Тема урока: Физико-географическое положение России |
Учебник: География. 8 класс / В. П. Дронов, И. И. Баринова. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Определить территории и акватории РФ, Государственную территорию России. Виды и уровни (масштаб) географического положения. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России.. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства | Формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах. находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части при выполнении домашнего задания) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; использовать навыки математических расчётов; находить закономерности по результатам наблюдений; | Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч.учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
ОРГМОМЕНТ 6 мин Сегодня мы отправляемся в плавание по просторам нашей Великой Родины. В течении года совершим путешествие по необъятным природным объектам. Узнаем о природе, населении нашей страны. Посмотрите на карту. Определите размеры страны. | Работа с картой по определению размеров страны. |
ЭТАП 1 Актуализация знаний подготовить учащихся к работе на уроке, привлечь внимание учащихся к предстоящей учебной деятельности. |
Деятельность учителя Давайте вспомним С чего мы начинаем изучать материка, страны? Правильно! Почему мы начинаем изучать природу материка с географического положения? Вспомните: Что такое географическое положение? Какой план характеристики географического положения материка вы использовали в 7 классе? Подумайте: Одинаков ли план изучения географического положения матери ка и страны? Какие пункты вы бы добавили, какие — исключили? . Используя рисунок №4 назовите виды географического положения. Чтобы знать природу страны, какой вид гео. положения необходимо первым изучить? Значит тема урока …….. | Деятельность обучающихся Ответы учащихся - Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение. Потому. Что от географического положения зависит вся природа материка и страны. Географическое положение – это положение любого географического объекта относительно других географических данностей. Это: Физико-географическое положение, Экономико-географическое положение, Геодемографическое положение, Эколого-географическоеположение, Этно- культурноеположение, Геополитическоеположение, транспортно-географическое положение. С Физико-географического положения «Физико-географическое положение России» |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации7 мин. |
Деятельность учителя Давайте вспомним план характеристики географического положения страны. план характеристики физико-географического положения (ФГП) любой территории. Используя план и карты атласа давайте заполним контурную карту. | Деятельность обучающихся Ответы учащихся План характеристики географического положения России Положение на материке. Выход к морям и океанам. Преобладающие широты. «Важные» параллели и меридианы, пересекающие территорию страны. Естественные рубежи (если таковые имеются). Крайние точки территории.. . Положение в тепловых поясах и природных зонах. . Сухопутные границы. Соседние государства. Морские границы. Соседние государства. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения. Заполняют контурную карту. |
3. ЭТАП целеполагания 2 мин |
Деятельность учителя Давайте определим цель урока. | Деятельность обучающихся Учащиеся определяют цель урока. (изучить физико-географическое положение России) |
4. ЭТАП планирование 10 мин Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; |
Деятельность учителя Работа с картами и атласами (беседа) - Какую площадь имеет наша страна? - сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. -Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? -Найдите Северный полярный круг. - В каком полушарии мы живем? -Какие широты имеют самая северная и южная точка России? | Деятельность обучающихся Работа в группах. Ответы учащихся Россия имеет площадь 17,1 млн.км2. Южная Америка. Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. |
Физкультминута. Посмотрите на контур России .Закройте глаза. Начертите в воздухе объект рукой. Откройте глаза, сравнить с оригиналом. | Выполняют упражнения. |
5 ЭТАП "Открытие" нового знания |
Деятельность учителя 1. По предложенному плану расскажите об особенностях физико-географического положения России. 2.По рисунку №5 (учебника) определите планетарную зону севера, в пределах РФ. | Деятельность обучающихся Ответы учащихся Евроазиатское положение. Первое место по площади. Северный морской путь. 13 морей. Протяженность с запада на восток. - С какой страной Россия имеет схожее географическое положение? - Как географическое положение влияет на природу России? |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания |
Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.). |
Деятельность учителя Задания: Посмотрите на физическую карту РФ, скажите, что вы запомнили, глядя на нее. Выполним задание в контурной карте : 1.Отметить государственную границу России. 2.Подписать пограничные государства. 3.Отметить крайние точки, подписать их координаты. 4.Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза). 5.Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря. | Деятельность обучающихся Ответы учащихся. От расположения страны, т.е. географического положения. Можно увидеть прямоугольную форму территории. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). 5 мин |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся Обмен мнениями. Самооценка деятельности на уроке. Оценка своего эмоционального состояния. Учащиеся прикрепляют смайлик настроения. |
8 ЭТАП Домашнее задание Параграф 3. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ на стр. 19. Текс учебника анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части). |