Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №22 х.Кривой Лиман
«Утверждаю»
Директор МБОУ- СОШ №22
Приказ от 29.08.2022г. № 241
_________ Редько Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование 9 класс.
Количество часов в год: 65
Учитель: Манасян Алеся Николаевна
Программа разработана на основе:
Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования»;
Примерных рабочих программ. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / (сост.Т. А. Бурмистрова). — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2014
Основной образовательной программы МБОУ-СОШ №22 х. Кривой Лиман;
Ориентирована на учебник Геометрия 7-9 классы учеб. для общеобразовательных организаций Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцев. М.: Просвещение, 2021.
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года
Основание (дата и номер приказа) | Дата |
| |
| |
| |
| |
| |
Планируемые результаты.
Предметные:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Личностные:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Метапредметные:
определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; решать задачи.
объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; законы сложения векторов, определение разности двух векторов; какой вектор называется противоположным данному; строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; решать задачи.
какой вектор называется произведением вектора на число; формулировать свойства умножения вектора на число; какой отрезок называется средней линией трапеции; формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; решать задачи.
формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами.
выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; доказывать основное тригонометрическое тождество формулы для вычисления координат точки.
доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; их вывести и применять при решении задач.
формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; применять их при решении задач.
Координаты
Ученик научится:
вычислять длину отрезка по координатам его концов;
вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Ученик получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
Ученик научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Ученик получит возможность:
приобрести опыт выполнения проектов.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Ученик научится:
находить площади треугольников, применяя теорему о площади;
доказывать теоремы синусов и косинусов;
применять теоремы при решении треугольников;
определять угол между векторами;
находить скалярное произведение векторов.
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на применение теорем синусов и косинусов;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
научиться решать задачи по теме «измерительные работы»;
применять свойства скалярного произведения векторов при решении практических задач.
Длина окружности и площадь круга.
Ученик научится:
рассматривать понятия правильных многоугольников;
применять теоремы об окружностях, описание около правильного многоугольника и вписанной в него;
рассматривать понятия длины окружности и площади круга;
выводить формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Ученик получит возможность:
с помощью описанной окружности решать задачи на построение правильного шестиугольника и правильного 2п-угольника;
применять формулы, выражающие сторону правильного многоугольник и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга;
Движения
Ученик научится:
рассматривать понятия движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений;
рассматривать движение плоскости как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками;
рассматривать связь понятий наложения и движения.
Ученик получит возможность:
построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, поворот;
на эффектных примерах показывать применение движений при решении геометрических задач;
научиться решать задачи на построение методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости».
Начальные сведения из стереометрии. Аксиомы.
Ученик научится:
определять многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар
познакомится с формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов;
более глубоко представлять понятия аксиомы планиметрии и аксиоматическом методе
Ученик получит возможность
приобрести опыт исследования свойств многогранников и тел вращения с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Начальные сведения из стереометрии»
Содержание учебного курса
Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрия. Многогранники. Тела вращения.
Цель : формулировать основные понятия стереометрии. Распознавать на чертежах и моделях пространственные формы. Определять многогранники и тела вращения.
Решать задачи на вычисление линейных величин, площадей и объемов (для простейших многогранников). Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условиями задачи.
Повторение.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Перечень разделов и последовательность их изучения | Кол-во часов на изучение каждого раздела | Сроки изучения разделов | Сроки контроля |
| Векторы. | 8 | | |
| Метод координат. | 10 | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | | |
| Длина окружности и площадь круга. | 12 | | |
5. | Движения. | 8 | | |
6. | Начальные сведения из стереометрии. | 8 | | |
7. | Об аксиомах планиметрии. | 2 | | |
8. | Итоговое повторение. | 6 | | |
Итого: | 65 |
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________________Липуга Е.Г.