СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Героическая тема в искусстве. Симфония №7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Симфония № 7 Д.Шостаковича - это великое произведение, которое отражает волю к победе и силу духа русского народа.В каждом звуке музыки слышен след истории войны, который ворошит память блокадного Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
««Героическая тема в искусстве. Симфония №7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича»»

Урок музыки в 7 классе по теме: «Героическая тема в искусстве. Симфония №7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича»

Цель урока: познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческое значение.

Задачи:

  • характеристика образов мира и вражеского нашествия и средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ,

  • выявление взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и поэзии,

  • развитие образного и творческого мышления учащихся, умения высказывать свои мысли и суждения,

  • воспитание патриотизма, любви к родине, интереса к истории родной страны.

ХОД УРОКА.


1. Орг.момент. ( проверка готовности к уроку)


2. Музыкальное приветствие. ( распевка)


Разрешаю тихо сесть

В этом уроке секреты есть

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Интересная наука

О чудесном мире звуков

К нотам тянется рука

Ведь урок наш…. МУЗЫКА.

3. Видео-ролик . "Ты помни"

Я знаю о войне лишь понаслышке,
Но вновь и вновь в мои приходит сны.
Безусый паренёк, совсем мальчишка,
Который не вернулся с той войны.
Сожмётся больно сердце от печали,
Хоть с той поры прошло полсотни лет,
Но снится мне тревожными ночами
Мой молодой, мой вечно юный дед.

Припев:
Над миром вновь ликует светлый май,
Который раз мы празднуем Победу.
Но то, что совершили наши деды,
Ты помни, никогда не забывай.

- О каких событиях в жизни нашей страны рассказала нам песня в исполнении ученицы 10 кл. Милютиной Ек. ?

- Какие поэтические строки подтверждают ваш ответ?

ОТВЕТ: -Хоть с той поры прошло полсотни лет - Над миром вновь ликует светлый май, - Который раз мы празднуем Победу. - Но то, что совершили наши деды

- Какие чувства у вас рождает эта песня?

-  Ребята, а кто такие герои? ( ответы детей) в наши дни

-Назовите музыкальные произведения, в которых композиторы создавали героические образы? ( из пройденного материала)

ОТВЕТ:«Иван Сусанин» (М. И. Глинка), кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьев, «Князь Игорь» опера.

СЛАЙД 1

ЗАДАНИЕ: Соотнесите, пожалуйста, музыкальное произведение и композитора. ( 2 мин.)

- Какие Отечественные войны в истории нашей страны вы знаете?

ОТВЕТЫ? 1.Отечественная война 1812 г. - борьба с наполеоновской Францией.
2. Отечественная война 1941-1945г.г. - борьба с фашисткой Германией. (Битва за Москву (1941г.)
Сталинградская битва (ноябрь 1942г. - январь 1943г.)
Курская битва (1943г.)
Блокада Ленинграда (1941г. - 1944г.)

- О Победе, в какой войны идет речь в данной песне?

4.ГОЛОС ЛЕВИТАНА.

Звучит тихая музыка ( читает учитель)

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –
БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.
(Г. Станиславская )

- О каком городе шла речь? Что вы о нем знаете?

СЛАЙД 2

- А кто из вас знает, что такое блокада

Ответ: окружение, изоляция от внешнего мира



Ученик: ( слайды)

Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

СЛАЙД 3

В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

СЛАЙД 4

Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.

СЛАЙД 5

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

СЛАЙД 6

Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)

Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.

Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.

Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.

Ученик:

СЛАЙД 7,8

Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах.

СЛАЙД 9 на экране ЧИТАТЬ)))


Учитель: 900 дней голода, холода, горя.Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

СЛАЙД 10

Ему 35 лет.  Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории.  Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. 

5.Постановка темы урока.

Тема нашего урока «Героическая тема в искусстве. Симфония №7 Дмитрия Шостаковича»

СЛАЙД 11

-Что мы можем сказать о музыкальном произведении, еще не прослушав его?







ЗАПОЛНЯЕМ

Название: «Ленинградская»
Автор:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Жанр оркестровой музыки:
симфония

-Дайте понятие, что такое симфония?


ОТВЕТ:Симфония – это муз.произведение для оркестра.

-В какой форме пишется симфония? (Сонатно-симфонической)

ЗАДАНИЕ: На доске вы видите названия всех частей сонатно-симфонического цикла и несколько названий, которые не относятся к сонатно-симфоническому циклу. Расставьте их пожалуйста по порядку. (На доске на магнитах слова: Вступление, разработка, реприза, кода, концовка, кульминация)

Учащиеся. – Обычно 3-4 части. Вступление, разработка, реприза и кода.

- Можем ли мы ответить на следующие вопросы?

Характер музыки
: суровый, напористый, маршевый.
Динамическое развитие:
Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А затем сила звука усиливалась, тема становилась все уверенней, тяжелей и мощней.
Инструменты, преобладающие в звучании оркестра:
Духовые медные и ударные инструменты.
Музыкальные образы симфонии:
Тема нашествия рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают.
Музыкальная драматургия построена на показе  и борьбе двух непримиримых враждебных образов. Это уже не просто Добро и Зло, здесь мир советских людей и фашизм. Два контрастно-конфликтных образа.

ОТВЕТ: Нет, мы не можем ответить на данные вопросы.



- Посмотрите сколько вопросов, что нам нужно сделать, чтобы ответить на них?

ОТВЕТ: Прослушать музыкальное произведение

6. Изучение новой темы.

1 часть

Учитель. - Вы слушали фрагмент из первой части Седьмой Симфонии Шостаковича, она написана в сонатно-симфонической форме.  Какая тема звучала: добра или зла? 
Учащиеся. – Тема зла.
Учитель. – Почему вы так думаете?

Ученики. – Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная. Страшный, зловещий, жестокий, разрушительный, образ горя, беды.
Учитель. –Опишите, пожалуйста, что вы себе представляли во время прослушивания музыки, какими красками вы бы описали эти образы?

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…»  Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется мотив сопротивления.  Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.

 - Сейчас вы увидите уникальные кадры. Сам Дмитрий Шостакович исполняет Симфонию №7. Видеофрагмент



2 часть ( 2.55)

Учитель. -  мы с вами прослушали фрагмент второй части симфонии №7. Опишите образы, возникающие у вас при просушивании этой части.

Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.

3 часть ( 2.17)

Учитель. – О чем, как вы думаете, нам рассказывает 3 часть? ( как прозвучала)

Третья часть -  величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой».  Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части.

4 часть ( 4.52)

Учитель. – 4 часть – Финал. Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?

Финал начинается едва слышно. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народного гнева, медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.  



РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ стр.132 предпоследний абзац

Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время – веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Спустя много лет после войны немцы говорили: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть..."

- Какая часть, на ваш взгляд, наиболее проникновенная, какая часть вам понравилась больше всего?

Учитель. – Что значило это исполнение?
Ученик. – Что измученный голодом город не сдается. 

- Петербургская филармония носит имя великого композитора Д.Шостаковича). (Слова на слайд) Филармония им. Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге. Большой зал. В наши дни) фотографии в слайд.

 "Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться". В. Гергиев.

Итог урока: 

-Так что же хотел рассказать своим произведением «Ленинградской» симфонией Д.Д. Шостакович?

-Из скольких частей состоит симфония?

- Можем ли теперь ответить на вопросы, поставленные мною в начале урока? ( см. выше)

- Как вы думаете, можно ли Д.Шостаковича назвать героем? Ответы учащихся…

Учитель: Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне.

7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

 Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.

Исполнение классом песня «Офицеры».

Учитель: Давайте отдадим дань памяти погибшим героям. МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит метроном.

Подведение итогов за работу на уроке..


Д/з: эссе на тему «О значении музыки в годы войны».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!