СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Героическое прошлое нашей страны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Героическое прошлое нашей страны»»

Элективный курс «Героическое прошлое нашей страны».

Пояснительная записка

Современная общеобразовательная школа переживает период обновления. Одним из направлений школы является дифференциация и индивидуализация обучения, которая реализуется в концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования через введение нового типа учебного предмета – элективных курсов. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи. В общеобразовательной области «История» не достаточно внимания уделяется патриотическому воспитанию, формированию гражданского самосознания. Историю создают не только исторические личности, такие как А. Невский, Д. Донской, Петр I, Г. К. Жуков, И. В. Сталин, Н. С. Хрущев и др., но и народные массы, которые поддерживают или не поддерживают историческую личность. О роли простого человека, его положения в обществе, его ответственности за судьбу страны, сказано мало.

Программа «Героическое прошлое нашей страны» предназначена показать учащимся, как простой человек, обыватель, вел себя в переломную эпоху. В настоящее время это имеет большое значение. Изменения в обществе требуют от подрастающего поколения активной жизненной позиции, творчества, инициативности и умения самостоятельно оценивать события.

Новизна данного курса в состоит в том, что он познакомит учащихся с жизнью и поведением народных масс в переломные эпохи: татаро-монгольского нашествия, Смутного времени, Отечественной войны 1812 года, Гражданской войны, Великой Отечественной войны.

Главными целями данного курса являются:

- формирование устойчивого интереса к прошлому историческому опыту;

- формирование гражданственности у молодых людей;

- воспитание ответственности за свои поступки;

- расширение представления роли личности в истории;

- развитие практических умений уверенно ориентироваться в окружающем мире.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

- самостоятельное приобретение знаний (работа с учебной, научно-популярной, художественной литературой);

- анализ и сопоставление фактов, исторических документов;

- определение достоверности исторических фактов;

- высказывание суждений о причинно-следственных связях исторических фактов;

- определение и умение аргументировать свое отношение к историческим событиям.

По окончании курса учащиеся должны:

- определять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

- определять и объяснять свое отношение к событиям и личностям в истории, давать оценку исторической эпохе;

- уметь анализировать и систематизировать изученный материал.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы:

- лекции с обсуждением документов;

- практические работы;

- экскурсии в Краеведческий музей;

- Интернет-уроки;

- семинары;

- киноурок;

- дискуссия.

Данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов, выбирающих в дальнейшем социально-гуманитарный профиль. Знания, полученные при изучении данного курса, будут востребованы при выборе профессий, связанных с педагогической, культурно-просветительской деятельностью, работой в МВД, туристическим бизнесом и т.д.

Элективный курс рассчитан на 17 часов.

Итогом работы по данному курсу могут быть зачет, рефераты, сообщения, презентации учащихся по конкретной теме.

Содержание программы

Тема 1. Нашествие татаро-монгол на Русь. (2 ч)

Соотношение сил к началу вторжения. Вторжение в Северо-Восточную Русь. Вторжение в Юго-Западную Русь. Борьба русского народа с врагом. Разорение Рязани, Москвы, Владимира, Переславля, Козельска, Киева и др. городов.

Тема 2. Борьба русского народа со шведскими и немецкими феодалами. (2 ч)

Вторжение немецких рыцарей в Прибалтику. Битва на Неве. Ледовое побоище.

Тема 3. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. (2 ч)

Экономические и политические причины Смуты. Польско-шведская интервенция. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. I ополчение. II ополчение. К. Минин и Д. Пожарский.

Тема 4. Герои Отечественной войны 1812 года. (3 ч)

Международное положение Росси вначале XIX века. Цели внешней политики России. Основные направления внешней политики. Итоги внешнеполитической деятельности российского правительства Причины и характер войны 1812 года. Соотношение сил. Планы русского и французского командования. Вторжение Наполеона в Россию. Смоленское, Бородинское сражения. Партизанские отряды. Оставление Москвы. Тарутинский маневр. Изгнание Наполеона.

Тема 5. Гражданская война и ее герои. (3 ч)

Предпосылки гражданской войны. Периодизация гражданской войны. «Белые» и «красные». Интервенция. Политические силы и движения в период гражданской войны. Отношение простых людей к войне. Причины победы большевиков. Гражданская война - опасность для развития страны.

Тема 6. Герои Великой Отечественной войны. (3 ч)

Международная ситуация накануне Великой Отечественной войны. Соотношение сил накануне войны. Планы советского и немецкого командования. Военные действия 1941-1945 годов. Человек на войне. дети и война.

Тема 7. Человек в переломную эпоху. (2 ч)

Роль народных масс в историческом процессе.

Учебно-тематический план:

содержание

Кол-во часов

форма проведения

1.

Нашествие татаро-монгол на Русь.

2

лекция (1 ч)

практикум (1 ч)

2.


Борьба русского народа со шведскими и немецкими феодалами.


2

Интернет-урок(1 ч)

киноурок (1 ч)

3.


Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.


2


лекция (1 ч)

практикум (1 ч)

4.


Герои Отечественной войны 1812 года.


3


семинар (2 ч)

киноурок (1 ч)

5.

Гражданская война и ее герои.

3

киноурок (1 ч)

практикум (1 ч)

дискуссия (1 ч)

6.

Герои Великой Отечественной войны.

3

практикум (1 ч)

экскурсия (2 ч)

7.


Человек в переломную эпоху.

2

презентация(2 ч)



Итого:

17

лекции – 2 ч

Интернет-урок – 1 ч

практикумы–4ч

экскурсия – 2

дискуссия – 1 ч

семинары – 2 ч

презентации–2ч

киноурок – 3 ч


Методические рекомендации к курсу.

Тема 1. Нашествие татаро-монгол на Русь.

Цели: поиск участников борьбы с врагом в Рязани, Москве, Владимире, Переславле, Козельске и других городов (по документам), показать героизм простых людей – защитников своей земли.

Основные понятия: дружина, ополчение, хан, нойон, иго.

Форма контроля: тезисы, опорный конспект.

Рекомендуемая форма проведения: лекция с обсуждением, практикум.

Тема 2. Борьба русского народа со шведскими и немецкими феодалами.

Цели: знакомство с подвигами не только воевод, но и простых дружинников князя Александра Ярославича (Невского), умение выделять причинно- следственные связи.

Основные понятия: рыцарские ордена, дружина, ополчение, кнехт, боевой порядок «свинья».

Форма контроля: анализ письменных источников, план.

Рекомендуемая форма проведения: Интернет-урок, киноурок.

Тема 3. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.

Цель: знакомство с участниками I и II ополчения (Оборона Троице-Сергиева монастыря, захват Москвы поляками, К.Минин и Д.Пожарский, освобождение Москвы от захватчиков), подвести учащихся к пониманию того, что Смутное время было сложным общественным явлением.

Основные понятия: смута, интервенция, ополчение, «тушинский вор», «семибоярщина», Земский собор.

Форма контроля: сообщения, анализ письменных источников.

Рекомендуемая форма проведения: лекция, практикум.

Тема 4. Герои Отечественной войны 1812 года.

Цели: показать роль русской армии, ополчения, различных сословий в победе, акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

Основные понятия: отечественная война, ополчение, партизанские отряды.

Форма контроля: сообщения, обсуждение материала в группе.

Рекомендуемая форма проведения: семинар, киноурок.

Тема 5. Гражданская война и ее герои.

Цели: обратить внимание учащихся на то, что гражданская война – это величайшая народная трагедия, показать опасность решения материальных и духовных вопросов силовыми методами, основой которых был террор.

Основные понятия: интервенция, «красные», «белые», террор, политика «военного коммунизма», продразверстка.

Форма контроля: подбор иллюстративного материала, тезисы.

Рекомендуемая форма проведения: киноурок, практикум, дискуссия.

Тема 6. Герои Великой Отечественной войны.

Цели: указать на справедливый всенародный характер войны, определить истоки героизма советских людей.

Основные понятия: отечественная война, партизанское движение, подполье, ополчение, оккупационный режим, плен, движение Сопротивления.

Форма контроля: подбор иллюстративного материала, анализ письменных источников, сообщения.

Рекомендуемая форма проведения: практикум, экскурсия в музей.

Тема 7. Человек в переломную эпоху.

Цели: Подведение итогов.

Ответ на вопросы: «Каждый ли человек может стать героем? Можно ли назвать героем человека, который в повседневных трудностях быта войны не утратил нравственную стойкость? ».

Рекомендуемая форма проведения: презентация

Литература

  1. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., «Просвещение», 1986г.

  2. Хрестоматия по истории СССР, XIX в. М., «Просвещение», 1991г.

  3. Хрестоматия по истории СССР, 1900-конец 1930гг. М., «Просвещение», 1988г.

  4. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне. М., «Просвещение», 1987г.

  5. Энциклопедия для детей. История России от древнейших славян до Петра Великого, т. 5, М., «Аванта», 1995г.

  6. Говорят погибшие герои. М., 1973г.

  7. Венок славы, т. 1-10, М., «Современник», 1987г.

  8. Рассказы русских летописей. Пер. с древнерусского и пояснения Т. Н. Михельсон; научн. ред. Д. С. Лихачев. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1995.

  9. Страницы боевого прошлого нашей Родины. М., «Просвещение», 1972.

  10. http://www.hrono.info/dokum/docum.html#XIII

  11. http://www.hronos.km.ru/dokum/nevski_zh.html

12. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - Проект «1812 год».

13. http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Mmnk/mmnk.txt

14. http://medalirus.narod.ru/Tools/bartosh_10.htm

15. И.Ф. Паскевич Походные записки - http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Paskevich/Pask-3.htm

16. http://www.gov.karelia.ru/gov/Karelia/715/38.html

17. http://www.mos-edu.ru/referat/25255/1.php

18. На Невских берегах. Учебный фильм.

19. Гражданская война. Учебный фильм.

20. Бородинская битва. Учебный фильм.

21. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Учебный фильм.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!