СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Германия. Особенности развития немецких федеративных земель

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается особенности развития Германии и ее отдельных земель

Просмотр содержимого документа
«Германия. Особенности развития немецких федеративных земель»

23. Германские государства в первой половине XIX в. (до 1864 г.): Решение судеб Германии на Венском конгрессе. Особенности политического развития Германских государств. Первые попытки объединения страны.

В 962-1806 годах германские княжества входили в Священную Римскую империю. В начале 19 века на территории Германии существовали сотни независимых княжеств и десятки имперских городов. Представительная власть в этих княжествах принадлежала ландтагам, основной задачей которых было утверждение бюджета. Крупнейшим государством на территории Германии была Пруссия. В ходе наполеоновских войн в 1803-1804 гг. в Германии была проведена «медиатизация» (ликвидация мелких государств и присоединение их территорий к более крупным, которые должны были стать противовесом Австрии и Пруссии). В 1806 г. Наполеон образовал под своим протекторатом Рейнский союз, объединявший (первоначально) 16 немецких государств, что явилось концом Священной Римской империи.
Преобладающей формой правления в отдельных германских государствах была абсолютная монархия в форме т. н. княжеского абсолютизма, который в отличие от централизованных национальных государств Европы установился не в масштабах всей страны, а в пределах отдельных территориальных владений. Опорой княжеского абсолютизма являлось среднее и мелкое дворянство, а также торгово-промышленные элементы городского населения (бюргерства); основным противником территориальных абсолютистских режимов выступала местная феодальная аристократия. Таким образом, социальная база германского абсолютизма не имела принципиальных качественных отклонений от других европейских аналогов, — речь может идти только о количественных отличиях, зависевших от масштабов пространственной реализации этой государственной формы.
Естественно, что главные направления развития политической системы империи определялись теми процессами, которые протекали в наиболее крупных и влиятельных германских государствах. К числу последних относилось Бранденбургское курфюршество, правитель которого в 1701 г. получил от императора королевский титул и короновался в городе Кенигсберге под именем короля Фридриха I; начиная с этого времени, было установлено новое официальное наименование государства — Королевство Пруссия. Вновь образованное государство стало серьезным фактором политической и военной истории не только в масштабе Германии, но и всего европейского континента. Прусский абсолютизм окончательно оформился при короле Фридрихе II Великом (1740—1786 гг.) По инициативе короля был проведен ряд реформ, имевших целью упорядочение финансов и судопроизводства. Улучшилось положение крепостного крестьянства. Для всех подданных королевства было введено всеобщее начальное образование. Проводились меры по унификации права.

В результате внешней экспансии территория Прусского королевства возросла почти в два раза. Вся экономика страны, подвергнутая жесткому государственному регулированию, приобрела ярко выраженный милитаризованный характер. Военная профессия, являвшаяся привилегией дворянства, считалась самой престижной и намного превосходила достоинства и льготы штатской службы. Система высших и местных государственных органов, наделенных сильными военно-полицейскими полномочиями, была жестко централизована. Весь чиновничье-бюрократический аппарат строился на принципах воинской субординации и дисциплины. Общественная и частная жизнь подданных была строго регламентирована соответствующими полицейскими установлениями, — последнее обстоятельство предполагало неограниченный произвол властей и полное отсутствие прав личности. Отмеченные специфические черты организационного устройства и политического режима Пруссии дают основания характеризовать установившийся здесь вариант децентрализованной германской государственности как военно-полицейский абсолютизм.

Другим влиятельным германским государством являлась Австрия. Окончательное оформление и расцвет австрийского абсолютизма пришелся на вторую половину XVIII в. Период максимального укрепления абсолютистских порядков в Австрии характеризовался проведением ряда государственных преобразований, которые в своей совокупности именуются политикой “просвещенного абсолютизма”. Суть этой политики состояла в том, чтобы, сохраняя неизменными наиболее глубинные, сущностные свойства абсолютистской системы, осуществить сверху, по инициативе и под контролем самого монарха, реформирование некоторых сфер жизни, очистив их от самых устаревших, окончательно изживших себя институтов феодализма, вызывавших наибольшее общественное недовольство. Будучи не всегда последовательными, “просвещенные” реформы австрийских Габсбургов не обладали к тому же четкой социальной ориентацией, проводились без учета исторических традиций многонациональных народов империи, они встречали со стороны последних активное противодействие и фактически не проводились в жизнь. В целом провал реформ, которые кроме Австрии проводились еще в целом ряде германских государств, продемонстрировал несовместимость принципов Просвещения с идеологией и практикой абсолютистских режимов. Грозные события Французской буржуазной революции вынудили германских монархов решительно отказаться от либеральных экспериментов в духе просветительского реформаторства и вернуть свои страны в русло традиционной феодально-деспотической политики.

Германские государства в годы Французской буржуазной революции и наполеоновских войн. Революционные события во Франции встретили неоднозначный отклик в различных слоях германского общества. Имели место случаи открытых крестьянских выступлений против феодального гнета, особенно в тех государствах, которые граничили с Францией. Восторженный отклик события во Франции нашли у многих видных представителей германского Просвещения — И. Канта, Ф. Шиллера, И. Фихте, Ф. Клопштока, Л. Бетховена и др., посвятивших этим событиям свои научные, поэтические и музыкальные произведения.

Правящие же круги многих германских государств, стремившиеся не допустить распространения “французской заразы” на другие страны Европы, объединили свои усилия в поисках самых различных мер борьбы с грозной опасностью. Именно германские государства стали главным прибежищем реакционной французской эмиграции, стали формироваться боевые отряды дворян-эмигрантов, которые участвовали в военной интервенции против революционной Франции. Огромное влияние на судьбы германского народа на протяжении двух последующих десятилетий оказали наполеоновские войны, в ходе которых над большинством германских государств была установлена французская гегемония. Наполеон I объективно содействовал укрупнению карликовых германских государств, в частности, за счет присоединения к более крупным владениям тех земель, которые “освобождались” от власти князей и лишения многих имперских городов статуса “вольных городов”. Победы наполеоновских войск явились одной из важнейших причин прекращения официального существования Священной Римской империи германской нации. В 1806 г. в Париже был подписан Договор о создании под протекторатом Наполеона Рейнского союза, первоначально объединившего 16 государств западной и южной Германии (Бавария, Вюртемберг, Баден и др.), к которым в течение последующих пяти лет присоединились еще свыше 20-ти государств Западной, Средней и Северной Германии. Центром Рейнского союза являлся Франкфурт. Правители всех государств, вошедших в состав Союза, заявили о своем выходе из Священной Римской империи германской нации. В августе 1806 г. прошли заседания последнего сейма Священной империи, на котором Франц II Габсбург отказался от общеимперской короны. Сохранив за собой австрийскую императорскую корону, Франц II одновременно заявил о не вхождении Австрии в состав Рейнского союза.

Будучи протектором Рейнского союза, Наполеон взял на себя обеспечение его безопасности, руководство вооруженными силами, определение главных направлений внешней политики. На земли Союза распространялось наполеоновское законодательство: отменялось крепостное право, уничтожались феодальные привилегии, ликвидировались ограничения еврейского населения, вводился в действие Гражданский кодекс Франции 1804 г. (“Кодекс Наполеона”). Однако эти прогрессивные мероприятия одновременно сопровождались усилением французского диктата над местным населением: налоговым гнетом и принудительными займами, массовыми реквизициями, рекрутскими наборами.

Пруссия и Австрия, оставшиеся за пределами Рейнского союза, пытались противодействовать наполеоновской политике. Так, Пруссия в сентябре 1806 г. вступила в 4-ю антифранцузскую коалицию (в которой главную роль играли Англия и Россия), но потерпела сокрушительное поражение от наполеоновских войск. Лишь благодаря срочному вмешательству российского императора Александра I Пруссия смогла сохранить свою государственность. По Тильзитскому миру 1807 г. она потеряла около 50 % своей территории (все земли к западу от Эльбы), должна была выплатить громадную контрибуцию и примкнуть к континентальной блокаде против Англии. В случае необходимости Пруссия обязывалась поставлять во французскую армию военные контингенты.

Оказавшись на грани национальной катастрофы, Пруссия была вынуждена провести ряд срочных реформ, имевших объективно буржуазное содержание. В 1807 г. была отменена личная зависимость крестьян при условии выкупа ими своих платежей и повинностей. Разрешалась свободная купля-продажа земель. Дворянство получило право заниматься торгово-предпринимательской деятельностью; на него стали распространяться некоторые государственные налоговые повинности. Была осуществлена частичная секуляризация церковных земель. Производилась модернизация государственного аппарата (создавалась система министерств). Было введено новое административно-территориальное деление страны на провинции; учреждались органы городского самоуправления. Пруссия первой среди германских государств ввела всеобщую воинскую повинность.

В 1809 г. военное поражение от Франции потерпела и Австрия. По условиям мира, подписанного в Вене в октябре 1809 г., Австрия теряла значительную часть своих владений по Адриатическому побережью и лишалась выхода к морю. Кроме того, у нее были отняты и ее бывшие польские владения.

Людские ресурсы германских государств были использованы Наполеоном в период его кампании против России. В составе его 600-тысячной “Великой армии”, сосредоточенной у русской границы в июне 1812 г., почти одну треть (180 тыс. человек) насчитывали контингенты, составленные из немецких солдат. Падение Наполеона привело к освобождению германских государств от французского диктата (Рейнский союз прекратил свое существование в ноябре 1813 г.), но одновременно ознаменовалось восстановлением старых феодальных порядков.

Актом Венского конгресса от 8 июня 1815 г. было постановлено учредить Германский союз в форме конфедерации, объединявшей в момент своего создания 38 государств. Германский союз объявлялся нерасторжимым: ни одно из государств, вошедших в состав Союза, не имело права выхода из него. В случае объявления войны Союзу ни один из его отдельных членов не мог вступать в переговоры с неприятелем. Целью Союза провозглашалось обеспечение “внутренней и внешней безопасности Германии, независимости и неприкосновенности, вступивших в Союз государств”; цель политического и экономического объединения германской нации документами Союза не предусматривалась. Члены конфедерации, вошедшие в состав Германского союза, отличались исключительным разнообразием государственных форм и политических режимов: здесь была представлена 1 империя (Австрия), 5 королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), 4 “вольных города” с республиканской формой правления (Бремен, Гамбург, Любек, Франкфурт-на-Майне), а также свыше двух десятков германских герцогств и княжеств. Кроме того, в состав Союза вошли и главы некоторых иностранных государств, владевших германскими землями: король Великобритании как король Ганновера, король Дании как герцог Гольштейна и Лауэнбурга, а также король Нидерландов как великий герцог Люксембурга. С другой стороны, некоторые территории Австрии и Пруссии (Венгерское королевство, Восточная Пруссия и др.) не были включены в состав Германского союза.

Высшим органом конфедерации являлся Союзный сейм (бундестаг), заседавший во Франкфурте-на-Майне и состоявший из представителей, назначаемых правительствами отдельных государств. Союзный сейм фактически не являлся полномочным парламентом, но представлял собою своеобразную дипломатическую конференцию, делегаты которой, прежде чем подать голос, должны были снестись со своими государями и получить их санкцию. Наиболее важные постановления сейма должны были приниматься единогласным решением всех членов Союза; для принятия простых постановлений требовалось квалифицированное большинство. Основные законы Союза могли быть изменены лишь решением пленарного заседания сейма, где каждое государство располагало одним или несколькими голосами (так, 6 крупных государств имели по 4 голоса). На обыкновенных собраниях, рассматривавших текущие вопросы, члены Союза были сгруппированы в 17 курий, каждая из которых имела по одному голосу.

В рамках Союза каждое государство сохраняло право иметь свою армию, судебную и денежную систему, собственную дипломатическую службу. Таким образом, в результате создания указанного Союза подлинное политическое единство германских государств достигнуто не было. Однако серьезный позитивный результат состоял в том, что Союз более чем на полвека обеспечил германским государствам прочный внутренний мир, благодаря которому их хозяйственное развитие пошло быстрыми темпами. Но когда впоследствии это развитие достигло высокого уровня, Германский союз себя окончательно исчерпал, превратившись из стимула в тормоз экономического и политико-правового прогресса.

В так называемый предмартовский период, охватывавший 1815—1848 гг., правители 24 германских государств, выполняя решение Союзного акта 1815 г., даровали своим подданным первые конституции. Впервые конституционный строй был оформлен в герцогстве Нассау еще до оформления Германского союза (1814 г.). Затем волна конституционных преобразований затронула страны Южной Германии — Баварию (1818 г.), Баден (1818 г.), Вюртемберг (1819 г.), Гессен (1820 г.); названные конституции испытывали значительное воздействие Конституционной хартии Франции 1814 г. В 30-е годы XIX в. под явным влиянием французских революционных событий 1830 г. появились конституции в ряде восточных и северных германских государств — Брауншвейге (1830 г.), Саксонии (1831 г.), Шлез-виге-Гольштейне (1834 г.). Фактически сохраняя в неприкосновенности традиционные монархические режимы, эти конституции вместе с тем учреждали первые выборные представительные органы, однопалатные и двухпалатные, наделяемые законодательными функциями. Члены верхних палат, как правило, назначались монархами персонально и наследственно. Нижние палаты избирались на основе высокого имущественного ценза. В большинстве конституций закреплялось создание системы органов местного самоуправления, которым передавались некоторые государственные функции (образование, общественное призрение, низшая полиция и др.). В конституциях провозглашались ограниченные гражданские и политические права подданных (равенство всех перед законом, свобода совести, печати, собственности, профессиональных занятий и т. п.).

В целом ряде земель предпринимались попытки проведения реформ по ликвидации личной зависимости крестьянства, разрушению цехового строя, выравниванию социальных прав, ликвидации сословных привилегий, упорядочению несения военной повинности и др.

Однако конечный успех этих реформ мог быть обеспечен только в случае преодоления политической и экономической разобщенности германских земель, создания единой системы права, общей таможенной и финансовой системы.

Эту важнейшую национальную задачу с наибольшим успехом были способны решить два германских государства — Австрия и Пруссия, в силу их экономического преобладания над остальными членами Германского союза, в силу завоеванного ими в течение многих предыдущих столетий политического и морального авторитета. В соперничестве этих двух государств первоначально перевес был на стороне Австрии — именно она играла главную роль в Германском союзе. Однако с 30-х годов XIX в. в качестве гегемона все более и более стала выдвигаться Пруссия. Именно по инициативе Пруссии был образован Германский таможенный союз, в который вошли 18 государств с населением свыше 23 млн чел. Они подписали между собой трактат 1833 г., имевший целью экономическое сближение объединявшихся государств (предусматривалась беспошлинная транспортировка товаров между членами Таможенного союза, создавалась общая таможенная касса, поступления в которую делились между государствами в соответствии с численностью их населения, вырабатывалась единая таможенная политика в отношении государств, не вошедших в Союз). Прием в Союз новых членов продолжался до 1854 г.

Последствия создания Таможенного союза оказались существенными в двух отношениях. Во-первых, это содействовало сближению экономических потребностей буржуазии в различных частях Германии, консолидации ее в единый общенациональный класс, который все более решительно начал заявлять о претензиях на политическое руководство страной. Во-вторых, самоустранение Австрии от участия в Таможенном союзе способствовало возвышению Пруссии среди других германских государств, являлось предвозвестником ее гегемонии в рамках будущей объединенной Германской империи. Осознав позднее негативные последствия своей изоляционистской политики, Австрия попыталась проникнуть в Таможенный союз и подчинить его своему влиянию. Однако подобные меры, равно как и попытки Австрии создать новый союз под своим главенством, были успешно парализованы Пруссией.

Попытка объединения Германии в ходе революции 1848 г. К началу 1848 г. в германских государствах сложилась революционная ситуация. Общество находилось в напряженном ожидании коренных перемен. Дальнейший социально-экономический прогресс германского народа мог быть обеспечен лишь при условии ликвидации феодальных отношений, утверждения национального единства. Стремление к преодолению политической раздробленности своей родины, к созданию централизованного государства с конституционным строем, с системой гарантированных прав и свобод объединяло самые широкие слои германской нации: объединение Германии представлялось им главным условием свободы. Этому массовому общественному движению противостояли монархические правительства, опиравшиеся на дворянскую аристократию, бюрократические и милитаристские круги.

Революция 1848 г., начавшаяся во Франции, но вскоре принявшая общеевропейские масштабы, всколыхнула в первую очередь пограничные с Францией прирейнские земли, но вскоре распространилась по всей Германии. Особенно накалилась обстановка в Пруссии, в столице которой в первые недели марта 1848 г. состоялись многолюдные демонстрации, приведшие к столкновениям с правительственными войсками. На первых порах прусский король Фридрих-Вильгельм IV категорически отклонил ряд требований о введении в стране гражданских и политических свобод, хотя эти требования были сформулированы в самом верноподданническом духе. Лишь после того, как в Берлине произошли кровопролитные баррикадные бои, в ходе которых погибло до 400 человек, и восставшие овладели большей частью прусской столицы, король был вынужден даровать своим подданным некоторые демократические свободы. Было также обещано провести выборы в Учредительный ландтаг; в обязанности последнего вменялась разработка новой конституции. Буржуазия сразу же прекратила борьбу, как в Пруссии, так и в других германских землях, считая, что победа достигнута. И только продолжавшаяся упорная борьба народных масс (в первую очередь пролетариата) вынудила правительства государств, входивших в Германский союз, сделать еще одну уступку. В апреле 1848 г. собрание около 600 представителей местных ландтагов (так называемый предпарламент) приняло решение созвать на основе всеобщих выборов Национальное учредительное собрание, имевшее своей задачей разработку общегерманской конституции.

Национальное собрание, заседания которого открылись во Франкфурте-на-Майне 18 мая 1848 г., состояло в своем большинстве из буржуазных депутатов либерального толка, преимущественно образованного бюргерства. Временным имперским правителем был избран австрийский эрцгерцог Иоганн; было сформировано и временное общеимперское правительство (из 6 министров). Основное внимание депутатов Национального собрания было привлечено к разработке проекта имперской конституции; непосредственно этой работой занимался особый комитет, избранный Национальным собранием в числе 30 депутатов. В комитете обсуждались два варианта будущего объединенного Германского государства — “великогерманского” (с участием Австрии) и “малогерманского” (без Австрии).

28 марта 1849 г. Национальное собрание приняло проект конституции. Хотя проект разрабатывался в обстановке спада революционного движения, консолидации реакционных сил, он оказался, тем не менее, самым демократичным во всей истории германского конституционализма. Согласно этому проекту объединенная Германия по форме государственного устройства должна была стать федерацией, в которой сильная власть общеимперских органов органически сочеталась с широкой автономией земель; предлагаемая федеративная модель строилась на четком и детальном разграничении компетенции центральных государственных учреждений и органов субъектов федерации. Такими субъектами должны были стать отдельные германские государства и территории. Входя в состав Германского союза, они не должны были утрачивать свой государственный суверенитет. Выражением государственного суверенитета субъектов федерации являлось предоставляемое им право иметь собственные конституции, собственную систему органов власти и управления.

Основное внимание в конституционном проекте было уделено регламентации власти общефедеральных органов. Только имперским властям принадлежало право объявления войны и заключения мира, руководства вооруженными силами объединенной Германии. В случае войны должно было создаваться высшее имперское командование, которому вверялось исключительное право распоряжаться всеми общенациональными ресурсами, материальными и людскими. В проекте конституции предусматривалось создание общего экономического пространства, на котором должна была действовать единая таможенная и монетная система, неразделяемая система средств почтово-телеграфной связи, унифицированная система мер и веса. Важные позитивные последствия должны были принести зафиксированные в конституции идеи создания единого общегерманского гражданства и формирования на этой основе единого общеимперского правового пространства. Основополагающим принципом последующего государственно-правового развития должен был стать провозглашенный в проекте конституции приоритет общеимперского права над правом отдельных субъектов федерации.

По форме правления объединенная Германия должна была являться конституционной монархией во главе с наследственным императором; императорскую корону было решено предложить прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Глава империи наделялся законодательной инициативой, обладал правом созыва и роспуска нижней палаты общегерманского парламента, публикации имперских законов, издания специальных распоряжений об исполнении этих законов. В целом объем прав главы государства был достаточно ограниченным.

Законодательное собрание империи (рейхстаг) должно было иметь двухпалатную структуру. Нижняя палата рейхстага (“Палата народа”) избиралась на 3 года на основе всеобщего, равного и прямого мужского избирательного права при тайной подаче голосов из расчета 1 депутат на 100 тыс. жителей; количество депутатов в нижней палате должно было быть пропорциональным численности населения отдельных земель. Верхняя палата рейхстага (“Палата государств”) формировалась из неравного количества представителей правителей и ландтагов государств — членов федерации. Основные прерогативы рейхстага лежали в бюджетно-финансовой сфере (принятие бюджета, роспись расходов, контроль за ними и т.д.). Любой закон, принимаемый рейхстагом, должен был получить поддержку обеих палат и одобрение правительства. Несогласие правительства могло быть преодолено путем принятия рейхстагом трех соответствующих постановлений, вотированных в одной и той же редакции в ходе трех последующих парламентских сессий.

Формирование общефедерального правительства вверялось императору. Планировалось также создание специального Имперского суда, который должен был рассматривать разногласия, возникавшие между федеральными палатами, и споры между субъектами федерации.

В конституцию предлагалось включить особый раздел из 60 статей под названием “Основные права немецкого народа”. В основу этого раздела были положены идеи “Декларации независимости” США 1776 г. и “Декларации прав человека и гражданина” Франции 1789 г. Широкий перечень основных демократических прав и свобод являлся самым детальным и демократичным для своего времени. Он включал в себя равенство всех граждан перед законом и судом, неприкосновенность их личности, собственности и жилища, свободу слова, печати (при уничтожении цензуры), совести, собраний, общественных объединений, петиций в органы власти и др. Заявлялось о ликвидации всех сословных привилегий, всех личных и поземельных платежей и повинностей феодального характера. Провозглашались свобода труда и занятий, отмена гражданских ограничений, свобода передвижений и эмиграции. Закреплялась всеобщая воинская обязанность. Декларировалось введение суда присяжных; гарантировалась несменяемость судей; учреждалось гласное судопроизводство; отменялась смертная казнь; объявлялись недопустимыми конфискации имущества. Государство брало на себя заботу о воспитании и образовании граждан, об организации социального вспомоществования.

Опубликованный конституционный проект, отвечавший чаяниям либерально-демократических кругов германского общества, вызвал резкое недовольство реакционных правительств. 3 апреля 1849 г. прусский король Фридрих Вильгельм IV отклонил предложение принять императорскую корону, мотивировав свой отказ тем, что, по его мнению, конституция, будучи “незаконной” по своему происхождению, является к тому же излишне демократической и потому превращает будущего императора в “пленника революции”. Одним из подспудных мотивов отказа явилось и опасение вероятного военного конфликта с Австрией; сыграло свою роль и давление, оказанное российским императором Николаем I. Вслед за прусским королем конституционный проект Франкфуртского собрания был отвергнут правителями наиболее крупных германских государств (Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Ганновера), тогда как 28 мелких германских государств признали его решения.

Уязвленное демонстративным отказом прусского короля Национальное собрание 3 мая 1849 г. обратилось непосредственно к германскому народу с призывом привести в исполнение разработанную конституцию. В ряде мест (Саксония, Рейнская область, Пфальц, Баден) произошел новый мощный подъем революционных выступлений, которые, однако, не были скоординированы. Прусский король, подавив революцию в Берлине, двинул свои войска на Франкфурт. Наиболее стойкие депутаты Национального собрания, отказавшиеся снять свои полномочия, попытались продолжить заседания в Штутгарте, но здесь были окончательно разогнаны правительственными войсками.

Прекращение деятельности Национального собрания означало конец революции. Однако опыт событий 1848—1849 гг. не прошел даром. Более чем в 10 германских монархиях были конституционно укреплены позиции выборных представительных органов; еще в ряде государств произошло обновление конституционного строя в направлении его либерализации. Но главные задачи революции остались нерешенными: буржуазия не овладела политической властью, Германия продолжала оставаться в состоянии экономической и политической разобщенности. В ряде германских земель проявились явные реакционные тенденции. Проводником реакционной политики в масштабе всей Германии оставался Германский союз, реформированный в ноябре 1850 г. В соответствии с решениями его сейма отменялись прогрессивные законы, принятые в ходе революции в различных германских землях, ограничивались права и свободы граждан, вводилась цензура печатных изданий, усиливалось влияние церкви на решение светских дел. Все лица, так или иначе замешанные в недавних событиях, были взяты под строгий полицейский надзор. Главная цель реакционных сил заключалась в полном истреблении, каких бы то ни было следов революционной бури 1848—1849 гг., в возвращении к традиционному “старому порядку”.

Конституция Пруссии 1850 г. Учредительный рейхстаг Пруссии, избранный в 1849 г., представил Фридриху-Вильгельму IV проект конституции, который вызвал у короля резко негативную реакцию. Было решено созвать новое Учредительное собрание, обеспечивающей преобладание в Собрании верноподданнического большинства. Разработанный этим Собранием конституционный проект вызвал, наконец, одобрение прусского короля. В конце января 1850 г. он “даровал” своим подданным конституцию, которая устанавливала в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством. Основополагающим государственным институтом страны оставалась сильная королевская власть, несшая на себе явственные отпечатки предшествующей абсолютистской традиции. Провозглашенные в титуле II конституции права подданных (равенство всех перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, право всех подданных на занятие государственных должностей, неприкосновенность личности и жилища, собственности, свобода слова, печати, собраний, запрещение цензуры, гарантии прав личности перед следствием и судом и др.), отличавшиеся достаточно высокой степенью либерализма, фактически лишь декларировались, но не имели никаких правовых гарантий и потому на практике далеко не всегда могли быть реализованы. Конкретная и подробная разработка этих провозглашенных в конституции принципов должна была осуществляться текущим законодательством, однако такая работа так и не была проведена до конца.

Определенный либерализм конституции просматривался и в постановке проблем школьного образования. Преподавание в начальных школах было всеобщим и бесплатным — соответствующие финансовые расходы брало на себя государство. Разрешалось создание частных школ при условии соответствия их программ требованиям нравственности. Провозглашая свободу науки и образования, конституция вместе с тем предусматривала установление строгого государственного контроля над общей направленностью учебно-воспитательного процесса, исключающего какие-либо проявления нигилизма и вольнодумства.

Личность короля провозглашалась неприкосновенной; принцип священности королевской власти, характерный для предшествующих государственно-правовых установлений, в конституции 1850 г. был опущен. Прерогативы короля, очерченные в титуле III конституции, наделяли его широкими полномочиями во всех сферах государственной власти и управления. Король обладал законодательной инициативой, правом абсолютного вето на решения двухпалатного парламента (ландтага). Король мог досрочно распустить парламент; при этом устанавливалось, что новый состав парламента должен быть избран в течение 60 дней и обязан собраться на сессию не более чем через 90 дней после роспуска парламента предыдущего созыва. Король формировал систему исполнительных органов и возглавлял их деятельность, осуществлял верховное главнокомандование, обладал правом объявления войны, заключения мира и международных договоров, назначал на пожизненную должность судейских чиновников. Законодательная власть осуществлялась совместно королем и обеими палатами ландтага, так что для принятия каждого закона требовалось согласие всех трех названных государственных органов. Законопроект мог исходить как от короля, так и от каждой из палат. Но преимущество короны в данном отношении состояло в том, что в чрезвычайных случаях, не терпящих отлагательства, король мог издавать без согласия палат акты, имеющие силу закона. Принятые в период между заседаниями ландтага королевские акты подлежали утверждению на ближайшей сессии парламента, и если хотя бы одна из палат не соглашалась с ними, они теряли силу; однако то действие, которое они уже успели оказать, не могло быть изглажено.

Значительное внимание в конституции было уделено вооруженным силам. Конституция закрепляла всеобщую воинскую повинность, не существовавшую тогда ни в одном другом германском государстве. Как уже было отмечено ранее, верховное командование вооруженными силами принадлежало королю. В случае войны король наделялся правом созыва народного ополчения. В случае серьезного нарушения общественного порядка армия могла быть использована для подавления антиобщественных проявлений. Основные права и свободы подданных, провозглашенные в конституции, распространялись на армию со значительными изъятиями. Многочисленные регламенты и установления, которые регламентировали армейскую жизнь до принятия конституции, продолжали действовать и после ее октроирования. Впоследствии, после объединения Германии, принципы организации вооруженных сил Пруссии были без каких-либо существенных корректировок распространены на армейскую систему всей империи.

Таким образом, прусская конституция 1850 г. знаменовала собой фактическое сохранение в стране многих элементов абсолютистского режима, которые не смогла ликвидировать революция 1848 г. Вместе с тем анализируемый документ закладывал конституционные основы оформления парламентской оппозиции в лице политических партий, получавших возможность легальной конкуренции с исполнительной властью. Авторы конституции, фактически сохранив в неприкосновенности все прерогативы королевской власти, одновременно смогли удовлетворить некоторые требования тогдашнего германского либерализма.



26. Объединение Германии "железом и кровью". Этапы объединения. Создание Германской империи. Имперская Конституция 1871 г. 

В первой половине XIX в. в Германии все еще существовало 38 самостоятельных госу­дарств. По-прежнему дворяне-помещики оста­вались господствующим классом. Каждое го­сударство имело свой дорогостоящий двор, из­давало свои законы, содержало свою армию.

В 1848 г. в Германии произошла революция. Главной ее задачей было уничтожение феодаль­ных пережитков и объединение страны. Но бур­жуазия, опасаясь революционного движения рабочего класса, действовала нерешительно. Пролетариат же был недостаточно силен, чтобы возглавить борьбу народных масс против по­мещиков и феодальных династий за объедине­ние страны. Революция кончилась пораже­нием. Короли, князья и помещики сохранили свою власть. Германия осталась раздробленной страной.

В стране становилось все больше фабрик и заводов, строились новые железные дороги, помещики начали применять в своем хозяйстве труд наемных рабочих и машины. Росло число рабочих. Развивался капитализм, но преградой на его пути была политическая раздробленность Германии.

Итак, экономическое развитие, интересы все­го народа требовали объединения страны. Воп­рос заключался в том, каким путем оно прои­зойдет.

В интересах рабочего класса было объединить страну путем народной революции, уничтожить власть королей и князей в немецких государ­ствах и установить единую германскую демо­кратическую республику. Этот путь — объе­динение «снизу» — отстаивали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Помещики и буржуазия боялись революции. Они думали объединить Германию по-своему: путем войн, с тем чтобы сохранить в единой Германии свое господство и монархический строй. Этот путь получил название — объеди­нение «сверху».

Только рабочий класс, став во главе народ­ных масс, мог привести к созданию единой демократической республики. Но у немецких рабочих не было своей боевой революционной партии. Только в 1869 г. передовые рабочие Германии, следуя советам Маркса и Энгельса, создали социал-демократическую партию, на­чавшую борьбу за уничтожение господства помещиков и капиталистов. Но у руководите­лей этой партии по многим вопросам были оши­бочные взгляды, да и возникла она тогда, ког­да объединение Германии «сверху», под ру­ководством прусских помещиков и буржуазии, подходило к концу.

Между двумя крупнейшими из германских государств — Пруссией (в ней правил король из династии Гогенцоллернов) и Австрией, на­ходившейся под властью императора из дина­стии Габсбургов, разгорелась борьба за руко­водящую роль в объединении Германии.

В 1861 г. прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыграв­шего важную роль в истории объединения Гер­мании. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк — человек проницательного ума, большой силы воли, беспощадный к врагам, беззастенчивый в средствах достижения цели и крайний монархист. Бисмарк допускал толь­ко один путь к объединению Германии — войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Воору­жение Пруссии прежде всего. Так он и заявил депутатам прусского ландтага (парламента).

Железом и кровью... В сентябре 1862 г. Вильгельм I назначил Бисмарка на пост пер­вого министра и министра иностранных дел Пруссии, а уже в 1864 г. Дания стала первой жертвой бисмарковской политики. В 1864 г. Пруссия и" Австрия отторгли от Дании две немецкие провинции — Шлезвиг и Голштейн — и стали управлять ими совместно.

Такое совместное управление стало источни­ком постоянных трений между Пруссией и Ав­стрией и таило в себе возможность военных столкновений. Это как раз и входило в расчеты Бисмарка.

И вот летом 1866 г. началась война между Австрией и Пруссией. Прусские войска, кото­рые были лучше вооружены и подготовлены к войне, наголову разбили австрийцев в битве при Садовой.

Победа при Садовой открыла дорогу немец­ким войскам в глубь Австрии. Вильгельм I хотел, как он говорил, «поставить Австрию на колени» и въехать на коне во главе своих войск в Вену, но Бисмарк решительно воспротивил­ся этому: такое унижение сделало бы Австрию заклятым врагом Пруссии. А Бисмарк не хотел в следующей войне иметь врага в тылу. На военном совете у короля он всеми средствами убеждал заключить мир на сравнительно лег­ких условиях для Австрии и в конце концов убедил-таки короля согласиться с ним.

По условиям мира Австрия соглашалась с тем, что Пруссия создаст из 22 германских го­сударств Северогерманский союз. Господствую­щее положение в Союзе заняла Пруссия. Неко­торые же мелкие самостоятельные княжества Бисмарк просто захватил и присоединил к Пруссии.

Вне Союза остались южные немецкие госу­дарства: Бавария, Вюртемберг, Баден. Та­ким образом, объединение Германии не было завершено. Император Франции Наполеон III препятствовал объединению южных герман­ских государств с Пруссией из боязни иметь опасного соседа на восточных границах.

Бисмарк стал готовить третью войну за объе­динение Германии «сверху», на этот раз против Франции.

Желая во что бы то ни стало спровоцировать войну, Бисмарк подделал важный дипломати­ческий документ. 13 июля 1870 г., получив из Эмса телеграмму с изложением беседы прусско­го короля с французским послом, Бисмарк со­кратил текст депеши, придав ему оскорбитель­ный для Франции характер. Фальсифицирован­ную таким образом «эмскую депешу» он прика­зал опубликовать в печати.

Как и рассчитывал Бисмарк, это вызвало во Франции взрыв негодования.

19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Ход ее показал, что Пруссия лучше Франции подготовилась к войне. Прусская армия в августе отбросила одну часть фран­цузских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую окружила под Седаном. Здесь 82-тысячная французская армия сдалась в плен вместе с императором Наполеоном III. После седанской катастрофы дорога на Париж была открыта и прусские войска двинулись на французскую столицу.

Но народ Франции поднялся на защиту ро­дины. Создавались новые армии, в стране на­чалось партизанское движение, рабочие Пари­жа вооружались — они готовы были умереть, но не допустить немцев в столицу. Буржуазное правительство Франции больше боялось своего вооруженного народа, чем прусских захватчи­ков. Оно вступило в переговоры с пруссаками о капитуляции.

Чтобы унизить Францию, Бисмарк решил провозгласить объединение Германии на тер­ритории побежденного противника. 18 января 1871 г. в Версальском дворце, в свое время слу­жившем местопребыванием французских коро­лей, прусский король Вильгельм I был провоз­глашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Возникла сильная бур­жуазно-помещичья империя. Отняв у Франции (по мирному договору, заключенному в фев­рале 1871 г.) провинции Эльзас и Лотарингию, богатые — железом и углем, и получив с нее 5 млрд. франков контрибуции, Германия быстро опередила Францию и Англию в промышленном развитии.

Сам факт объединения Германии был про­грессивным, так как он устранял препятствия к экономическому развитию страны, мешавшие подъему ее рабочего движения. Однако путь, по которому Германия пришла к объедине­нию, был антидемократическим, реакционным.

Объединение Германии было совершено не народными массами, а прусскими юнкерами (помещиками) и крупной буржуазией.

Буржуазно-помещичья империя, образовав­шаяся в результате трех кровопролитных войн, стала очагом постоянной военной угрозы в Ев­ропе. Дважды — в 1875 и в 1887 гг.— Бисмарк готов был начать новую войну против Франции, но был остановлен вмешательством России, которая опасалась усиления Германии и не хотела допустить нового разгрома Франции.

Объединенная Германия считалась союзом немецких государств. На самом деле в ней пол­ностью господствовала Пруссия.

По форме государственного устройства Германская империя являлась федерацией, построенной на территориальной основе. Члены федерации (общее число которых составляло 27) подразделялись на три группы. В первую группу входили 22 монархии, среди которых было 4 королевства (Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 11 великих герцогств и 7 княжеств. Вторую группу составляли т. н. “вольные города” с республиканским устройством (Бремен, Гамбург, Любек). В третью группу (“имперские земли”) входили Эльзас и Лотарингия, аннексированные у Франции в период франко-прусской войны; управление ими осуществлялось непосредственно имперским правительством.
Союзные органы были наделены сильными полномочиями, тогда как автономия отдельных членов федерации, именовавшихся землями, была весьма ограниченной. Германской империи в лице ее союзных органов принадлежало исключительное право на законодательство об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер и весов, чеканке монеты, финансовой и экономической деятельности, путях сообщения, почте и телеграфе, на законодательство об основах уголовного и гражданского права, основах судопроизводства и др. Предоставляя субъектам федерации определенные права в решении местных дел, конституция закрепляла приоритетное положение имперского законодательства перед законодательством отдельных земель.
Главенствующую роль в составе объединенной Германии заняла Пруссия — этот факт оказывался вполне объяснимым ее особыми заслугами в деле объединения страны, а также масштабами ее экономического и военного потенциала. На долю Пруссии приходилась половина территории объединенной империи с 60 % ее населения. Столицей империи стал Берлин — традиционный политический центр Пруссии. Представители Пруссии овладели основными государственными постами в объединенной Германии. Принципы организации вооруженных сил Пруссии были экстраполированы в общеимперском масштабе. Прусское право явилось основой при разработке системы общегерманского права.
По форме правления Германия становилась конституционной монархией. Главой государства, которому присваивался титул императора (кайзера), мог быть только король Пруссии. Полномочиям императора как носителя верховной власти была посвящена глава IV конституции. Кайзер являлся верховным главнокомандующим, назначал и смещал всех имперских должностных лиц (включая главу правительства —рейхсканцлера), осуществлял представительство во внешних сношениях (объявление войны и заключение мира от имени империи, подписание международных договоров, прием и аккредитация послов и т. д.). Император обладал правом законодательной инициативы; он обнародовал законы и наблюдал за их исполнением, издавая для этой цели соответствующие указы и распоряжения. Он также созывал, открывал и закрывал заседания обеих палат парламента, мог распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Император мог отсрочить введение в действие гражданских законов, принятых рейхстагом (суспензивное вето), и отклонить полностью законы, касающиеся военных дел (абсолютное вето). В случае угрозы государственной безопасности и общественному спокойствию император мог ввести чрезвычайное положение в империи или в отдельной ее части (ст. 68). Ряд своих полномочий (объявление войны, заключение мира и международных договоров) император мог осуществлять лишь с согласия верхней палаты парламента.
Парламент Германской империи состоял из двух палат: Союзного совета (бундесрата) и Имперского собрания (рейхстага). Союзный совет (бундесрат) являлся верхней палатой. Он составлялся не из избираемых народом депутатов, а из представителей государств — членов федерации в лице министров или их уполномоченных, назначаемых местными монархами и правительствами. Делегации всех земель в Союзном совете располагали в общей сложности 58 голосами. Из них представители одной только Пруссии имели 17 голосов (впоследствии 22 голоса); все члены делегации назначались лично императором в силу его прерогатив короля Пруссии. Бавария в бундесрате имела 6 голосов, Саксония и Вюртемберг — по 4 голоса; остальные земли были представлены делегациями, располагавшими от 1 до 3 голосов. Конституция устанавливала, что для отклонения любого законопроекта в Союзном совете было достаточно 14 голосов, поданных против этого законопроекта (ст. 78). Таким образом, делегация Пруссии могла единолично решать судьбу любого неугодного ей законопроекта (в том числе и конституционного), не допуская его принятия, даже если все остальные члены федерации выступали в его поддержку.
Союзный совет имел законодательную власть (наряду с рейхстагом) и значительную долю исполнительной власти, которую он осуществлял через специальные комиссии (их число доходило до 10), создаваемые по отдельным отраслям управления (комиссии торговли и обмена, армии и флота, таможен и налогов, железных дорог и т. п.). Союзный совет обладал и судебными функциями (в частности, правом толкования конституции, высказывания суждений о недостатках вновь принятых законов — ст. 7). Являясь арбитром в конфликтах между членами федерации и союзными властями, бундесрат мог выносить решения о так называемой экзекуции, т. е. принуждении отдельных членов федерации к соблюдению ими конституционных обязанностей (ст. 19). Непосредственное выполнение решений об экзекуции осуществлялось императором (в случае необходимости — с применением вооруженной силы).
Нижняя палата парламента — Имперское собрание (рейхстаг)— избиралась сроком на 3 года (с 1888 г.— на 5 лет) на основе равных и прямых выборов при тайном голосовании. Избирательными правами согласно ст. 20 конституции обладало мужское население империи старше 25 лет (исключая нижних чинов армии и флота, состоявших на действительной военной службе, лиц, ограниченных в гражданских и политических правах по приговору суда, а также лиц, находившихся под опекой или получавших пособие по бедности). Способ голосования на выборах был открытым — здесь была реализована идея О. Бисмарка, который полагал, что тайное голосование “противоречит лучшим свойствам германской нации”. Один депутат рейхстага избирался от одного из 397 избирательных округов, в каждом из которых первоначально проживало по 100 тыс. избирателей (впоследствии равенство округов нарушилось, но правительство отказывалось их пересматривать, опасаясь увеличения количества депутатов от городов, где преобладало трудовое население). Численное преобладание в рейхстаге имели представители Пруссии (235 мест из 397). Сессии рейхстага созывались 1—2 раза в год и длились в течение 1—4 месяцев. Депутаты не были связаны наказами избирателей; первоначально они не получали за свою деятельность никакого жалования или вознаграждения. Это последнее правило, введенное в свое время также по настоянию О. Бисмарка, было изменено лишь в 1906 г.: начиная с этого времени депутаты стали получать жалование в размере 3 тыс. марок в год; за неявку на заседания производились вычеты по 20 марок в день. Заседания рейхстага носили, как правило, открытый характер, а все материалы парламентских дебатов подлежали обязательному опубликованию в прессе. Голосование в рейхстаге также было открытым. Депутаты рейхстага были наделены депутатской неприкосновенностью и свободой выступлений в палате. Они обладали также правом парламентского запроса в адрес рейхсканцлера и любого из государственных секретарей (под таким запросом должны были стоять подписи не менее 30 депутатов).
Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения имперского бюджета, ратификации международных договоров и др. Однако законодательные полномочия “народного представительства”, каковым формально являлся рейхстаг, были резко ограничены в пользу верхней палаты — Союзного совета. Законопроект, не принятый рейхстагом, мог быть легко проведен через Союзный совет (лишь в слегка измененной редакции), причем юридическая сила акта Союзного совета была не меньшей, чем акта рейхстага. Союзный совет имел право заседать самостоятельно (при этом все его заседания были закрытыми), тогда как сессии рейхстага могли быть созваны лишь в период работы Союзного совета. Решение вопроса о роспуске рейхстага могло быть принято простым постановлением Союзного совета. Все сказанное свидетельствует о том, что конституция установила явное преобладание верхней палаты парламента над нижней. Консервативный состав Союзного совета, формируемого недемократическим способом, являлся надежной гарантией того, чтобы в любое время выступить в качестве надежного тормоза на пути деятельности “народного представительства”.
Законодательство по вопросам, отнесенным к компетенции членов федерации, осуществляли местные однопалатные или двухпалатные парламенты — ландтаги. В частности, ландтаги занимались вопросами собственного государственного устройства, призыва в армию, взаимоотношений государства с церковью, судебной организации, организации городского и общинного самоуправления. Характерно, что в ряде немецких государств законодательство было более реакционным, чем в общеимперском масштабе. Административно-управленческие системы подавляющего большинства германских государств, сложившиеся по государственно-правовым установлениям первой половины XIX века, также были более архаичными, чем общеимперская система, сформированная на более современных конституционных основах, — это относилось в первую очередь к принципам организации и функционирования местных парламентов, к регламентации форм народного волеизъявления и т. п. Так, в большинстве земель верхние палаты ландтагов продолжали формироваться местными монархами на принципах сословного представительства; в Пруссии продолжала действовать реакционная куриальная избирательная система, учрежденная конституцией 1850 г., тогда как в масштабах всей империи избирательное право было провозглашено бессословным и равным.
Как уже было отмечено ранее, главой исполнительной власти по конституции 1871 г. являлся император (кайзер). Важное место в системе органов управления Германии занимал имперский канцлер (рейхсканцлер); им стал министр-президент Пруссии (напомним, что эту должность с 1862 г. занимал О. Бисмарк; после объединения Германии он занимал должность имперского канцлера на протяжении почти двух десятилетий — до 1890 г.). Канцлер был единственным общеимперским министром; кабинета министров в обычном для парламентаризма понимании в Германской империи не существовало. Руководители союзных ведомств и учреждений, именовавшиеся статс-секретарями, назначались канцлером и находились в его полном подчинении; сам он, в свою очередь, назначался императором, был ответственным только перед ним и только им мог быть смещен. Совмещение должности канцлера с депутатством в рейхстаге воспрещалось. Канцлер скреплял своей подписью основное количество документов, исходящих от императора (принцип контра-сигнатуры); контрасигнатура канцлера не применялась, однако, в отношении актов, касающихся объявления войны и заключения мира, а также тех документов, которые относились к функции императора как главнокомандующего. Положение канцлера значительно укреплялось еще и благодаря тому, что он по должности являлся председателем Союзного совета и главой многих его комиссий (в частности, комиссий по армии, флоту, торговле и обмену, таможням и налогам, железным дорогам и др.), а потому мог практически единолично (особенно в случае возникновения разногласий между членами комиссий) решать многие важнейшие вопросы имперского законодательства и управления.
Правительства отдельных земель, входивших в состав федерации, занимались в основном проведением в жизнь общеимперских законов, которые, как было отмечено ранее, обладали юридическим приоритетом над законами земель.
Таким образом, германская федерация обладала следующими специфическими особенностями по сравнению с другими федерациями, известными до того времени в мировой практике конституционного строительства:
1. Широкие полномочия федеральных (общеимперских) органов за счет явного ущемления прав членов федерации.
2. Неравенство прав членов федерации, проявляющееся, в частности, в неравном представительстве в верхней палате парламента. Следствием этого являлось юридически закрепленное преобладание одного из членов федерации (Пруссии) над всеми остальными.
3. Особый способ формирования верхней палаты парламента — из представителей правительств, а не парламентов или граждан отдельных членов федерации.
4. Отсутствие общеимперской администрации (кроме канцлера и ограниченного числа статс-секретарей).
Поскольку в конституции Германской империи не было проведено четкого разграничения законодательной и исполнительной власти, фактически сложился режим с явным преобладанием исполнительной власти над законодательной. Никакого влияния на исполнительную власть рейхстаг оказать не мог; принцип “ответственного министерства”, свойственный английской модели конституционной монархии, германской государственной системе остался неизвестным. Конституция не предусмотрела никаких механизмов ответственности, которая была бы возложена на органы исполнительной власти. Не существовало и системы сдержек и противовесов, которая могла бы (как в конституции США 1787 г.) обеспечивать поддержание демократического режима.
Характерной особенностью конституции объединенной Германии было отсутствие в ней особой главы, регламентирующей права и свободы немецкого народа (лишь в ст. 3 конституции были названы некоторые из этих прав — свободный доступ к общественным должностям, право приобретения недвижимости, гражданской правоспособности и т. п.); в основном права и свободы граждан регулировались земельными конституциями. Зато в общеимперской конституции имелась развернутая глава, специально посвященная организации вооруженных сил (глава XI). Здесь закреплялись такие основополагающие принципы военной организации, как всеобщая воинская обязанность для каждого немца с 20 до 28 лет, право императора назначать, смещать и передвигать по службе весь командный состав армии и флота, а также использовать армию для подавления внутренних беспорядков в условиях объявления отдельных местностей страны на военном положении.



31. Германская империя в последней трети XIX — начале ХХ вв. Особенности внутренней политики Бисмарка. Внутренняя политика Германии при Вильгельме II. Внешняя политика. 
Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию.

Уже 70-е годы германский рейхстаг принял ряд законов, направленных на укрепление единства империи и общеимперского государственного аппарата. В 1871-73 гг. была введена единая золотая валюта, которая унифицировала денежную систему Германии. В 1874 г. была создана общеимперская почта. В 1875 г. приняты единые для всей страны гражданский и уголовный кодексы. На протяжении всех 70-х гг. шло и формирование имперской системы управления, организация которой не была предусмотрена конституцией. В этот период возник ряд отраслевых органов государственного управления - министерств: иностранных дел (1871), имперских железных дорог (1873), юстиции (1877), внутренних дел (1879). /В экономической сфере образование единого внутреннего рынка, установление административно-правового единообразия создали предпосылки для стремительного развития экономики. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно. Но это обстоятельство заключало в себе и ряд преимуществ. Она совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов. Поэтому индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе современных технологий. Новые изобретения внедрялись в технику связи, электротехнику, органическую химию и т.д. Изменялась структура промышленности, возникали и быстро развивались новые отрасли индустрии, связанные с производством машин, электротехникой, химией и т.д. При этом тяжелая промышленность развивалась интенсивнее других и доминировала над остальными отраслями экономически. Это позволило Германии за последнюю четверть века превратиться в сильную капиталистическую державу и выдвинуться на первое место в Европе по уровню промышленного производства. 
Характерной чертой развития капитализма в Германии в последней четверти XIX в. являлись не только высокие темпы индустриализации, но и ускоренный процесс перерастания «свободного» капитализма в империалистический с господством монополий и финансовой олигархии. 
Создание монополий в Германии началось раньше и проходило быстрее, чем в странах «Старого света». Этому способствовала высокая степень концентрации производства и протекционистская политика германского правительства. В образовании монополий огромную роль играли и банки. Это было связано с тем, что промышленность не Успела создать необходимых накоплений и нуждалась в дополнительных капиталовложениях. Предоставляя промышленным фирмам долгосрочные кредиты, банки стремились контролировать их, поощряя
концентрацию производства в руках тех компаний, с которыми были связаны. 
Высокие темпы индустриализации страны, концентрация и централизация промышленности и капитала привели к изменениям в структуре германского капитализма. Наметившееся переплетение промышленного капитала с банками, способствовало образованию финансово-промышленной олигархии, подчинившей себе практически всю экономику страны. Сосредоточив в своих руках ключевые позиции в экономике, она стала оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику своего государства. Потребность в новых источниках сырья и рынках сбыта толкали германскую финансо- во-промышленную олигархию к колониальным захватам. 
Желания крупной буржуазии совпадали с политикой немецкого юнкерства, стремившегося создать военно-полицейское государство с огромной армией и мощным флотом.

Объединение Германии на прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся в Пруссии военная система стала распространяться на всю страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии и полиции, полномочия которой для поддержания «порядка» неуклонно расширялись. Политический строй объединенной Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в своих руках значительную власть, оказывая влияние на общий политический курс и решение конкретных вопросов. 
Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочетании с экономическими устремлениями финансово-промышленной олигархии позволили Германии за короткий срок создать свою колониальную империю и одновременно развивать экономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Южную Америку. 
Изменения в экономической сфере оказали существенное влияние на социальную структуру германского общества. Выразителями интересов различных слоев населения стали политические партии. 
Интересы крупного юнкерства выражала партия консерваторов. Она выступала против расширения компетенции имперских властей и являлась охранительной для феодальных пережитков и привилегий. 
Основной политической силой, поддерживающей курс имперского правительства, была партия “свободных консерваторов” или им- перская. Социальную базу этой партии составили юнкерство и финансово-промышленная олигархия. Из этой партии в основном формировалось имперское правительство Бисмарка. 
Другой опорой правительства являлась партия национал-либералов, выражавшая интересы крупной и частично средней буржуазии. 
Некоторую оппозиционность проявляла партия мелкой и средней буржуазии - партия прогрессистов. Она выступала против увеличения
армии и военных расходов, за некоторую демократизацию общественной жизни. 
Интересы рабочего класса и мелкобуржуазных слоев представляла социал-демократическая партия. Влияние этой партии в рабочем классе год от года неуклонно возрастало, что отражалось на выборах в рейхстаг. 
В создавшихся условиях Бисмарк, являвшийся бессменным канцлером империи с 1871 по 1890 гг., провел через рейхстаг так называемый исключительный закон. По этому закону, действовавшему до 1890 г, все социалистические организации распускались, распространение социалистических идей запрещалось, а членство в подобных организациях каралось тюремным заключением и крупным штрафом. Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 г. был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 г. введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 г. закон о страховании по инвалидности и старости. Несмотря на это, добиться ослабления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось. В 1884 г на выборах, несмотря на запрет партии, в рейхстаг было избрано 24 социалиста, а в 1890 г. за них проголосовало уже 20 % избирателей. 
Таким образом, к началу XX в. Германия превратилась в экономически развитое, милитаристски настроенное государство, в котором едва пробивались слабые ростки демократии. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархии толкнули Германию к войне за передел мира. В этой войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а империя перестала существовать.

Финансовая реформа.

Укрепляя экономическое и политическое положение страны, имперское правительство ввело в 1871 — 1873 гг. единую денежную систему. В качестве основной денежной единицы была принята золотая марка. В 1875 г. прусский банк был преобразован в Имперский банк (Рейхсбанк) с монопольным правом выпуска банковских билетов по всей империи., Централизация почты.

Судебная реформа.

В 1876 г. были приняты законы, определившие единую систему судопроизводства во всей империи. Они встретили сильное сопротивление южногерманских государств, и здесь практическое применение нового судопроизводства началось только в 1879 г. По судебной реформе высшей судебной инстанцией являлся имперский суд, но местопребывание имперского суда было установлено не в столице империи — Берлине, а в саксонском городе Лейпциге. Этим жестом германское правительство делало показную уступку.

Военная сфера.

После образования империи Бисмарку всегда мерещился реванш со стороны потерпевшей поражение в войне 1870—1871 гг. Франции. В 1874 г. при поддержке фракции национал-либералов он добился утверждения рейхстагом военного бюджета сразу на семь лет вперед.

Культуркампф.

Против бисмарковской политики опруссачивания Германии выступило католическое духовенство, стремившееся сохранить свою прежнюю независимость и влияние. На борьбу с опруссачиванием поднялись и некоторые слои населения юго-западных государств Германии, подвергавшиеся тяжелому национальному гнету: поляки, французское население Эльзаса и Лотарингии. Партия католического «центра» выступала в роли «защитницы» интересов этих народов, так как видела в этом средство усиления своей политической роли.

Чтобы сломить упорство католической церкви и партии «центра» Бисмарк провел в 1872 г.закон, по которому духовенство лишалось права надзора за школами, священникам запрещалось вести политическую агитацию. Тогда же прусским ландтагом были приняты так называемые майские законы. был проведен закон о гражданской записи браков, рождений и смерти, отнявший у церкви права, укреплявшие ее общественное влияние, и весьма солидные статьи дохода. Католическое духовенство не подчинилось этим законам и бойкотировало их. Папа Пий IX выступил с призывом к борьбе. Бисмарк ответил на это арестами и высылкой из Германии непокорных священников.

Католические священники стали выдавать себя за «мучеников» церкви. Борьбу Бисмарка с непокорными священниками сравнивали с гонениями на христиан древнеримских императоров. Духовенство должно подчиняться духовному суду, а духовный суд устраивается светской властью ,Государство назначает пасторов., Религиозное образование изъято из епископского ведения., Духовенств в целом подчинялось светской власти, Запрещалась деятельность ордена иезуитов и др.

Для борьбы с рабочим классом Бисмарк пошел на примирение с оппозиционной партией «центра». В период с 1878 по 1882 г. были отменены почти все законы, направленные против католической церкви. От законодательства «культуркампфа» остались лишь закон о гражданском браке и правительственный надзор над школами

Разногласия с тогдашним кайзеромВильгельмом IIпривели к отставке Бисмарка.

Смена режима власти в Германии сопровождалась многочисленными заявлениями кайзера о намерении проводить «новый курс» во внутренней политике. Уже в своих «февральских указах» 1890 г. Вильгельм II пообещал улучшить положение рабочих и смягчить социальную напряженность в стране, после которых рейхстаг принял ряд законов, частично ограничивавших произвол предпринимателей. В 1891 г. в Германии был введен 11-тичасовой рабочий день для женщин и запрещен труд детей младше 13 лет.

Однако либеральный «новый курс» кайзера оказался недолговечным. В1894 г. Каприви был отправлен в отставку, а на смену ему пришел престарелый князь Хлодвиг Карл фон Гогенлоэ. Во внутренней политике эта кадровая перестановка знаменовала поворот от социального реформизма к реакции, новым репрессиям против левой оппозиции. На протяжении пяти лет окружение Вильгельма II подавало в рейхстаг один за другим законопроекты, которые должны были ограничить и без того урезанные гражданские права и свободы немцев. Только один из них, «каторжный законопроект» (1899), предусматривал наказание до 3 лет каторги для участников забастовок и до 5 лет - для их организаторов. Однако, все эти законопроекты были провалены в парламенте либеральными партиями.

В 90-х годах XIX в. резко активизировалась внешняя политика Германии и изменилась ее направленность. Бурное развитие промышленности, переросшей возможности внутреннего рынка, вынуждало пра- вящие круги страны поддерживать германскую торговую экспансию в Европе, искать «но- вые независимые территории» для сбыта товаров. Вступив на путь колониальных захватов позже других стран, Германия значительно уступала им в раз,- мерах захваченных территорий. Немецкие колонии были в двенадцать раз меньше английских и к тому же бедны сырьевыми ресурсами. Имперское руководство остро переживало такую «несправедливость» и, активизируя колониальную политику, впервые поставило вопрос о переделе уже поделенного европейскими странами мира. «Прошли уже те времена, - заявлял в рейхстаге будущий канцлер Бернгард фон Бюлов, - когда другие народы делили между собой земли и воды . Мы требуем и для себя места под солнцем».

Переход Германии к «мировой политике» выразился в ее претензиях на господство в Европе, желании укрепиться на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, стремлении к переделу сфер влияния в Африке. Главным направлением немецкой экспансии стал Ближний Восток. В 1899 г. кайзер добился от турецкого султана согласия на строительство трансконтинентальной железной дороги, соединявшей Берлин и Багдад, после чего началось активное проникновение германского капитала на Балканы, в Анатолию и Месопотамию.


Вильгельм II и князь Бисмарк

Вильгельм II больше всего известен активным внешнеполитическим курсом Германии. Внешняя политика Германии в первые два года царствования императора была сильно ограничена личным влиянием Бисмарка. Наиболее ярко это выразилось в так называемом деле Вольгемута — конфликте, который возник в апреле 1889 года в связи с арестом в Швейцарии германского полицейского чиновника. Бисмарк был готов приступить к пересмотру вопроса о положении Швейцарии среди европейских держав, однако по личной инициативе Вильгельма конфликт был улажен, и вскоре был заключён новый договор Германии со Швейцарией, в котором были удовлетворены все швейцарские требования. Столь же успешно был разрешён спор между Германией, Англией и Соединёнными Штатами из-за протектората над островами Самоа в Тихом океане.

Из-за обострившихся противоречий с канцлером 20 марта 1890 года Вильгельм принял отставку Бисмарка.

Самовлюблённый, суетливый, любитель театральных поз и напыщенных речей, всегда стремившийся играть эффектную роль, молодой кайзер скоро поссорился с властным стариком-канцлером, который не терпел вмешательства в свою политику. Между канцлером и кайзером имелись серьёзные разногласия по вопросу об отношении к России. Бисмарк, как всегда, считал войну против России гибельной.

— История дипломатии, Отставка Бисмарка

Новым канцлером кайзер назначил генерала Каприви, после чего внешняя политика Германии стала более сдержанной, кайзер стал уделять больше внимания вопросам внутренним. Прямое соглашение с Англией устранило причину пререканий, возбуждённых колониальной политикой князя Бисмарка. В 1890 году произошло важное событие — Германии был возвращён остров Гельголанд, принадлежавший до этого англичанам. Остров был обменян Германией на Занзибар, и Гельголанд снова стал принадлежать Германии. Однако новое приобретение было негативно оценено в бисмарковской прессе, поэтому германский народ не смог в должной мере оценить поступок кайзера. Таким образом новый император продемонстрировал свои дипломатические способности, кратковременно разрядил напряжённость вокруг колониальных вопросов.

Следуя вековым традициям Гогенцоллернов, Вильгельм особо заботился вопросами и проблемами германской армии. Вильгельм потребовал от рейхстага увеличения состава армии на 18 000 человек и усиления средств военного бюджета на 18 млн марок. Именно при Вильгельме II германская армия вышла на первое место в Европе как по численности, так и по уровню подготовки.

В то же время император подготавливал почву для мирных отношений с Францией в области научных, социальных и художественных интересов. В начале 1891 года мать и сестра императора отправились в Париж, чтобы привлечь французских живописцев к участию в предстоявшей художественной выставке в Берлине. Это было первое посещение Франции членами фамилии Гогенцоллернов со времени событий 1870—1871 гг. Однако этот жест был проигнорирован французами, и отношения этих стран остались в том же тупике, в котором они и были.

Внешняя политика Германии зиждилась на тех же основаниях, которые были заложены Вильгельмом I и Бисмарком, а именно на Тройственном союзе. Этот политический союз император стремится упрочить экономическими связями, для чего в ноябре 1891 года были заключены торговые договоры между Германией, Италией и Австро-Венгрией. К тому же таможенному союзу привлечены Швейцария и Бельгия. Основанные на взаимных уступках в сфере международной тарифной политики, эти договоры имели в виду обеспечить, по крайней мере, на 12 лет правильные и прочные отношения по международной торговле. Именно в это время германская промышленность получила наибольшее своё развитие.

В самом начале XX века была осознана острая необходимость морской защиты колоний. Строительство германского флота, по мощи не уступающего английскому, было крайне болезненно воспринято в Лондоне и привело к развернувшейся в начале XX века гонке морских вооружений. Первый морской закон от 28 марта 1898 года, не сразу, но постепенно, был осознан как вызов, брошенный Вильгельмом английскому господству на морях. Стремление кайзера создать военно-морской флот долгое время также считалось одной из причин мировой войны, и это скорее всего так и есть. Британии не нужен был сильный и опасный немецкий флот.

Растущие противоречия между европейскими державами привели, несмотря на тёплые личные и родственные отношения Вильгельма с монархами Великобритании и России, к Первой мировой войне.

Германия была вынуждена вести войну на два фронта, в результате чего экономическое положение в тылу резко ухудшилось, что способствовало росту революционных настроений и брожений среди низших сословий. Поражение в войне (ноябрь 1918) было синхронно с революцией в Германии, после которой Вильгельм отрёкся и покинул страну, поселившись в нейтральных Нидерландах


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!