность - половое влечение. Депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Поэтому, эту линию развития необходимо рассматривать в более широком контексте, включающем не только биологические, психологические, но и социальные аспекты. Такой подход даст возможность понять, почему у детей проблемы, связанные с сексуальным развитием, оказываются столь актуальными.

В раннем детстве существует множество постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения и по характеру эмоционального отношения к ребенку. Истоки становления идентичности закладываются в основу способности любить и лежат в стадии зависи­мости, когда ребенок получает от родителей любовь и безопасность и учится полагаться на других. На этой же стадии он учится выражать чувства привязанности. Нарушения на данной стадии компонентов идентичности и неудачное прохождение возрастного кризиса приводит к формированию харак­теров шизоидной группы, которые проявляются в подростковом возрасте, а конкретные проявления на­рушений могут носить характер аутизма. Отсутствие ключевых, для нормального становления гендерной идентичности обстоятельств: как неимение адекватных образов для идентификации, особенно отсутствие наблюдений за образами реального поведения мужа и жены, матери и отца, соответствующих полу ребенка, важно не только становление его гендерной идентичности, но и в более широком контексте развития личности. Одним из основных источников тревожности в младшем школьном возрасте является именно отсут­ствие возможностей для гендерной идентификации. В этом случае продуктивным путем является помощь ребенку в переработке интеллектуального и эмоционального отрицательного опыта. Иначе такой опыт будет неизбежно воспроизво­диться во взрослой жизни, несмотря даже на непосредственно отрица­тельное к нему отношение. Реализация потребности в половой идентичности может иметь и негативные образования, такие как изменение идентифицируемого образа пола, ослабление психологической потребности в собственном половом развитии, изменение действий и поступков на действия и поступки противоположного пола. В этом случае изменяются мотивы поведения, а так, как отсутствуют гендерные образы, а ролевые образы идентифицируются у детей в той же логике, как мужчин, так и женщин, то в подростковом возрасте доказательность принадлежность к той или иной группе основывается не на психологическом или социальном аспекте, а на биологическом. Другими словами, что бы идентифицировать себя мужчиной или женщиной, необходима физическая близость, потому, что по другим компонентам у подростков происходит спутанная или смешанная идентичность, которая не позволяет проявить себя в роли мужчин или женщин.

Осознание своей половой принадлежности включается в структура образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты - мальчик» или «Ты - девочка», переосмысливает эти наименования в связи со своими половыми особен­ностями, отождествляя себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и, естественно, проявляет стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения.

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глу­бинное психологическое различие в ориентациях маль­чиков и девочек. Стереотипы ролевого поведения входят в самосознание ребенка через подражание представите­лям своего пола, поэтому у него развивается эмоциональная причастность к детям своего и противоположного пола. Суть же психологического пола заключается в особенностях поведенческих моделях, начиная с дошкольного возраста, развивается на протяжении всей жизни человека. Идентичность со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание и требует признание через поступки и действия. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками.

Социальная среда своим отношением к подростку формирует в нем стереотип той или иной поведенческой модели. На основании таких эмоциональных переживаний у ребенка складывается образ поведения в социальной среде, поступки которого определяют социальный пол подростка (ты ведешь себя как девчонка/мальчишка). Поэтому, в процессе воспитания подрастающего поколения, воспитательный процесс должен переходить в доверительные отношения к мальчикам и заботой о девочках для более конкретной идентификации гендерных ролей. В этом возрасте центральным становится конфликт между достижением идентичности и спутанной идентичностью, который, решается в сторону спутанной идентичности. Шанс по-новому, иначе решить предшествующие конфликты, исправить не­благоприятный опыт детства не используется, так как обычно им не удается обрести веру в окружающих людей и доверие к миру в целом, не удается достичь самостоятельности, стать инициативным, потому что у ребенка, как правило, нет свободы даже профессионального выбора, выбора дальнейшей программы обучения, места жительства и т. п.. Исторически сложившиеся гендерные роли, отсутствие образов идентификации подсказывает, что вытесненный, неосмысленный, как забытый, опыт прошлого, в действительности, никуда не уходит, а остается чуждым, враждебным, раздирающим личность на части. Поэтому идентичность, как целостность, непрерывность во времени, на этом пути недостижима. Подросток должен помнить прошлое, каким бы оно тяжелым не было, необходимо восстанавливать воспоминания, перерабатывать их и включать в целостный субъективный опыт. Ребенок должен пережить и понимать прошлое, как свое личное и неприкосновенное достояние. Человек не способен без прошлого адекватно действовать и жить.




Литература:


  1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – З-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005.- 336 с. – («Gaudeamus»).

  2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Возрастные кризисы детства. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 384 с.

  3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. - 400 с.: ил. – (серия «Детскому психологу»).

  4. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.; 1997.

  5. Эриксон э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

  6. Большой психологический словарь/Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!