Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Верхнемарково
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Рассмотрено: На заседании МО Протокол № 1 от 31.08. 2018г. Руководитель МО Соколова Г.В.____ | «Согласовано» Зам. Директора по УВР О.В. Головина________ 31.08. 2018 г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ П. Верхнемарково _______Н.А.Чекмачева Приказ от 31.08. 2018 г. № 57/2 –о/д |
Рабочая программа по предмету
География. Начальный курс.
(базовый уровень)
5 класс
2018-2019 учебный год
Составитель Соколова Г.В., учитель географии.
п.Верхнемарково
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- УМК, рекомендованный (допущенный) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год;
- Учебный план в 5 классе «МОУ СОШ п. Верхнемарково» на 2018 – 2019 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по географии основного общего образования 5-9 класса, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программы. География 5-9 классы (составитель С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 409, (7) с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / авт. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И/ – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы: 2018-2019г.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
-пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
-формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
-знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
-формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Общая характеристика учебного курса
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, работа на контурных картах, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения:
Словесные -рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Место учебного курса в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс, 34 часа, 1 час в неделю.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 2 в виде тестов; практических работ - 4;
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формируемые УУД:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Формируемые УУД:
2.1. Личностные:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
2.2. Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
2.3. Познавательные:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
2.4. Коммуникативные:
3. ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Формируемые УУД:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемый уровень подготовки учащихся 5 класса к концу учебного года
Ученик научится (базовый уровень):
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень):
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презент
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов |
1 | Что изучает география. | 5 |
2 | Как люди открывали Землю. | 5 |
3 | Земля во Вселенной. | 9 |
4 | Виды изображения поверхности Земли. | 4 |
5 | Природа Земли. | 11 |
| Итого | 34 |
Циклограмма тематического контроля
Четверть | Раздел | Контрольные работы | Практические работы | Количество часов | Дата |
1 | Что изучает география. | | | | |
1 | Как люди открывали Землю. | | №1 «Важнейшие географические открытия» №2 «Чтение и анализ карт атласа» | 1 1 | 16.10.18. 06.11.18. |
2 | Земля во Вселенной. | №1 (за1полугодие) | | 1 | 18.12.18. |
3 | Виды изображения поверхности Земли | | №3 «Ориентирование по компасу и местным признакам» №4 «ориентирование по плану и географической карте» | 1 1 | 12.02.19. 19.02.19. |
3 4 | Природа Земли. | № 2 (за 2полугодие) | | 1 | 21.05.19. |
| Всего | 2 | 4 | 6 | |
Календарно- тематическое планирование
№ урока | № урока в разделе | Тема раздела, урока | Дата | Корректировка |
| | 1.Что изучает география(5) | | |
1 | 1.1. | Мир, в котором мы живем. | 04.09.18. | |
2 | 1.2. | Науки о природе | 11.09.18. | |
3 | 1.3. | География – наука о Земле. | 18.09.18. | |
4 | 1.4. | Методы географических исследований. | 25.09.18. | |
5 | 1.5. | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». | 02.10.18. | |
| | 2. Как люди открывали Землю. (5ч) | | |
6 | 2.1. | Географические открытия древности и Средневековья. | 09.10.18. | |
7 | 2.2. | Важнейшие географические открытия. Практическая работа №1. «Важнейшие географические открытия» (работа с контурной картой) | 16.10.18. | |
8 | 2.3. | Открытия русских путешественников. | 23.10.18. | |
9 | 2.4. | Практическая работа № 2 «Чтение и анализ карт атласа» | 06.11.18. | |
10 | 2.5. | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю». | 13.11.18. | |
| | 3. Земля во Вселенной. (9ч) | | |
11 | 3.1. | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 20.11.18. | |
12 | 3.2. | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 27.11.18. | |
13 | 3.3. | Соседи Солнца. | 04.12.18. | |
14 | 3.4. | Планеты – гиганты и маленький Плутон | 11.12.18. | |
15 | 3.5. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа. №1 | 18.12.18. | |
16 | 3.6. | Мир звезд. | 25.12.18. | |
17 | 3.7. | Уникальная планета – Земля. | 15.01.19. | |
18 | 3.8. | Современные исследования космоса. | 22.01.19. | |
19 | 3.9. | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | 29.01.19. | |
| | 4. Виды изображений поверхности Земли. (4ч) | | |
20 | 4.1. | Стороны горизонта. | 05.02.19. | |
21 | 4.2. | Ориентирование. Практическая работа №3 «Ориентирование по компасу и местным признакам» | 12.02.19. | |
22 | 4.3. | План местности и географическая карта. Практическая работа №4 «Ориентирование по плану и географической карте» | 19.02.19. | |
23 | 4.4. | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | 26.02.19. | |
| | 5. Природа Земли (10ч) | | |
24 | 5.1. | Как возникла Земля. | 05.03.19. | |
25 | 5.2. | Внутренне строение Земли. | 12.03.19. | |
26 | 5.3. | Землетрясения и вулканы. | 19.03.19. | |
27 | 5.4. | Путешествия по материкам. | 02.04.19. | |
28 | 5.5. | Вода на Земле. | 09.04.19. | |
29 | 5.6. | Воздушная одежда Земли. | 16.04.19. | |
30 | 5.7. | Живая оболочка Земли. | 23.04.19. | |
31 | 5.8. | Почва – особое природное тело | 30.04.19. | |
32 | 5.9. | Человек и природа | 07.05.19. | |
33 34 | 5.10. 5.11. | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Проверочная работа №2 | 14.05.19. 21.05.19. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и УМК:
1.География. Начальный курс. 5класс.Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2015 -140, [4 ]с.: ил., карт.
2.Поурочные разработки по географии, автор Е.А.Жижина к УМК Бариновой, Москва «Вако», 2016 г.
3. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И.И. Баринова).
4. Атлас и контурные карты «География. Начальныйкурс.» 5 класс
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 19982. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 5 кл.:
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет – ресурсы:
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ruhttp: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Медиаресурсы:
Мультимедийное оборудование
Электронное приложение к учебнику
Оборудование по географии:
Карты мира
Зоогеографическая
Карта океанов
Климатические пояса и области
Почвенная
Природные зоны
Физическая полушарий
Карты России
Физическая карта мира
Набор учебных топографических карт (учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)
Видеофильмы:
1.Тайны зеленого континента
2.Во власти стихии (атмосфера, гидросфера, литосфера)
3.Заповедная Россия
4.Национальные парки мира
Оборудование:
Компас ученический, барометр – анероид учебный, глобус Земли физический, политический (М 1:50 000 00)
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения в соответствии с ФГОС | Дата | Корректировка |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Что изучает география (5ч) |
1 | Мир, в котором мы живем. | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль В освоении планеты человеком, понимать Уникальность планеты Земля. | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля | Развитие личностной рефлексии, толерантности | 08.09.17. | |
2 | Науки о природе. | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество. | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь выделять сходства естественных наук | Формирование мотивации в изучении наук о природе. | 15.09.17. | |
3 | География – наука о Земле. | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию. | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | 22.09.17. | |
4 | Методы географических исследований. | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | 29.09.17. | |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | 06.10.17. | |
Как люди открывали Землю. (5ч) |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | 13.10.17. | |
7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа №1. «Важнейшие географические открытия» (работа с контурной картой). | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | 20.10.17. | |
8, 9 | Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2 «Чтение и анализ карт атласа» | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | 27.10.17. 10.11.17. | |
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю». | Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | 17.11.17. | |
Земля во Вселенной. (9ч) |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | 24.11.17. | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | 01.11.17. | |
13 | Соседи Солнца. | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | 08.12.17. | |
14 | Планеты – гиганты и маленький Плутон. | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | 15.12.17. | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа.№1 | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | 22.12.17. | |
16 | Мир звезд. | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | 29.12.17. | |
17 | Уникальная планета – Земля. | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | 19.01.18. | |
18 | Современные исследования космоса. | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | 26.01.18. | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | 02.02.17. | |
Виды изображений поверхности Земли. (4ч) |
20 | Стороны горизонта. | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | 09.02.18. | |
21 | Ориентирование. Практическая работа №3 «Ориентирование по компасу и местным признакам» | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | 16.02.18. | |
22 | План местности и географическая карта. Практическая работа №4 «Ориентирование по плану и географической карте» | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | 02.03.18. | |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | 09.02.18. | |
Природа Земли (10ч) |
24 | Как возникла Земля. | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | 16.03.18. | |
25 | Внутренне строение Земли. | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследова- тельской деятельности, конструированию. | 23.03.18. | |
26 | Землетрясения и вулканы. | Научиться работать с картой | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | 06.04.18. | |
27 | Путешествия по материкам. | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | 13.04.18. | |
28 | Вода на Земле. | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению основе алгоритма выполнения задачи. | 20.04.18. | |
29 | Воздушная одежда Земли. | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности. | 27.04.18. | |
30 | Живая оболочка Земли. | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | 04.05.18. | |
31 | Почва – особое природное тело. | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | 11.05.18. | |
32 | Человек и природа. | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | 18.05.18. | |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Проверочная работа №2 | Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | 25.05.18. | |