СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Геометрические иллюзии"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащегося 9 класса по теме «Геометрические Иллюзии»

Просмотр содержимого документа
«"Геометрические иллюзии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 53г.Бикина

Бикинского муниципального района

Хабаровского края










«Геометрические Иллюзии»

Исследовательская работа







Работу выполнил

Ученик 9г класса

МБОУ ООШ № 53 г. Бикина

Чешев Владимир

Руководитель:

Учитель математики

Платонова М.А.






Бикин - 2022г



Оглавление

Введение: ……………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть………………………………………………………...5

1.1 Что такое иллюзии?.......................................................................................5

1.2 Разновидности иллюзий……………………………………………………6

1.2.1 Оптические иллюзии …………………………………………………….6

1.2.2 Причины возникновения иллюзий ………………………………….......7

1.2.3 Иррадиация ……………………………………………………………….8

1.2.4 Оптическое воздействие цвета на иллюзии…………………………….9

1.3 Какое же предназначение у иллюзий? ……………………………………10

1.3.1 Иллюзии в геометрии ……………………………………………………11

1.3.2 Невозможные фигуры или геометрические иллюзии …………………12

1.3.3 Парадокс ………………………………………………………………….13

      1. Иллюзия покосившегося квадрата …………………………………….14

1.4 Рельефное изображение …………………………………………………..15

1.4.1Невозможные фигуры …………………………………………………...16

1.4.2Возможно ли, создать геометрическую иллюзию в реальной жизни...17

1.4.3 Создатель первой невозможной фигуры ……………………………...18

2. Практическая работа ……………………………………………...18

2.1 Социальное исследование……………………………………………........18-20

2.2 Использование оптических иллюзий …………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………. 24

Список литературы …………………………………………………………...25








Введение

Есть множество интересных и знакомых, но загадочных тем. Одной из таких тем является тема иллюзий. Сегодня я хотел бы открыть для себя эту малоизвестную мне информацию и поделиться ей с другими.

Мир полон разной интересной и неизвестной информации, которую нужно и интересно узнавать. Каждый день человек открывает для себя что-то новое, то, что может пригодиться ему в жизни или полностью (ну или частично изменить ее).

На уроках геометрии мы часто сталкиваемся с такой проблемой: рассматривая свойства геометрических фигур, некоторые ученики иногда опираются лишь на чертеж, на свое зрительное восприятие. Но такой подход к решению задачи часто приводит к ошибочным выводам, а значит к неверному решению. Приступая к решению геометрической задачи, мы, как правило, первым делом строим чертеж и доказываем порой, казалось бы, очевидный факт. Например, преподаватель чертит на доске два равных треугольника, ученику требуется доказать, что они равны. Возникает вопрос, а зачем доказывать очевидное, наглядно из рисунка и так видно равенство фигур. Но всегда ли мы можем доверять нашему зрению? Оказывается, нет.

Я решил спросить об этом у учителя и услышал сразу же ответ на мой вопрос. Она попросила меня нарисовать квадрат и при этом спросила: «Какие углы у меня получились»? После того, как я взял в руки транспортир и выяснил, что углы получились вовсе не прямые, как должно было быть, я понял, что мой чертеж иллюзионный обман. Почему совершаются ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезком, величин углов, в восприятии формы предметов и т.д., совершаемые наблюдателем при определенных условиях?



С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определенных пространственных впечатлений. Человек каждый день встречается с оптическими иллюзиями и не знает их точное предназначение, интерес к информации о том, как и зачем использовали иллюзии.

Предположим, что иллюзии являются абсолютным обманом зрения, систематическими ошибками зрительного восприятия. Большинство классических иллюзий, демонстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, образуют проявление «недостатков» зрительной системы, которые фактически являются продолжением ее достоинства. Различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы основаны на использовании особенностей зрительных механизмов.

Человек-обладатель бинокулярного зрения, а значит, говоря фактами, мы видим два дергающихся и периодически исчезающих изображения, поэтому возникает проблема между совмещениями изображений левого и правого глаза. Для того чтобы понять как глаз воспринимает окружающую среду, существует много направлений в науке. Однако, самое интересное - это изучение иллюзий.

Актуальность: в нашем мире мы часто сталкиваемся с иллюзиями в том число геометрическими.

Проблема: в школьном курсе не изучают геометрические иллюзии, но мы встречаемся с ними при построении чертежей для решения геометрических задач.

Цель: Познакомится с геометрическими иллюзиями (обманом зрения) доказать на опыте, что геометрические иллюзии действительно существуют.

Задачи:

Изучить теоретический материал и систематизировать его по данной теме,

-провести анкетирование и проанализировать полученные результаты

-узнать могут ли существовать геометрические иллюзии в реальной жизни.

- рассмотреть виды геометрических иллюзий

-убедиться на опыте, что геометрические иллюзии действительно существуют.

Гипотеза: зрительные иллюзии существуют и их можно объяснить с помощью зрения, а «волшебство» зрительных иллюзий обосновать математически.

Предмет исследования: оптические иллюзии.

Объект исследования: чертежи, рисунки, практический опыт.

Методы:,поиск изучение, анализ, анкетирование, эксперимент, обобщение, классификация, синтез.


Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Что такое иллюзия?

Иллюзии (обманчивое представление, заблуждение) – неправильное, искаженное восприятие предметов реального мира.

До того как говорить об иллюзии и невозможной фигуре нужно подумать о том, как человек воспринимает окружающую информацию. Большую часть информации человек воспринимает благодаря зрительным органам-глазам. Но мало кто задумывается о том, как это происходит. Чаще всего глаз считают биологической камерой проецирующей изображение на светочувствительную сетчатку глаза. В этот момент мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» окружающие объекты. Но и тут не все так просто.

Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.

Во-вторых, из-за несовершенного строения и механики глаза изображение размыто и нечетко.

В-третьих, глаз находится в постоянном движении и поэтому изображение тоже «не стоит на месте».

В-четвертых, каждые примерно 5-6 секунд мы моргаем, это значит, за минуту изображение меняется где-то 15 раз.

Так что же все - таки «видит» наш мозг?

1.2 Разновидности иллюзий

Рассмотрим некоторые разновидности иллюзий

Перевертыши – иллюзии, в которых в зависимости от положения изображения изменяется ее восприятие.

3D эффект-явление, при котором 2D объекты кажутся объемными.

Подвижные изображения - неподвижные изображения начинают казаться движущимися.

Есть еще множество различных видов, к примеру: иллюзия цвета (когда цвет кажется не таким, какой есть), «потеря во времени» (момент, когда кажется, что вы застряли во временной петле из-за потери внимания)


1.2.1 Оптические иллюзии.

Оптическая иллюзия - эффект неправильного восприятия изображения человеческим глазом. Она вызвана неточным или неадекватным осознанием изображения (неправильная оценка длины отрезков величин углов или цвета предмета или образа) или же по физическим причинам (искажения изображения под водой или деформированным стеклом). В переводе с латыни «иллюзия» означает «ошибка» или «заблуждение». Восприятие иллюзий может быть так же не одинаково, это может зависеть как от физических свойств изображения и глаза, так и от психологического состояния или поведения человека.

Например, от физических причин то, что каждый человек воспринимает изображение по-разному. А от психологических то, что в зависимости от того, какого человек воспитания, какие у него на данный момент эмоции или же, как он обычно ведет себя. Все это сулит тому, как человек может воспринять иллюзию. Может напугаться ее или вызвать смех, плачь, ярость. Звучит как бред, но были и такие случаи.

Р исунок 1. Пример оптической иллюзии, возникающей в результате свойства глаза переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Высота фигуры, изображённой на рисунке 1, кажется больше, чем её ширина, на самом деле они равны.

Р исунок 2. Иллюзии, относящиеся к восприятию направлений линий (длинные, косо направленные прямые линии кажутся расходящимися в разные стороны.).

Р исунок 3. Иллюзии, относящиеся к восприятию направлений линий (прямые параллельные линии кажутся изогнутыми).

Велико число оптических иллюзий, связанных с тем, что определённые предметы или части предметов воспринимаются не отдельно, изолированно, а в связи с окружающими их предметами или их частями (психологический закон контрастов).

Рисунок 4. Равные отрезки прямой (палуба корабля) на двух фигурах кажутся разной длины.

Рисунок 5. Обе фигуры одинаковы, однако ширина верхней фигуры кажется меньшей, а высота большей, чем нижней фигуры.


1.2.2 Причины возникновения иллюзий

Какие же есть причины возникновения иллюзий?

Оптической иллюзией  называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря - это, наверное, представление реальности. Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В неё входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передаётся от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. В связи с этим выделяются три основных причины иллюзии:

1) Наши глаза воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация.

2)При нарушении передачи информационных сигналов по нервам, происходящий сбой приводит к ошибочному восприятию.

3)Мозг не всегда с абсолютной точностью принимает сигналы.

Но чаще всего иллюзии возникают по двум причинами:

1) Специфическая работа глаза.

2) Неправильное восприятие информации мозгом.

1.2.3 Иррадиация

Явление иррадиации - зрительное восприятие плоского или объемного изображение на контрастном фоне, иллюзия заключается в том, что одно изображение может казаться больше другого. Примеров тому может быть множество, но самым ярким из них является два квадрата, здесь наглядно видно явление иррадиации, всем из нас кажется, что один квадрат больше другого, на самом, же деле они абсолютно одинакового размера.

Любопытно отметить, что зная о данном свойстве чёрного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в ХIX веке предпочитали стреляться именно в чёрных костюмах в надежде на то, что противник промахнётся при стрельбе.

1.2.4 Оптическое воздействия цвета на иллюзии

К такому воздействию относятся иллюзии, при которых в зависимости от цвета меняется внешний вид. Рассматривая, к примеру, иллюзии цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные (теплые цвета) и синие (холодные цвета).

Существуют некоторые особенности влияния цветов на иллюзии

Красная группа

Синяя группа

Теплые, тяжелые, материальные, прочные, плоские.

Легкость, нематериальность, проницаемость, пространство

Фактурные, шероховатые, матовые

Бес фактурные, гладкие, блестящие

Расширяются, распространяются по горизонтам

Сужаются, распространяются по вертикалям

Подчинены дуге, гладкие, теплые

Подчинены углу, холодные, острые, колючие

Глухие, шумные, низкие

Звонкие, тихие, высокие

Все остальные цвета, так или иначе, будут тянуться к одной из групп. Исключение составляет зеленый цвет. Так же очень светлые или очень темные: белый и желтый, черный и серый. Желтый и белый (не только они, но и еще множество других) если они располагаются или распространяются рядом с темными цветами то, они составляют эффект иррадиации, о котором было сказано раньше.

Наглядным примером из жизни могут служить моменты, когда в щелку попадает луч света, тогда щель, кажется больше или когда солнце светит сквозь дерево, в этот момент ветки кажутся тоньше, чем они есть на самом деле.

1.3 Какое же у иллюзий предназначение?

Наверное, каждый из нас, когда встречался с подобным изображением, невольно задавался вопросом о том, зачем же они все - таки нужны? Можно сказать, что применение иллюзий можно разделить по временным рамкам. Например, в древние времена оптические иллюзии использовались, чтобы усилить воздействие произведений искусства или улучшить внешний вид архитектурных творений. Древние греки прибегали к оптическим иллюзиям, чтобы довести до совершенства внешний вид своих великих храмов. В эпоху Средневековья смещенную перспективу иногда использовали в живописи. Позднее многие другие иллюзии использовались в графике. В нашем же современном мире иллюзии имеют неоднозначное предназначение. Например, иллюзии могут использоваться как аппарат для развития воображения и внимательности, а могут как предмет развития зрения, так как умение рассматривать и замечать мелкие детали значит то, что человек имеет острое зрение. Еще оптические иллюзии могут служить веселым занятием для детей.

Применение зрительных иллюзий в жизни человека. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используется в архитектуре для создания определённых пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Ещё более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и церковном искусстве. Иллюзии могут использоваться как аппарат для развития воображения и внимательности, а могут как предмет развития зрения, т.к. умение рассматривать и замечать мелкие детали значит то, что человек имеет острое зрение.

1.3.1 Иллюзии в геометрии

Не секрет, что эти таинственные картины хоть и рушат законы геометрии, но без нее существовать не могут. Это прямо значит, что обманщики зрения тесно переплетаются с геометрией. Кроме всего выше сказанного, в такой интересной науке о фигурах есть отдельный термин: «Невозможные фигуры». Они присваивают себе свои законы построения.

Но все равно, если начинать разбираться в этом всем, то нужно точнее узнать, что такое геометрия.

Выше уже было сказано о том, что геометрия наука о фигурах, точнее ее определение звучит как-

Геометрия-раздел математики, изучающий положение, строение и отношение фигур в пространстве.

Геометрия бывает совершенно разная, однако элементарная или, как здесь стоит ее назвать «школьная», делится на два типа:

  1. Плоская геометрия

  2. Геометрия тел

Плоская геометрия - изучение тел на плоскости, у которых существует только два измерения: длина и ширина. Примером плоской геометрии могут служить такие фигуры, как: квадрат, круг, треугольник, трапеция, различные многоугольники и все тому подобное.

Геометрия тел - более сложная геометрия с построением, изучением трехмерных или объемных фигур. Из этого следует, что она имеет дело с телами, имеющими длину, ширину и высоту. Это такие тела, как конус, куб, сфера, цилиндр и многое другое.

Если говорить о геометрии в широком смысле, то можно краем дотронуться до высшей математики, а конкретно до подразделов геометрии. Геометрия, которую мы считаем привычной для себя, является Евклидовой геометрией.

Евклидова геометрия - привычная для нас простейшая геометрия, изучает все то же самое, что и плоская геометрия с геометрией тел, только в объединенном смысле.

Кроме того существует Неевклидова геометрия.

Неевклидова геометрия-другая геометрия, отличается от привычной геометрии, хотя и применяется в узком смысле и только для двух систем: Геометрия Лобачевского и Сферическая геометрия.


1.3.2 Невозможные фигуры или геометрические иллюзии

На протяжении всей истории люди сталкивались с оптическими иллюзиями того или иного рода. Достаточно вспомнить мираж в пустыне, иллюзии, создаваемые светом и тенью, а также относительным движением. Например: луна, поднимающаяся из-за горизонта, кажется гораздо больше, чем высоко в небе. Все это – лишь несколько любопытных явлений, которые встречаются в природе. Когда эти явления, обманывающие зрение и ум, были впервые замечены, они стали волновать воображение людей. Среди них единственный в своем роде и относительно новый вид оптической иллюзии известен как «невозможные фигуры».

Невозможная фигура- геометрическая фигура или особый объект искусства, который назван так потому, что фактически не может существовать в реальной жизни.

Существует много примеров невозможных фигур, но самым ярким является невозможный треугольник. Или же, как его иногда называют, трибар.

На картинке ниже вы видите 2 треугольника. Треугольники состоят из четырех фигур. Площадь фигур, из которых состоят треугольники, одинакова. Что у верхнего, что у нижнего (можете вырезать из бумаги и проверить). Что будет если фигуры немного перемешать?

1.3.3 Парадокс

Парадокс тоже является своеобразным проявлением обмана зрения и геометрической иллюзией одновременно.

Парадокс - явление, которое на первый взгляд кажется невозможным, но, тем не менее, может быть исполнимо.

Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

Геометрический парадокс - явление, при котором сознание человека пытается спроектировать двухмерный парадокс в виде трехмерного объекта.

Есть различные примеры геометрических парадоксов, к примеру:

Парадокс Банаха-Тарского: Если взять один шар, то его можно разбить на несколько частей, из которых можно составить еще два таких же шара такого же размера.

Парадокс Смейла: Предполагается, что можно вывернуть сферу в трехмерном пространстве (с пересечениями, но без складок).

Говоря о парадоксах можно наткнуться на такое выражение, как софизм.

Софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

Софизм происходит также от греческого слова ("софизм" означает "измышление", "хитрость"). Их строят, опираясь на внешнее сходство явлений, прибегая к намеренно неправильному подбору исходных положений, к подмене терминов, разного рода словесным ухищрениям и уловкам. Их ошибки допускаются сознательно, с целью увлечь собеседника по ложному пути. При этом широко, и надо сказать, умело используется гибкость понятий, их насыщенность многими смыслами, оттенками.


1.3.4 Иллюзия покосившихся квадратов.

Очень интересный оптический фокус. Глядя на эту картинку, наш мозг уверяет нас в том, что синие квадраты в центре этой картинки, немного перекосило, и их то и дело клонит на бок. Но, расфокусировав взгляд или просто немного отойдя от картинки компьютера, я понимаю, что это правильные четырёхугольники, и что это всего лишь иллюзия.

1.4 Рельефное изображение

Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит, как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию. Дело в том, что любое изображение может быть истолковано разными способами, однако зрительная система человека отдает предпочтение наиболее привычной и вероятной интерпретации.

Горизонтальные прямые параллельны или нет? 


1.4.1Невозможные фигуры

Фигуры, не существующие в природе, но, существующие в нашем воображении. Анализ предложенного объяснения оптико-геометрических иллюзий показывает, что, во-первых, все параметры зрительного образа взаимосвязаны, благодаря чему и возникает целостное восприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира. Во-вторых, на восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы. Примером того, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые "невозможные", противоречивые фигуры, например, невозможный трезубец Норманна Минго и невозможная лестница Пенроуза.


1.4.2 Возможно ли, создать геометрическую иллюзию в реальной жизни?

Когда мы думаем о невозможных фигурах, то встает вопрос о том возможно ли создать их в жизни. Ответ достаточно прост - возможно. Стоит начать самого начала, а точнее с начального курса геометрии. Оттуда мы знаем, что всё, что изображено в двухмерном варианте, можно перенести в трехмерную реальность, простыми же словами – все, что нарисовано в виде чертежа, можно создать в реальной жизни. Значит, если воспринимать изображение невозможной фигуры, то ее можно создать в реальной жизни. Тут мы встаем в тупик. Почему фигура называется невозможной, если ее можно сделать? Здесь ответ куда проще, чем кажется на первый взгляд. Возможной можно считать фигуру тогда, когда ее трехмерная проекция будет выглядеть одинаково со всех сторон. С этими загадочными фигурами все немного по-другому, то, что ты можем увидеть ее только с одного ракурса и говорит о том, что она невозможна.

Предположим, мы поняли, что геометрическую иллюзию возможно создать, но теперь перед нами другой вопрос - как же ее сделать? Действовать прямолинейно ничего не выйдет, то есть, взяв три бруска, у вас не получится сделать невозможный треугольник. Создатель таких фигур пользуется фокусами создания: зрительное наложение стыков, пересечение линиями друг друга и перекрытие неровностей пересечения швов фигуры. Также воображение может принять свою роль в восприятии обмана.

При создании невозможных фигур используются все вышеупомянутые необычные приемы. Они завораживают наше воображение и дразнят своими загадочными свойствами. В то же время они помогают процессам зрительного и умственного восприятия, поскольку воображение пытается найти какое-либо цельное решение этой загадки, совместимое с реальностью. Но пока глаз воспринимает, а мозг осмысливает, нам приходится смириться со зрительным противоречием. Из всех существующих оптических иллюзий невозможные фигуры, пожалуй, самые завораживающие. Те фокусы, которые они проворачивают с нашей фантазией, делает их особенными.

1.4.3 Создатель первой невозможной фигуры

Точной информации о том, кто создал самую первую геометрическую иллюзию, нет. В истории она, скорее всего, открывалась много раз многими людьми и выдавалась ими за их великое открытие. Но, все - таки существует предположительная информация на эту тему.

Предполагается, что Оскар Рутерсвард, которого после назвали «отцом невозможной фигуры». Оскар Рутерсвард- шведский художник специализирующийся на рисовании невозможных фигур которые можно изобразить в двухмерном изображении, но нельзя создать. За свою жизнь Рутерсвард изобразил около 2500 фигур в изометрической проекции. Книги Рутерсварда опубликованы на многих языках, в том числе на русском.

Глава 2.Практическая работа

2.1.Социальные исследования

Эксперимент № 1

Я представил иллюзию Мюллера-Лайера и попросил сравнить левый отрезок со стрелочками наружу с правым со стрелочками, направленными внутрь.


9г-18чел

6б-22чел

Всего (40 человек)

Отрезки равны

8(44%)

13(59%)

21(53%)(21(50%)50

Синий больше красного

7(39%)

6(27%)

13(32%)

Красный больше синего

3(17%)

3(14%)

6 (15%)

Вывод: из данного эксперимента видно, лишь 50% учащихся увидели что отрезки равны. Остальные ответили неверно.

Эксперимент №2

Ч еловек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому, большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными линиями, и это также приводит к иллюзиям зрения. Я предложил ребятам сравнить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины.

Вертикально – горизонтальная иллюзия


9г(18 чел)

6б (22 чел)

Всего(40 ч)

Равны

8(44%)

2(9%)

10(25%)

Вертикальные длиннее

1(6%)

4(18%)

5(12,5%)

Вертикальная короче

9(50%)

16(73%)

25(62,5%)

Вывод: из данного эксперимента видно, 30% учащихся увидели, что отрезки одинаковой длины. Остальные ответили неверно, что доказывает о наличии геометрических иллюзий.

Эксперимент №3

При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие ―выступающие‖, причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Я решил провести эксперимент и проверить этот вывод.

Я показал опрашиваемым следующий рисунок и попросили сказать, что они видят. Предполагалось, что на рисунке большинство увидят в первую очередь вазу, а затем два силуэта, согласно теории.

В ходе эксперимента наше предположение не оправдалось, что видно из таблицы:

Восприятие фигуры и фона


9г(18чел)

6б(22чел)

Всего (40 чел)

Увидели вазу

8 (44%)

2 (9%)

10 (24%)

Увидели лица

7 (39%)

4 (18%)

11 (28%)

Увидели вазу и лица

3 (17%)

16 (73%)

19 (48%)

Вывод: Оказалась что люди воспринимают фотографию по своему.

2.2Использование оптических иллюзии.

Применение оптических иллюзий в жизни человека. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определённых пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Ещё более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном искусстве. Зрительные иллюзии стали основной кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле.

На сегодняшний день оптическая иллюзия считается не только одним из методов исследования, обманы зрения считаются полезными для развития и природной тренировке глаз, а совсем недавно оптические иллюзии стали применять в жизни ещё как своеобразный, креативный способ самовыражения через художественные произведения, в основном это картины, иллюстрации или же фотографии. Можно привести большое количество примеров применения иллюзий. Начиная детскими подделками и заканчивая картинами величайших художников и известными фильмами. Примером фильмов может быть «Иллюзия обмана» или «Великий иллюзионист». Одни только названия фильмов могут говорить сами за себя. Нельзя не сказать о любимом роде занятии или работе некоторых людей, о фокусах. Работа фокусника тесно связанна с обманом зрения и без иллюзий просто не может существовать. Но, наверное, самую большую долю в их применении взяло искусство. Конечно же, стоит упомянуть художников, которые использовали иллюзии в своих творениях. К примеру, можно упомянуть Сальвадора Дали, он ярко показал иллюзию в своих некоторых картинах, например: «Лебеди, отражающие слона» или «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера».

Есть так же направление искусства под названием абстракционизм.

Абстракционизм, или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.

В направлении абстракционизма существуют десятки (если не сотни) направлений и подразделов. К одним из них относится оп-арт. Оптические иллюзии были и остаются очень популярной темой для профессиональных художников и любителей. Во второй половине XX века было очень популярно течение под названием оп-арт (является сокращением от названия художественного течения: оптическое искусство). Произведения опирались на основы особенного восприятия плоских и пространственных фигур человеческим глазом, проще говоря, на восприятие человеком обмана зрения.

Заключение:

В результате проделанной работы я убедился, что многие иллюзии можно объяснить геометрически, для изображения объёмных фигур на плоскости необходимо пользоваться правилами построения, при решении геометрических задач, все выводы необходимо подтверждать теоремы геометрии, а с помощью аксиом и теорем геометрии, а не только надеяться на чертёж. Геометрические иллюзии используются во многих сферах деятельности человека, если постараться, то можно самому создать иллюзии и не только геометрические.

Большая часть окружающей нас информации приходит в наш мозг через глаза. Даже если человек живёт без «розовых очков», он не всегда реально сможет увидеть ситуацию. Так устроен наш глаз.

Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Подобные знания могут существенно облегчить жизнь для нас, избавив от неприятностей, связанных со зрительскими обманами. Помогут лучше понимать некоторые природные явления, устройства некоторых предметов.

Начиная изучать геометрическую иллюзию, я задал себе такой вопрос: всегда ли мы можем доверять нашему зрению? Оказывается, нет! За время создания данного проекта и изучения материала я открыл для себя много нового по данной теме. Например, я намного лучше узнала, что такое иллюзии, как они появляются, их историю, некоторое их предназначение. Изучая данную тему, я пришёл к выводу, что иллюзии очень интересный объект для изучения. Это очень занятный материал, завораживающие изображения по теме, которые надолго заставят задуматься о том, как они устроены. Учёные придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности наших глаз. В ходе своей работы я понял, что геометрические иллюзии создают богатые возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако, инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять очевидное точными расчётами.

В ходе работы цель была достигнуты. Решены поставленные задачи. Гипотеза исследования полностью подтвердилась.


Список литературы

1. О.Р. Рутерсвард«Невозможные фигуры». — М.: Стройиздат, 1990.

2. И. Д. Артамонов, «Иллюзии зрения», изд.3 – М., Наука, 1969.

3. Н. Ю. Григорьева, «Живая математика», М.2006г.

4. И. Я Депман., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. М-1988г.

Интернет ресурсы

http://www. 2004/6/ochevidnoe. shtml - Иллюзии зрительного восприятия. Очевидное-невероятное. Журнал «В мире науки», июнь 2004 № 6.

http://www.book/gregory. htm - Л. Р. Грегори «Разумный глаз».

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!