СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героическая поэма "Войной украденное детство"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         "Война – не место для детей!

                         Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

                         Разрывы мин и грохот пушек,

                         И море крови и смертей.

                         Война – не место для детей!"

 

Просмотр содержимого документа
«Героическая поэма "Войной украденное детство"»





Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»











Героическая поэма

«Войной украденное детство…»









Подготовили и провели:

Шелестенко И.А. учитель истории и обществознания

Кузнецова В.В. учитель русского языка и литературы

обучающиеся Неманского СУВУ

2021 г

Цели: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

  • Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.

Ход мероприятия

С 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Образы некоторых из них использовались в советской пропаганде как символы мужества и верности Родине.



    1. Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!



    1. Вот о них сегодня наш рассказ

Не совместимы дети и война!

Как много сказано в одной лишь этой строчке,

Им не нужны были медали, ордена.

Нужна была свободная страна и мама рядом,

Это точно.

Пройдут уже и годы, и века

Но память позабыть не даст их никогда



Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники:




    1. Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.




Стих «Бессмертные» В. Шевчук



    1. Пускай, сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.





В годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет.







Стих «Юный партизан» Л. Самалюк



Видео «Снайпер» Видео «Юный разведчик»

(Василий Курка) (Александр Колесников)

Стих «Моя сестра» З. Александрова Стих «Мальчик из села Поповки» С.Я Маршак

«Рассказ про танкиста»



Из воспоминаний:




Дети – маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли. Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря.


Наше детство убила война!

Всюду были голод, разруха,

Но у нас не сломила она

Чувство гордости, силу духа!






От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.


Стих «Саласпилс. Угнанное детство.» О. Селиванов


Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

К ровь брали фашисты из тоненьких венок,

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.







Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.


П ережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса».

Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Но и сейчас идут войны. Детям приходится страдать и даже воевать.

Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.


Видео «Приют смерти»

(Kinderheim»)

В ходе Великой Отечественной войны десятки и сотни тысяч граждан СССР стали жертвами нацистских преступлений на территории одной из провинций гитлеровской Германии — Восточной Пруссии. Основную их массу составляли военнопленные, узники концентрационных лагерей и так называемые «остарбайтеры» (перемещённые лица) и дети.

В некоторых источниках упоминается и о единственном в своём роде лагере под названием “Киндерхайм”. Недалеко от Кёнигсберга находилось созданное под эгидой СС “экспериментальное” закрытое заведение (нечто среднее между и сиротским приютом), куда из концлагеря России, Польши и Чехии привозили детишек в возрасте 5-10 лет. Над узниками “Киндерхайма” ставились психологические опыты по “промывке мозгов”: немецкие учёные пытались понять, можно ли будет подавить “ген потенциального сопротивления”, если всех детей на оккупированных территориях изымать из семей и воспитывать в таких вот “киндерхаймах”.

Кроме того, дети “отрабатывали хлеб”, своими тонкими пальчиками приклеивая кусочки янтаря к заготовкам декоративных панно и шкатулок (известно, что Германия и в годы войны продолжала торговать с Западом, а янтарь всегда был ходовым товаром).

Седьмого апреля 1945 года “Киндерхайм” - со всеми детьми-заключёнными - должны были уничтожить, но этому помешало восстание, поднятое в соседнем “взрослом” лагере советскими и польскими военнопленными. Которые гибли десятками, с голыми руками кидаясь на вооружённую охрану.

Первый удар по Восточной Пруссии нанесла не Красная Армия, а английская авиация в ночь на 27 августа 1944 года. По официальной оценке, на Кёнигсберг англичане сбросили около 40 000 различных бомб. Весь центр старого города практически был уничтожен, около 150 тысяч его жителей остались без крова.

        18 октября 1944 года войска 3-его Белорусского фронта с боями вступили на территорию Восточной Пруссии.

 После победы наши органы репатриации занялись поисками советских детей, вывезенных немцами. Однако мало кого удалось найти, многие были запуганы и не хотели признаваться в своем прошлом, некоторые уже и не помнили, кто они.

Считается, что в Советский Союз вернули не более 3% похищенных.

49 трудовых лагерей на северной части Восточной Пруссии (нынешней Калининградской области) в период 1939 – май 1945 г.

(лагеря для военнопленных и интернированных лиц, смешанного типа (для военных и гражданских), трудовые лагеря)

До недавнего времени это была закрытая информация. Согласно приказу, Сталина N270 от 16 августа 1941 г., советские военнопленные приравнивались к "дезертирам, предавшим родину". Их полная реабилитация произошла лишь после издания декрета президента России в связи с 50-летием окончания войны в 1995 г.

Их называли «волчатами»

В 1944 году, спасаясь от голода, тысячи осиротевших немецких ребятишек из Восточной Пруссии, кто как мог: пешком через леса, на товарных поездах, переплывая Неман, мигрировали в Литву. Они скитались по лесам, и если находили товарищей по несчастью, таких же беженцев, объединялись в «стаи», чтобы было легче выжить в условиях, несовместимых с жизнью. Судьбы этих детей, затерявшихся на бескрайних военных дорогах – явное и очевидное свидетельство того, что в войне не бывает победителей и побежденных.

Дети войны …

Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ло­жатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убий­цам...


З лая мачеха — война
Война — ты мачеха злая!
Малых детей обижала,
Страхом душу терзая,
Детство у них отнимала.
Война — ты мачеха злая!
Досыта есть не давала,
С белого света сживая,
Радость у них отбирала.
Война — ты мачеха злая!
Вволю поспать не давала,
Рано детей поднимая,
Тяжким трудом донимала.
Мы соберем все силы —
Прогоним злую старуху,
Чтоб детям она не грозила
Голодом, смертью, разрухой!










Интернет-ресурсы:

  • https://klg.aif.ru/society/ih_nazyvali_volchatami_istorii_detey_kenigsberga_spasshihsya_ot_voyny

  • http://kaliningrad-obl.narod.ru/p21.htm

  • https://ostpruss.ucoz.ru/publ/istoricheskie_spravki/genocid_v_vostochnoj_prussii/spisok_koncentracionnykh_lagerej_dejstvovashikh_na_territorii_vostochnoj_prussii/6-1-0-55

  • https://vk.com/wall-44866878_25714

  • http://history-doc.ru/deti-v-osvencime/

  • https://www.mlyn.by/2019/05/malenkie-plenniki-kak-v-kontslagere-pod-minskom-iz-detej-vykachivali-krov/

  • https://chr.aif.ru/society/history/deti_polka_neizvestnye_istorii_podrostkov_sovershivshih_podvigi_v_gody_vov

  • https://kladraz.ru/blogs/anastasija-nikolaevna/deti-v-tylu-v-gody-velikoi-otechestvenoi-voiny-1941-1945.html









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!