СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геологическое строение и рельеф Африки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии в 7 классе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Геологическое строение и рельеф Африки»

Тема: «Рельеф Африки».

Класс: 7 «В»

Дата: 2 декабря 2021г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, атласы, настенная карта, компьютер, проектор.

Цель урока: усвоение знаний о рельефе и полезных ископаемых Африки (особенности рельефа и причины его обусловившие, основные виды полезных ископаемых и закономерности их размещения).

Задачи урока: 

 Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями геологического строения и рельефа Африки, особенностями залегания полезных ископаемых. 

Развивающие: способствовать развитию  

-географической культуры речи;

- мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения ,обобщения при решении познавательных задач; 

- общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, раздаточным материалом; 

- коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе).  

-способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока;

-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные: 

-содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию у детей умений общаться;

- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать геологическую историю Африки, объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; показывать на физической карте основные формы рельефа Африки; объяснять размещение полезных ископаемых на материке.

Работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, работать с текстом, составлять логические цепочки, таблицы, схемы.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Эфиопское нагорье, нагорья Ахаггар, Тибести, Восточно-Африканское плоскогорье, Альпийско-Гималайский складчатый пояс, горы Атлас, Капские горы, Драконовы горы, вулкан Килиманджаро, вулкан Камерун, котловина Конго, впадина Ассаль, пустыня Сахара, пустыня Калахари, Восточно-Африканский разлом или Рифтовая долина;  рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.



Технологическая карта урока



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка рабочих мест, проверка отсутствующих.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места

2. Проверка знаний по ранее изученному материалу.



- Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Африка.

Географическое положение. История исследования материка).


Давайте вспомним материал прошлого урока.

  1. Индивидуальные карточки с заданиями по теме «ГП и

история исследования Африки». (3 ученика)

  1. Устный ответ у доски на тему «ГП Африки», работа

с картой. (1 ученик)

  1. Фронтальный опрос на тему «Исследователи Африки».

Фронтальный опрос:

  1. Кто из путешественников и мореплавателей принимал

участие в открытии и исследовании материка Африка?

(Васко да Гама, Мунго Парк, Генрих Барт, Давид

Ливингстон, Василий Юнкер).

  1. Как вы думаете, менялись ли цели исследования

на разных исторических этапах (от средних веков до

нашего времени)? (Открытие новых земель и поиск пути

в Индию; колонизация земель, сбыт товаров,

требовались земли, чтобы добывать дешевое

промышленное сырье; целенаправленный

сбор сведений о природе материка)

  1. Назовите мореплавателя, который обогнув южную

Африку, первым пересёк Индийский океан? (Васко да

Гама).

  1. Кто открыл водопад на реке Замбези? (Давид Ливингстон)

  2. Почему длительное время центральная часть Африка была

неизвестна? (Препятствием являлась пустыня Сахара,

преодоление огромной безводной территории с миражами

и самумом (сухой, знойный ветер) было для многих

путешественников и торговцев трагическим).




Отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные задания.




Постановка

цели и

учебной

проблемы.

Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся


— Перечислите компоненты природы, которые исследовали

ученые. (Рельеф, реки, озера (внутренние воды), климат и др.)


— Элементами какого понятия являются перечисленные вами

компоненты? (ПК)


— Дайте определение понятия «природный комплекс». (ПК — это

участок земной поверхности, который отличается особенностями

природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии).


— Приведите примеры крупных ПК, перечислите компоненты ПК.

(Географическая оболочка, материки, океаны. Компоненты ПК- вода,

рельеф, животные, растения, почва, горные породы и т.д.).


— Назовите тему урока, ответив на вопрос: с какого компонента

следует начинать изучать природу материка? («Рельеф и полезные

ископаемые Африки»).


Дайте определение понятия «рельеф». Приведите примеры

известных вам форм рельефа.

(Рельеф — это совокупность неровностей земной поверхности,

различающихся по размерам, происхождению и возрасту. Формы

рельефа: низменности, равнины, плоскогорья, горы и т.д. ).


Задание. Опираясь на определение понятия «рельеф»,

обозначенную вами тему урока, сформулируйте цель

(глагол + предмет исследования), ответив на вопросы:

— Какой объект вам предстоит исследовать?

— Какие характеристики этого объекта вам необходимо исследовать?

Работаем с первым предложением сформулированной вами цели.

Анализ физической карты Африки. (Исследовать физическую карту

Африки; установить взаимосвязь между географическим объектом и

способом его изображения на физической карте и карте «Строение

земной коры»).


Отвечают на вопросы, записывают дату и тему урока в тетрадь.

Актуализация опорных знаний

и умений


-Как на карте показаны крупные формы рельефа и их абсолютные

высоты? В курсе физической географии 6 класса вы изучали

классификацию форм рельефа по высоте. Обратимся к анализу

таблицы «Классификация форм рельефа по высоте» (устно).


Форма рельефа

Абсолютная

высота, м

Равнины

Низменности

0—200

Возвышенности

200—500

Плоскогорья

более 500

Горы

Низкие

до 1000

Средние

1000—2000

Высокие

2000—5000

Высочайшие

более 5000


(Примерами крупных форм рельефа являются горы и равнины.

Низменности показаны зеленым цветом, плоскогорья коричневым).



Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Первичное

усвоение новых знаний и способов деятельности

Учитель побуждает учащихся к теоретическому и практическому действию.

— На основе анализа физической карты Африки установите размещение наиболее крупных форм рельефа. Запишите их названия

в таблицу. Определите преобладающую высоту формы рельефа.

Часть Африки

Примеры форм рельефа

Высочайшая вершина (абсолютная высота)

Элементы земной коры (возраст)

Северная и Западная Африка

Горы Атлас

г. Тубкаль 4167м


Нагорье Ахаггар

г.Тахат 3003м


Нагорье Тибести

влк. Эми-Куси 3445м


Восточная и Южная Африка

Восточно-Африканское плоскогорье

влк. Килиманджаро 5895м

г.Кения 5199м


Драконовы горы

г. Тхабана-Нтленьяна 3482м


Капские горы

г. Компассберг 2502м


Эфиопское нагорье

г. Рас-Душен 4620м


- В какой части материка размещены высочайшие

вершины? (Высочайшие вершины расположены на востоке

материка. Вывод: в рельефе материка преобладают возвышенные

равнины и плоскогорья).


Задание: сформулируйте вывод, обратившись предварительно к

цели исследования. (Размещение крупных форм рельефа на

материке объясняется строением земной коры. Необходимо

провести анализ карты «Строение земной коры» и физической

карты Африки).


-Как можно объяснить подобное размещение крупных форм рельефа?

Откройте карту «Строение земной коры». Какие действия вам

необходимо выполнить, чтобы ответить на данный вопрос?

(Необходимо сравнить формы рельефа и участки земной коры).


Задание: Сформулируйте цель вашего дальнейшего исследования,

ответив на вопросы:

— Какие объекты подлежат сравнению?

— Что необходимо установить в результате сравнения?

(Цель: Установить взаимосвязь между размещением крупных

форм рельефа и строением земной коры на территории Африки.

Работа с картами атласа 7 класса).


- Из анализа карты «Строение земной коры» установите: как

называется плита и платформа, на которой расположен материк?

(Материк расположен на Африкано - Аравийской платформе,

которая является частью Африканской литосферной плиты).


Задание: из анализа карты установите элементы земной коры и их

относительный возраст у выделенных вами форм рельефа.

Запишите в таблицу результаты исследования.



Часть Африки

Примеры форм рельефа

Высочайшая вершина (абсолютная высота)

Элементы земной коры (возраст)

Северная и Западная Африка

Горы Атлас

г. Тубкаль 4167м

Кайнозойская складчатость

Нагорье Ахаггар

г.Тахат 3003м

платформа

Нагорье Тибести

влк. Эми-Куси 3445м

платформа

Восточная и Южная Африка

Восточно-Африканское плоскогорье

влк. Килиманджаро 5895м

г.Кения 5199м

платформа

Драконовы горы

г. Тхабана-Нтленьяна 3482м

Древнейшая складчатость

Капские горы

г. Компассберг 2502м

Древнейшая складчатость

Эфиопское нагорье

г. Рас-Душен 4620м

платформа


Задание: опираясь на цель исследования, сформулируйте вывод.

(Вывод: молодые горы Атлас расположены на границе литосферных

плит, Капские и Драконовы горы — в областях древнейшей

складчатости, крупнейшие равнины — в пределах платформ).


Проблемный вопрос: какое несоответствие вам удалось

выявить из анализа карты?

(Проблема: высочайшие вершины материка расположены в

пределах платформы, а не на границе литосферной плиты).


??????????????

Учащиеся работают с физической картой Африки. Заполняют вторую и третью колонки

таблицы. Показывают на карте результаты исследования.

Отвечают на вопросы учителя.


























































Заполняют последнюю

колонку таблицы «Элементы земной коры».


Зачитывают результаты вслух.










Делают вывод.






Динамическая пауза

Здравствуй, Африка! (машут руками)

Чудная Африка! (поворачиваются друг к другу, жмут руки)

Видим слона, бегемота (поднимаются на носочки, потягиваются, поворачиваются в стороны).

И дальше бежать нам охота (бег на месте).

Но! Стоп, Сахара, песок, сядем за парты, продолжим урок!

Выполняют упражнения.

Первичная

проверка

понимания

изученного

Для объяснения выявленного противоречия обучающимся

предлагается просмотреть фрагмент фильма «Геологическое путешествие. Большой Африканский разлом», National Geographic.

Вопросы к фильму:

1. Какие процессы принимают участие в формировании рельефа?

2. Какие формы рельефа формируются в пределах

Африканского разлома?

3. По каким признакам ученые судят об изменениях, происходящих на планете?

4. Какие сведения о Земле можно получить, изучая геологическое строение территории?

Ответы к фильму:

1. Внутренние и внешние.

2. Горсты, грабены, залитые лавой плато, много действующих и потухших вулканов, которые являются высочайшими

вершинами материка.

3. По химическому составу горных пород, последовательности залегания горных пород, биологическим останкам,

законсервированным в горных породах.

4. Как шла эволюция, рождались и погибали древние цивилизации.


Африку по праву считают кладовой мира: в её недрах обнаружены промышленные залежи стольких металлов, что они могли бы заполнить всю таблицу Менделеева. Давайте выясним, действительно ли так богата Африка полезными ископаемыми?


Прочитайте текст на с. 159-160 учебника, проанализируйте

тематические карты атласа «Строение земной коры»,

с. 4—5 и «Африка. Физическая карта» с.24. Из анализа карт и текста учебника установите, в каких частях земной коры встречаются полезные ископаемые магматического происхождения. Приведите примеры. (В складчатых областях, на плоскогорьях, в выступах кристаллического фундамента древней платформы. Например, золото, платина, железная руда встречаются на плоскогорьях Южной Африки).


Из анализа карт атласа и текста учебника установите, в

каких частях земной коры встречаются полезные ископаемые осадочного происхождения. Приведите примеры. (В осадочном чехле древней платформы, в краевых прогибах. Например, нефть встречается на побережье Гвинейского залива и равнинах Северной

Африки).

Смотрят фильм, затем отвечают на вопросы.


















Читают текст учебника, анализируют карты атласа, отвечают на вопросы.

Практикум

Выполняют практическую работу: наносят на контурную карту объекты рельефа и полезные ископаемые, обмениваются информацией (начинают выполнять работу в классе, доделывают дома).

Выполняют работу в контурной карте.

Контроль

усвоения,

обсуждение

ошибок и их

коррекция

Учитель:

- организует обсуждение результатов;

- предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы;

- консультирует, советует, помогает;

- обучает способам контроля и самооценки деятельности, умению самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Предъявляют результаты своей работы,

осуществляют контроль (применяя формы самоконтроля и взаимоконтроля).

Информация

о домашнем

задании,

инструктаж по его

выполнению

§21 (устно), карту учить, уметь показывать на карте все крупные формы рельефа Африки. Завершить работу в к/к, отметьте крупные формы рельефа и полезные ископаемые.

Индивидуально (по желанию) выполните задание № 1,2 на с. 161 рубрика «От теории к практике».

Анализируют текст §21, устно

отвечают на вопросы на с. 161, завершают работу в к/к (если не успели в классе).

Рефлексия

деятельности

Учитель организует рефлексию учебной деятельности

на уроке:

— Какая тектоническая структура лежит в основании

материка Африка?

— Какие формы рельефа преобладают в различных частях материка?

- Какая часть Африки выше: северо-западная или

юго-восточная?

— Назовите наивысшую точку Африки и ее высоту?

— Назовите полезные ископаемые Африки?


Учитель предлагает вспомнить тему и цель урока. Как мы поработали на уроке? Справились с поставленной целью?

С каким настроением вы сегодня уходите с урока? Нарисуйте смайлик на полях тетради.

Учитель благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся. Выставление оценок за урок в журнал.

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать!

Урок окончен. До свидания!

Анализируют свою деятельность

и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия,

отвечают на вопросы репродукции знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!