СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География машиностроения мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория по теме "Машиностроение мира". Предназначена для подготовки к ЕГЭ по географии

Просмотр содержимого документа
«География машиностроения мира»

География машиностроения мира

Машиностроение — отрасль тяжёлой промышленности, занимающаяся производством машин, станков, оборудования и приборов. В настоящее время включает более 70 подотраслей. Занимает первое место по объёмам производимой продукции и её стоимости среди всех отраслей промышленности.

В структуре машиностроения выделяются три крупные подотрасли:

  • общее машиностроение (включает станкостроение, тяжёлое, сельскохозяйственное и атомное машиностроение),

  • транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетостроение, судостроение, производство ж/д техники),

  • электроника и электротехника (производство ЭВМ, программного обеспечения, средств связи, часов, оргтехники и др.).

Факторы размещения машиностроения:

  • сырьевой (актуален для металлоёмких производств);

  • обеспеченность трудовыми ресурсами (отрасль занимает первое место по числу занятых);

  • транспортный (в машиностроении развито кооперирование, когда в производстве одного вида продукции участвует несколько предприятий; продукцию, которую они делают, нужно дёшево и быстро

  • транспортировать. Например, сборка автомобиля происходит на одном заводе, а шины производит другой);

  • потребительский;

  • наукоёмкости (наличие научно-технической базы, являющейся основой для разработок).

В территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:

  • Северная Америка (Канада, США, Мексика);

  • Зарубежная Европа (Германия, Франция, Великобритания, Италия);

  • Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Таиланд);

  • СНГ.

Значение машиностроения:

  • занимает первое место по стоимости выпускаемой продукции среди всех отраслей промышленности

  • определяет отраслевую и территориальную структуру мировой промышленности;

  • снабжает машинами и необходимым оборудованием другие отрасли экономики, а население — предметами потребления;

  • обеспечивает обороноспособность стран;

  • служит сферой внедрения научно-технических разработок.

Станкостроение

Станкостроение — ведущая подотрасль общего машиностроения. Включает производство

металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессового и литейного оборудования, промышленных роботов.

Ведущие позиции в станкостроении занимают развитые страны. Специфика географии отрасли — высокая концентрация сложных производств в развитых странах и менее сложных — в развивающихся.

Страны — лидеры в мировом станкостроении:

  • 1) Япония;

  • 2) Германия;

  • 3) Китай.

Страны — лидеры по производству промышленных роботов:

  • 1) Япония;

  • 2) Китай;

  • 3) США;

  • 4) Республика Корея;

  • 5) Германия.

Автомобилестроение

Автомобилестроение — ведущая подотрасль транспортного машиностроения и одна из важнейших в структуре машиностроения в целом. Занимается производством легковых, легкогрузных, большегрузных автомобилей и автобусов. На производство легковых автомобилей приходится 75 %.

За 2016 г. в мире было произведено 94 млн автомобилей, из них 72 млн — легковые. Страны — лидеры в общем производстве автомобилей (всех видов):

  1. Китай;

  2. США;

  3. Япония;

  4. Германия;

  5. Индия.

Страны — лидеры по производству легковых автомобилей:

  • 1) Китай;

  • 2) Япония;

  • 3) Германия;

  • 4) США;

  • 5) Республика Корея.

Страны — лидеры по производству легкогрузных автомобилей:

  • 1) США;

  • 2) Китай;

  • 3) Канада;

  • 4) Мексика;

  • 5) Таиланд.

Страны — лидеры по производству большегрузных автомобилей:

  • 1) Китай;

  • 2) Япония;

  • 3) Индия;

  • 4) США;

  • 5) Мексика.

Страны — лидеры по производству автобусов:

  • 1) Китай;

  • 2) США;

  • 3) Япония.

Автомобилестроение — отрасль, которая отличается чрезвычайно высокой степенью концентрации производства: 90 % автомобилей выпускают около 20 автомобильных компаний. Крупнейшими (в порядке увеличения количества выпущенных авто) являются:

  • «Тойота» (Япония);

  • «Фольксваген» (Германия);

  • «Хёндай — Киа» (Республика Корея);

  • «Дженерал Моторе» (США);

  • «Форд» (США);

  • «Ниссан — Рено» (Япония — Франция);

  • «Хонда» (Япония);

  • «Фиат — Крайслер» (Италия — США);

  • PSA-групп (слияние «Пежо» и «Ситроен», Франция).

Основные центры мирового автомобилестроения: Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штутгарт, Мюнхен, Кёльн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Республика Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия),

Судостроение

Судостроение — старейшая подотрасль транспортного машиностроения. Производит пассажирские и грузовые суда (танкеры — для перевозки наливных грузов, балкеры — для перевозки сухогрузов), атомные ледоколы, научно-исследовательские плавучие лаборатории и др. В производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального.

Ведущие производители морских судов:

  1. Республика Корея (41 %);

  2. Япония (29 %);

  3. Китай (24 %).

Также судостроение развито в России, Бразилии, Польше, Германии, Дании, США и др.

Основные центры мирового судостроения: Токио, Иокогама, Нагасаки (Япония), Пусан (Республика Корея), Гамбург (Германия), Гданьск (Польша), Марсель, Тулон (Франция), Балтимор, Сан-Франциско (США), Санкт-Петербург (Россия).

Авиаракетостроение

Авиаракетостроение — вторая по значимости отрасль транспортного машиностроения. Занимается производством самолётов, вертолётов, авиационных двигателей, авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов), ракет, космических аппаратов.

Относится к числу наиболее наукоёмких отраслей, требует наличия хорошо развитой научной базы и высококвалифицированных работников.

Страны с развитой авиационной промышленностью: США, Франция, Россия, Великобритания, Германия, Нидерланды и др.

Крупнейшие авиастроительные компании: «Боинг» (США), «Эйрбас» (Франция), «Эмбраер» (Бразилия), «Бомбардье» (Канада), «Фоккер» (Нидерланды), «Роллс-Ройс» (Великобритания, одна из крупнейших компаний, производящих авиадвигатели).

Основные центры мирового авиастроения: Тулуза (Франция), Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Сан-Хосе, Чикаго (США), Монреаль (Канада), Гамбург (Германия).

Электротехника и электроника

Самая наукоёмкая и быстро прогрессирующая отрасль машиностроения. Концентрируется в районах с наличием высококвалифицированных кадров.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники:

  1. Китай;

  2. США;

  3. Германия;

  4. Нидерланды;

  5. Республика Корея;

  6. Япония;

  7. Мексика;

  8. Сингапур;

  9. Великобритания;

  10. Малайзия

  1. .

Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, преимущественно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Страны — лидеры в производстве компьютеров и мобильных телефонов:

  • Китай;

  • Япония;

  • США;

  • Республика Корея.

Крупнейшие мировые производители электроники: HP, Dell, Apple (США), Lenovo, Asus (Китай), Acer (Китай, Тайвань).

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!