СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гербы,флаги,гимны государств.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: Гербы,флаги,гимны государств.                                                                                               

 

 

Учитель истории Кудзоева З.А                                                                                                                                    

 

5 класс

 

 

Цели:

  • Способствовать усвоению учащимися понятий «герб»,  «флаг»,  «гимн». Проследить преемственность символики российских герба, флага и гимна в различные эпохи истории Отечества.
  • Развивать познавательный  интерес к отечественной истории.
  • Воспитывать патриотические чувства и активную гражданскую позицию.

 

План урока.

    1. Символы государства.
    2. Происхождение герба.
    3. Флаг.
    4. Гимн.

Основные понятия: геральдика, герб, флаг (знамя), гимн.

 

Оборудование урока: изображения российских флага, герба (фото или презентация), музыкальная запись гимна Российской Федерации, слова текста гимна.

 

Ход урока:

  1. Беседа с классом.

-Дети, как называется государство, в котором мы живем?

- А какие другие государства вы знаете?

Любое государство имеет свои государственные символы  -  герб, флаг и гимн. Каждый из символов России имеет свою историю. Как же появились эти символы?

 

  1. а) Сообщение учащегося по теме «Происхождение герба».

     Понятие «герб» происходит от немецкого слова  «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных  лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Гербы появились давным – давно в зарубежных странах.

Это был отличительный знак рыцарей. Он служил для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Какой формы наш современный герб?

 

б)  Слово учителя: Наше государство не сразу стало таким сильным  и единым. В период феодальной раздробленности в XII-XII веках каждое княжество имело свой герб. И когда государство стало единым, централизованным стали необходимы новые символы. Рассмотрите печать Ивана III, что на ней изображено?

 

в) Сообщение учащегося о печати Ивана III, о Георгии Победоносце.

     Считается что гербы возникли в нашей стране давно. Сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые впоследствии приняли значение герба. На них встречались изображения святых покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих силу, вооруженных конных всадников, которые позже превратились в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея (дракона). Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) – символ защиты Родины (страны) от врагов.  (Учащиеся записывают в тетради)

 

 

     Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины – Москвы.

 г) Учитель: Итак, что же символизировал всадник, поражающий змея? Что изображено на другой стороне печати?

Двуглавый орел стал символом русского государства более 500 лет назад.

Двуглавый орел был символом многих государств средневековья (монета монголов Золотой Орды). Двуглавый орел был заимствован нами из герба Священной Римской империи.

     Страна не стояла на месте, она изменялась, изменялись и ее символы, являясь знаками царской власти и государства. При Иване грозном знаками царской власти были три предмета: шапка Мономаха, скипетр и держава (фото).

 

При следующих царях, например, при Александре Михайловиче Романове Орел был окружен гербами присоединенных к Русскому государству земель.

В XIX в.  в страну был  приглашен известный специалист по геральдике Бернгард Кене. Под его руководством были составлены проекты Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи .

     В XXв. произошло событие, которое коренным образом повлияло на будущее России. После революции возникла необходимость в новых символах нового государства. Проектов было много.  У союзных республик были свои гербы отражающие характерные особенности  территорий, занятий республик входящих в состав союза.

Рассмотрите  герб СССР(1922г.). Что на нем изображено?  (Щит заменен земным шаром,   пролетарский девиз повторен на лентах, обвивающих колосья,  по числу входящих в союз республик)

      (фото)

 

      В начале 90-х годов XXв. Советский Союз распался. В 1991 году наша страна вернула себе имя Россия и Правительством России было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. Восстановление двуглавого орла как традиционного государственного символа России вызывало немало споров и возражений. Несмотря на это вновь государственным символом стал двуглавый орел.

  

  Итак, Что же изображено на гербе РФ?

Какой он формы? Откуда появилось изображение Георгия Победоносца? Как называется наука, изучающая гербы?

 

  1. Другой не менее важный символ государства – флаг.

а) Сообщение учащегося  о возникновении флага ( о военном знамени – стяге, гербовом знамени Петра I, о триколоре флага Алексея Михайловича, флагах СССР и Российской Федерации,

значении цветов российского флага – белый- чистота, мир, правда, добро,

                                                              - синий – вера, верность,

                                                               - красный – огонь, смелость, честность, красота )

(Презентация флагов)

22 августа 1991 года – день российского флага.

 

  1. Рассказ учителя о гимнах, прослушивание (по возможности) гимнов разных периодов истории нашей страны: марши, «Боже царя храни»(В.А.Жуковский, А.Ф. Львов), «Марсельеза», «Интернационал», гимн СССР, гимн России (А.В. Александров, С.В. Михалков – слушаем стоя).

 

(Учащиеся записывают названия гимнов в тетради)

           Итак, назовите гимны нашей страны в той последовательности, как они существовали.

  1. Подведение итогов урока.

а) О каких символах государства мы говорили? Что нового вы узнали о государственных символах? Как вы думаете, почему когда звучит гимн государства, когда поднимают государственный флаг мы встаем? Зачем нужно знать символы своей страны? Где мы можем видеть наши герб и флаг? Где и когда может звучать гимн страны? Как мы должны относится в символам России?

      В нашей стране существуют законы: «О государственном гербе», «Государственном флаге», «Государственном гимне», Основной закон нашей страны - Конституция. За осквернение символов государства наступает ответственность и наказание.

 

  Б) Разгадывание кроссворда.

            По горизонтали:

  1. Имя всадника, поразившего змея, изображенного на гос.символе? (Георгий)

2.   Цвета современного  флага. (Триколор)

      4.   Символ страны , состоящий из древка и полотнища. Синоним знамени. ( Стяг)

      6.   Наука о гербах (геральдика).

 

            По вертикали:

  1. Эмблема государства, города, рода на документах, печатях, монетах. (Герб)

3.Документ (основной закон) нашей страны, фиксирующий символы герб, флаг, гимн как государственные. (Конституция)

5. Торжественное музыкальное произведение со словами или без слов-символ государства. (Гимн)

7. Предмет княжеской власти, на котором впервые были изображены символы – Георгий Победоносец и двуглавый орел. ( Печать).

Домашнее задание (по выбору) Подготовить сообщение о гербе нашей области, района, города, придумать и нарисовать герб села (используя правила составления герба).

 

 

 

Литература: Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев,В.Е.Ковалев «Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.:-Триада-фарм», 2002.

 

Просмотр содержимого документа
«Гербы,флаги,гимны государств.»




Тема урока: Гербы,флаги,гимны государств.



Учитель истории Кудзоева З.А


5 класс




Цели:

  • Способствовать усвоению учащимися понятий «герб», «флаг», «гимн». Проследить преемственность символики российских герба, флага и гимна в различные эпохи истории Отечества.

  • Развивать познавательный интерес к отечественной истории.

  • Воспитывать патриотические чувства и активную гражданскую позицию.



План урока.

    1. Символы государства.

    2. Происхождение герба.

    3. Флаг.

    4. Гимн.

Основные понятия: геральдика, герб, флаг (знамя), гимн.



Оборудование урока: изображения российских флага, герба (фото или презентация), музыкальная запись гимна Российской Федерации, слова текста гимна.



Ход урока:

  1. Беседа с классом.

-Дети, как называется государство, в котором мы живем?

- А какие другие государства вы знаете?

Любое государство имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Каждый из символов России имеет свою историю. Как же появились эти символы?



  1. а) Сообщение учащегося по теме «Происхождение герба».

Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Гербы появились давным – давно в зарубежных странах.

Это был отличительный знак рыцарей. Он служил для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Какой формы наш современный герб?



б) Слово учителя: Наше государство не сразу стало таким сильным и единым. В период феодальной раздробленности в XII-XII веках каждое княжество имело свой герб. И когда государство стало единым, централизованным стали необходимы новые символы. Рассмотрите печать Ивана III, что на ней изображено?



в) Сообщение учащегося о печати Ивана III, о Георгии Победоносце.

Считается что гербы возникли в нашей стране давно. Сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые впоследствии приняли значение герба. На них встречались изображения святых покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих силу, вооруженных конных всадников, которые позже превратились в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея (дракона). Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) – символ защиты Родины (страны) от врагов. (Учащиеся записывают в тетради)



Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины – Москвы.

г) Учитель: Итак, что же символизировал всадник, поражающий змея? Что изображено на другой стороне печати?

Двуглавый орел стал символом русского государства более 500 лет назад.

Двуглавый орел был символом многих государств средневековья (монета монголов Золотой Орды). Двуглавый орел был заимствован нами из герба Священной Римской империи.

Страна не стояла на месте, она изменялась, изменялись и ее символы, являясь знаками царской власти и государства. При Иване грозном знаками царской власти были три предмета: шапка Мономаха, скипетр и держава (фото).



При следующих царях, например, при Александре Михайловиче Романове Орел был окружен гербами присоединенных к Русскому государству земель.

В XIX в. в страну был приглашен известный специалист по геральдике Бернгард Кене. Под его руководством были составлены проекты Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи .

В XXв. произошло событие, которое коренным образом повлияло на будущее России. После революции возникла необходимость в новых символах нового государства. Проектов было много. У союзных республик были свои гербы отражающие характерные особенности территорий, занятий республик входящих в состав союза.

Рассмотрите герб СССР(1922г.). Что на нем изображено? (Щит заменен земным шаром, пролетарский девиз повторен на лентах, обвивающих колосья, по числу входящих в союз республик)

(фото)



В начале 90-х годов XXв. Советский Союз распался. В 1991 году наша страна вернула себе имя Россия и Правительством России было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. Восстановление двуглавого орла как традиционного государственного символа России вызывало немало споров и возражений. Несмотря на это вновь государственным символом стал двуглавый орел.

Итак, Что же изображено на гербе РФ?

Какой он формы? Откуда появилось изображение Георгия Победоносца? Как называется наука, изучающая гербы?



  1. Другой не менее важный символ государства – флаг.

а) Сообщение учащегося о возникновении флага ( о военном знамени – стяге, гербовом знамени Петра I, о триколоре флага Алексея Михайловича, флагах СССР и Российской Федерации,

значении цветов российского флага – белый- чистота, мир, правда, добро,

- синий – вера, верность,

- красный – огонь, смелость, честность, красота )

(Презентация флагов)

22 августа 1991 года – день российского флага.



  1. Рассказ учителя о гимнах, прослушивание (по возможности) гимнов разных периодов истории нашей страны: марши, «Боже царя храни»(В.А.Жуковский, А.Ф. Львов), «Марсельеза», «Интернационал», гимн СССР, гимн России (А.В. Александров, С.В. Михалков – слушаем стоя).



(Учащиеся записывают названия гимнов в тетради)

Итак, назовите гимны нашей страны в той последовательности, как они существовали.

  1. Подведение итогов урока.

а) О каких символах государства мы говорили? Что нового вы узнали о государственных символах? Как вы думаете, почему когда звучит гимн государства, когда поднимают государственный флаг мы встаем? Зачем нужно знать символы своей страны? Где мы можем видеть наши герб и флаг? Где и когда может звучать гимн страны? Как мы должны относится в символам России?

В нашей стране существуют законы: «О государственном гербе», «Государственном флаге», «Государственном гимне», Основной закон нашей страны - Конституция. За осквернение символов государства наступает ответственность и наказание.

Б) Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

  1. Имя всадника, поразившего змея, изображенного на гос.символе? (Георгий)

2. Цвета современного флага. (Триколор)

4. Символ страны , состоящий из древка и полотнища. Синоним знамени. ( Стяг)

6. Наука о гербах (геральдика).



По вертикали:

  1. Эмблема государства, города, рода на документах, печатях, монетах. (Герб)

3.Документ (основной закон) нашей страны, фиксирующий символы герб, флаг, гимн как государственные. (Конституция)

5. Торжественное музыкальное произведение со словами или без слов-символ государства. (Гимн)

7. Предмет княжеской власти, на котором впервые были изображены символы – Георгий Победоносец и двуглавый орел. ( Печать).

Домашнее задание (по выбору) Подготовить сообщение о гербе нашей области, района, города, придумать и нарисовать герб села (используя правила составления герба).







Литература: Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев,В.Е.Ковалев «Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.:-Триада-фарм», 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!