Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Естественнонаучная область, предмет - география |
Класс | 6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2015 Учебник: 6 кл. Под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди» Москва. «Просвещение» 2015 |
Тема учебного занятия | Гидросфера – водная оболочка Земли |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Мировой океан, практикум |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Второй урок темы «Гидросфера – водная оболочка Земли» (6 уроков) |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Вовлечь учащихся в образовательную, исследовательскую ситуацию изучения Мирового океана и его частей Овладеть теоретическими знаниями в области гидросферы, как части Мирового океана и способами их нанесения в практической деятельности. Открыть способ описания океана или моря по карте. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Ц ель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающийся сформирует понятия Мировой океан и его части; научится называть и показывать географическую номенклатуру | Обучающийся получит возможность сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Определять черты сходства и различия океанов Земли. Описывать море и океанов по плану, наносить географические объекты на контурную карту. |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающийся научится самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, формировать умение работать с различными видами карт, учебником; | Обучающийся получит возможность выполнять задания самостоятельно и оценивать результаты проделанной работы, а так же систематизировать информацию разной сложности в схеме и таблице. Работать с контурной картой. |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающийся научится объективно оценивать свои знания, применять полученные знания в жизни. | Обучающийся получат возможность научится выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океанов для человека. |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | -имеют опыт различать объекты природы, формы суши и виды водоёмов; находить и показывать на карте материки и океаны Земли; - знают понятие гидросферы, круговорота воды в природе - могут определять по карте горы, равнины, реки, озёра, моря. - могут сравнивать, сопоставлять классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия. -могут планировать цель урока, проектировать элементы своей деятельности; - могут контролировать выполнение задания учителя, оценивать свою деятельность |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Тренировочные задания и упражнения по теме | Решение проблемных ситуаций, практические задания | Рефлексия учащихся |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание позитивного микроклимата в классе на начало урока. - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Быстренько проверь, дружок: Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “пять”! | Приветствие учителя, проверка принадлежностей. Подготовка обучающихся к работе. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по теме «Состав и строение Гидросферы». - Как называется водная оболочка нашей планеты? -Гидросфера включает воду трёх состояний. Каких? -Каким процессом связанны между собой все части гидросферы? | | Отвечают на вопросы, анализируют ответы Водная оболочка нашей планеты –гидросфера. Гидросфера включает воду трёх состояний : жидкое , твёрдое ,газообразное. Все части гидросферы связанны между собой круговоротом воды в природе |
1.3. Создание проблемной ситуации | На слайдах презентации репродукции И.К. Айвазовского -Ребята скажите, что изображено на картинах? Что у них общего? -Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? -Моря – это часть чего? | Создание проблемной ситуации, возникновение мотива На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море. Сегодня на уроке мы будем изучать моря. Мирового океана |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | А, следовательно, как будет звучать тема нашего урока? Какова цель нашего урока? Какие задачи нужно решить при изучении данной темы? Задача учителя показать части гидросферы как составные единицы, формирующие единую водную оболочку | Тема нашего урока «Мировой океан и его части» Формулируют цель и предлагают план урока -Представления о Мировом океане, его составных частях. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Теоретическое объяснение фактов. Найти все части Мирового океана Беседа с обучающимися с использованием рисунков учебника, физической карты полушарий, помощь при анализе карты. На наше Земле океанов- Четыре (ПОКАЗ НА КАРТЕ ) Индийский- ( Самый соленый в мире) Атлантический славен сельдями, Ледовитый –всё время спит подо льдами, А Тихий, Конечно же, вовсе не тихий- А буйный, глубокий, и самый великий. | | Рассматривают на карте расположение всех океанов, их названия, находят границы. - Границы океанов проведены достаточно условно . Все океаны сообщаются между собой и образуют единый и непрерывный Мировой океан Земли Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Выполнить задание в Моём тренажере Составить схему: «Части Мирового океана». Помогает сформулировать определения морей, заливов, полуостровов, проливов, архипелагов, островов | | Строят круговую диаграмму, выделяют доли частей Мирового океана. Составляют схему: |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | -На контурную карту нанести океаны, моря, заливы, проливы (перечисленные в тексте учебника) - стр. 98-101 Помогает находить объекты и проверяет выполнение заданий -Выполнить практическую работу «Описание океана по карте» - рубрика «Шаг за шагом» (план характеристики в учебнике на стр. 102) Учитель устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует. | | Наносят объекты на контурную карту. Работают с картой. Пример описания Тихого океана. Тихий океан расположен в Западном полушарии, между материками Евразия и Австралия на западе, Северная Америка и Южная Америка на востоке, Антарктида на юге. Экватор пересекает океан почти посередине. Тихий океан наиболее широк в районе тропиков. Его площадь 178,6 млн км2, преобладающие глубины около 4000 м. Максимальная глубина 11 022 м — в Марианской впадине. В океане производится лов рыбы и морепродуктов, добыча руд, соли, нефти, газа; ведутся научные исследования. Это важнейшая транспортная магистраль. Экологические проблемы — загрязнение вод отходами промышленности, нефтью из-за аварий судов, а также чрезмерный лов рыбы. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирует, советует, помогает Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности | Предъявляют результаты практической работы, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. - На ваших партах находятся квадратики разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый - удовлетворительное. Выберите кружок, отражающий ваше настроение. (Что понравилось, что узнали , что не понравилось, где возникли трудности) - Оценки за урок Домашнее задание параграф 29-30, сдать к/к. | При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся. Высказываются по поводу изученного материала. Рефлексия. Записывают домашнее задание |