СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрическая резьба как один из видов декоративно-прикладной обработки древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации к учебнику по Технологии. Технический труд для 7 класса, программа: Казакевич В.М., Молева Г.А., Афонин И.В. / Под ред. Казакевича В.М.

Просмотр содержимого документа
«Геометрическая резьба как один из видов декоративно-прикладной обработки древесины»

Геометрическая резьба как один из видов декоративно-прикладной обработки древесины

Геометрическая резьба как один из видов декоративно-прикладной обработки древесины

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву .  Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства , которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом. Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили: плосковыемчатая; геометрическая; прорезная.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву .

Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства , которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом.

Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили:

  • плосковыемчатая;
  • геометрическая;
  • прорезная.

История ремесла В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах:

История ремесла

  • В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.
  • Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.
  • Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы.
Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире. Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего. С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.
  • Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.
  • В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.
  • Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.
  • С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.
Ремесло в Вятском крае. Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание не только проезжих знаменитостей. Они имели славу далеко за пределами губернии благодаря зимогорам, которые по осени, сложив в мешок нехитрый инструмент, уходили плотничать и столярничать в Москву, Петербург, древние города Поволжья и в новые –на Урал и Сибирь. Умножали этот товар и скупщики, которые развозили вятский товар на судах по рекам, а после по железной дороге. К выставкам разного ранга мастера начинали готовиться заранее и тщательно, чтобы показать свой товар «лицом».

Ремесло в Вятском крае.

  • Вятские кустари прежде всего мастера – древоделы, обратили на себя внимание не только проезжих знаменитостей. Они имели славу далеко за пределами губернии благодаря зимогорам, которые по осени, сложив в мешок нехитрый инструмент, уходили плотничать и столярничать в Москву, Петербург, древние города Поволжья и в новые –на Урал и Сибирь. Умножали этот товар и скупщики, которые развозили вятский товар на судах по рекам, а после по железной дороге. К выставкам разного ранга мастера начинали готовиться заранее и тщательно, чтобы показать свой товар «лицом».
 Дерево любимый материал вятских мастеров. Деревянной резьбой пышно украшали постройки; избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты); орудия труда (прялки, ткацкие станы). Культура художественной резьбы по дереву имеет богатые национальные и местные особенности.  Яркой страницей художественного творчества вятских мастеров являются иконостасы, сохранившиеся во многих вятских храмах. Своими высокими достоинствами они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Сотни имён народных умельцев, оформляющих алтарные преграды, проходят по архивным источникам. Однако, мы располагаем немногими сведениями о вятских резчиках. И только с середины XVIIIвека в документах начинают фигурировать имена мастеров, подряжаемых на различные «церковные» работы. Иконостас «старинной столярной работы» и царские врата имела церковь Сретения (1705 г.) – «при коем тумбы резьбенные». «Весь резьбенной позолоченный пятиярусный иконостас» украшает Владимиро – Богородскую церковь (1718 г.) Вятки.
  • Дерево любимый материал вятских мастеров. Деревянной резьбой пышно украшали постройки; избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты); орудия труда (прялки, ткацкие станы). Культура художественной резьбы по дереву имеет богатые национальные и местные особенности.

  • Яркой страницей художественного творчества вятских мастеров являются иконостасы, сохранившиеся во многих вятских храмах. Своими высокими достоинствами они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Сотни имён народных умельцев, оформляющих алтарные преграды, проходят по архивным источникам. Однако, мы располагаем немногими сведениями о вятских резчиках. И только с середины XVIIIвека в документах начинают фигурировать имена мастеров, подряжаемых на различные «церковные» работы. Иконостас «старинной столярной работы» и царские врата имела церковь Сретения (1705 г.) – «при коем тумбы резьбенные». «Весь резьбенной позолоченный пятиярусный иконостас» украшает Владимиро – Богородскую церковь (1718 г.) Вятки.
Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных форм. Основная масса резьбы помещается на колоннах, кронштейнах, карнизах и вратах. Главный мотив резчиков – растительный мир: виноградная лоза, листья и ветки аканта, цветы, орехи в чашечках, которые переплетаются с завитками, бусинками, образуют богатую игру света и тени.
  • Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных форм. Основная масса резьбы помещается на колоннах, кронштейнах, карнизах и вратах. Главный мотив резчиков – растительный мир: виноградная лоза, листья и ветки аканта, цветы, орехи в чашечках, которые переплетаются с завитками, бусинками, образуют богатую игру света и тени.
Геометрическая резьба  Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь, в свое время несли символическое значение, в котором воплощались представления умельца – крестьянина о мироздании. Со временем магическая функция древней символики забылась, на первый план начала выступать ее эстетическая сторона. Еще в 20-х годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия , украшенные резьбой.

Геометрическая резьба

  • Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь, в свое время несли символическое значение, в котором воплощались представления умельца – крестьянина о мироздании.
  • Со временем магическая функция древней символики забылась, на первый план начала выступать ее эстетическая сторона.
  • Еще в 20-х годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия , украшенные резьбой.
Геометрическая резьба  Является разновидностью плосковыемчатой резьбы.  Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».  Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Геометрическая резьба

Является разновидностью плосковыемчатой резьбы.

Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».

Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Практическая работа: выполнить эскиз геометрической резьбы по дереву.

Практическая работа: выполнить эскиз геометрической резьбы по дереву.

Домашнее задание: Письменно ответить на вопросы: Из каких основных элементов могут состоять композиции геометрической резьбы? Древесину каких пород лучше всего использовать для выполнения геометрической резьбы? Какой элемент геометрической резьбы является наиболее простым для выполнения?

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопросы:

  • Из каких основных элементов могут состоять композиции геометрической резьбы?
  • Древесину каких пород лучше всего использовать для выполнения геометрической резьбы?
  • Какой элемент геометрической резьбы является наиболее простым для выполнения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!