СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрическая резьба

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву, обучить  выполнению рисунка под резьбу, показать приемы выполнения геометрической резьбы

Просмотр содержимого документа
«Геометрическая резьба»


ТЕМА УРОКА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»


ЦЕЛЬ:

Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву, обучить выполнению рисунка под резьбу, показать приемы выполнения геометрической резьбы.

Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.

Тип урока: комбинированный 


ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационная часть.

  2. Изложение нового материала

  3. Инструктаж.

  4. Практическая работа (с перерывом на физкультминутку).

  5. Закрепление материала




1.Организационная часть

-проверка посещаемости.

-объяснение. учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.

2. Объяснение нового материала


Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям :к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..

Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную .

Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.


Изучение чертежа геометрической резьбы .Последовательность работы.

.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика .

Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия.



По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой;

б) разметка элементов поля резьбы;

в) накалывание косяком в дерево резцом;

г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы;

д) окончательная отделка изделия.

По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.


Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:


а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.

в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины.


Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.


Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента.

Здесь демонстрирую видеоклип «Резьба по дереву».

Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом.

Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.




3. Правила техники безопасности


1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

  1. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.

  2. Работать следует только хорошо заточенным инструментом.

  3. Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

5. Не класть нож в карманы.

  1. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.



Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.


  1. Получение неровной грани при подрезке резцом.

  2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза.

  3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.

  4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.






4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,


Каждому ученику раздаю карточку задание, чертежные инструменты и письменные принадлежности. Ребята в своих тетрадях, используя вспомогательные линии построения, выполняют рисунки этих элементов. Работа выполняется карандашом, чтобы была возможность исправления неточностей. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения задания учениками. таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения задания дети самостоятельно определяют виды элементов и подписывают их. Собираю карточки. Проверяю правильность выполнения задания



5.Итог урока


Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание группы на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать.


Домашнее задание.

Составить орнамент из элементов геометрической резьбы : «Сколышек»,«Витейка», «Ромбик», «Пирамида», «Звездочка», «Квадраты». в рабочей тетради размером 100 на 100 мм.



Литература:


1)Технология 7 класс П.С.Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва Издательский центр”Вентана-Граф”2008.

2)Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву.СПб,Литера 2004

3)Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002

4)300 ответов любителю художественных работ по дереву Д.М.Гусарчук Издательство”Лесная промышленность”Москва 1977

5)Ильяев М. М. Прикоснувшись к дереву резцом.Рипол Классик 2004

6) Дементьев С.В. Резьба по дереву.М,изд.дом МСП,2000







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!