Геологическое строение территории России. 8 класс.
Беленкова Н.В., учитель географии
МОУ Семендяевская оош
История развития науки
Аристотель (384-322гг. до н.э.) – представил первые астрономические доказательства шарообразности Земли;
Аристарх Самосский (III в. до н.э.) – предвосхитил гелиоцентрическую систему мира Коперника;
Ал-Бируни (972-1048гг.) из Хорезма – определил длину окружности земного шара;
Леонардо да Винчи (1452-1519гг.)- окаменелости, встречаемые в горных породах считал перемещением суши и моря;
Литосферные плиты
Раскрывая и расшифровывая историю
нашей планеты, геологи сталкивают-
ся с увлекательным и динамичным
сценарием, написанным природой.
Каждый пласт, каждый слой земной
коры представляет собой как бы стра-
ницу огромной каменной книги, на
которой в виде отпечатков растений
и остатков животных записаны собы-
тия, происходившие на Земле многие
сотни миллионов лет назад.
Происхождение Земли.
Земля родилась около 4,6
млрд.лет назад из плотного об-
лака космической пыли и газа.
Несколько сотен млн.л. Прото-
земля провела в виде холодно-
го безжизненного скопления
космического вещества.
Постепенно она начала разогреваться, это привело к
изменению вещества из которого она состояла. На повер-
хности остались лёгкие соединения, а тяжёлые опусти-
лись на глубину. Так появились мантия и ядро. Земная
кора образовалась, когда Земля
стала остывать.
Самые древние горные породы
свидетельствуют о том, что воз-
раст литосферы более 3,5 млрд.
лет.
Геологическая эра.
Геологическая эра – промежуток времени, отве-
чающий продолжительному этапу развития зем-
ной коры и органического мира.
Эры развития Земли:
- Архейская (древнейшая) эра.
- Протерозойская (эра ранней жизни).
- Палеозойская (эра древней жизни).
- Мезозойская (эра средней жизни).
- Кайнозойская (эра новой жизни).
Каждая эра подразделяется
на геологические периоды,
а те, в свою очередь, на эпо-
хи.
Названия периодов чаще
всего происходят от мест-
ностей, где впервые были
найдены соответствующие
соответствующие отложен-
ия.
Архейская (древнейшая) эра.
Продолжалась более 900
млн.л. В то время поверхность
Земли напоминала собой сов-
ременный лунный ландшафт.
Следов органической жизни
практически нет.
Породы органического проис-
хождения указывают на сущест-
вование бактерий и водорослей.
Архей
Протерозой.
Эра ранней жизни длилась примерно
2 млрд.л. В протерозойских отложениях
остатки организмов втречаются всё ча-
ще – это в большинстве своём круглые
одноклеточные бактерии и водоросли,
но среди них уже существовали и при-
митивные многоклеточные организмы:
водоросли, кишечнополостные,
черви и др.
Палеозой (эра древней жизни).
Появляются и быстро развиваются и
процветают рыбы, амфибии, репти-
лии, летающие насекомые, пауки;
широкое распространение получают
водоросли, пышно развиваются ко-
раллы, растения выходят на сушу,
появляются семенные, папоротники,
исчезают каменноугольные леса.
Длился 350 млн.л.
Палеозойская эра.
Мезозой (эра средней жизни).
В мезозое появились первые, а затем и
высшие млекопитающие, настоящие
костистые рыбы, настоящие птицы.
В растительном мире на смену господ-
ствующим голосеменным приходят
покрытосеменные, происходит резкое
сокращение папоротников.
Продолжался 163млн.л.
Кайнозой (эра новой жизни).
Эра новой жизни наступила 67 млн.л.
назад. Вымирают крупные пресмыка-
ющиеся, исчезают головоногие мол-
люски. Среди животных господствуют
млекопитающие и птицы, в раститель-
ном мире – покрытосеменные расте-
ния. Наконец 1,5млн.л.назад появился
человек.
Животный и растительный мир при-
нял современный облик.
Кайнозойская эра.
Геологическое летоисчисле-
ние – это раздел геологии,
который занимается изуче-
нием возраста, продолжи-
тельности и последователь-
ности формирования горных
пород.
Методы определения возраста горных пород.
Методы определения относительного возраста горных
пород (определяют, какие породы древнее, а какие моло-
же относительно друг друга).
Методы определения абсолютного возраста горных пород
( определяют возраст пород в единицах времени).
На основании изучения возраста горных пород составлены геологи-
ческая карта и геохронологическая таблица, в которой систематизи-
рованы знания об основных геологических событиях и огблике зем-
ной поверхности, а также о закономерностях образования горных
пород.
Работа с геохронологической таблицей.
- Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.
- Назовите самую короткую и самую длинную эру.
- Прочтите названия периодов каждой эры.
- Какие периоды были наиболее продолжительными? Какой
период самый короткий?
- Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологической
истории в ней отражены?
- Какие горные породы образовались разные эры?
- Как изменялся климат, растительный и животный мир?
- Какие периоды в истории Земли были влажными?
- Когда на Земле появились птицы?
- Когда появились пустыни?
- Как называется эра и период, в котором мы живём?
Работа с геологической картой .
- Изучите условные обозначения к геологис-
кой карте.
2. Расскажите, что обозначают цвета и буквен-
ные индексы на этой карте?
3. установите, какого возраста породы слалают
Восточно-Европейскую равнину.
4. Где на равнине выходят на поверхность магма-
тические породы?
5. Отложениями какого возраста сложена Запад-
но-Сибирская равнина?
Работа с тектонической картой .
- Какими способами показаны на тектонической
карте геологические структуры?
- Каким цветом показаны на карте области раз-
ных складчатостей – от байкальской до кайно-
зойской?
- Какие структуры занимают наибольшие терри-
тории? Какой возраст они имеют?
- Какие территории нашей страны возникли в
герцинскую складчатость, мезозойскую, в кай-
нозойскую?
- Чем плиты отличаются от платформы?