СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Географическое положение. Исследование Африки». Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 7 классе «Географическое положение. Исследование Африки». Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки».

Просмотр содержимого документа
««Географическое положение. Исследование Африки». Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки».»

Тема. «Географическое положение. Исследование Африки».

Практическая работа «Определение географических координат

крайних точек Африки».

Класс 7

Цели: формировать умение определять географическое положение по алгоритму; изучить историю исследования материка; формировать знания о роли русских путешественников и учёных в исследовании Африки.

Задачи урока:

1) сформировать знания о физико-географическом положении   материка, его влиянии на природу Африки;

2) развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, творческих способностей, устной речи, географического мышления и зоркости, познавательного интереса к предмету;

3) воспитательная –   формирование  взаимосотрудничества,  толератности.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок-беседа, урок-практикум.

Оборудование: учебник «География. 7 класс (А.И. Алексеев, В.В. Николина и др.) – М.: Просвещение, 2016. – 256 с. (Полярная звезда), географический атлас для 7 класса; контурные карты по географии для 7 класса;

Оформление кабинета: настенная карта «Физическая карта мира».

План урока

Ι. Организационный момент (2 мин.)

ΙΙ. Мотивация и актуализация знаний (3 мин)

ΙΙΙ. Работа по теме урока (25 мин.)

ΙV. Закрепление изученного материала (10 мин.)

V. Рефлексия (3 мин.)

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация и актуализация знаний.

(Учитель или учащейся читает стихотворение.)

Африка

Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны

Обитают обезьяны, и жирафы, и слоны.

Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят,

Разрисованные птицы цветом радуги летят.

Африка, Африка, сказочные страны,

Африка, Африка, жаркий небосвод,

Африка, Африка, сладкие бананы,

Потому что в Африке лето круглый год!

А. Чурилов

- Что мы знаем об Африке? (Высказывания учащихся.)

В качестве эпиграфа к уроку можно взять стихи Н. С. Гумилева «Вступление».

Оглушённая рёвом и тополем,

Облечённая в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шёпотом

В небесах говорят серафимы…

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая грушей.

- Почему поэт Николай Гумилев сравнивает Африку с исполинской грушей?

- А с чем бы вы могли сравнить Африку? Откуда возникло название «Африка»?

(Высказывание учащихся.)

3. Работа по теме урока.

План урока

  1. Географическое положение.

  2. Крайние точки материка, их координаты, протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки».


  1. В каких климатических поясах расположен материк?

  2. Какие океаны и моря омывают материк?

  3. Как расположен материк относительно других материков?

  4. Исследование Африки.

Африка – самый жаркий материк Земли. По площади она занимает второе место после Евразии.

1) Географическое положение.

Изучение материка, как природного комплекса, производится по плану. С чего начинается изучение территории? (С географического положения.) Почему? (Географическое положение объясняет климат, природные зоны, воды, население материка.)

(Коллективная работа.)

- Составьте план описания географического положения материка. Проверьте свой план с планом, данным в учебнике.

(Работа с физической картой мира.)

- Определите, как расположен материк по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам и нулевому меридиану.

Африка пересекается экватором посередине, большая по площади часть Африки находится в Северном полушарии.

Большая часть Африки находится между тропиками, в жарком тепловом поясе.

На западе Африку пересекает нулевой материк.

Вывод. Африка – самый жаркий материк, потому что большая её часть находится между тропиками.

2) Крайние точки материка, их координаты, протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

- Назовите крайние точки Африки. Определите широту этих точек. Вспомните правила определения координат.

- Какую карту мы будем использовать? (Физическую карту Африки.)

- Почему нельзя использовать карту мира или карту полушарий?

(Один ученик работает у доски.)

- Определите протяжённость Африки с севера на юг. Как это сделать, не пользуясь линейкой? (По градусам, используя широту крайних точек Африки – северной и южной.)

Крайние точки:

  • Северная – мыс Бен-Секка (37 градусов с.ш.);

  • Южная – мыс Игольный ( 35 градусов ю.ш.).

Протяжённость Африки в градусах с севера на юг составляет 37 + 35 = 72 градуса. В 1 градусе – 111 км. Определяем протяжённость: 111 * 72 = 7992 км.

- Определите максимальную протяжённость Африки с запада на восток.

Крайние точки:

  • Западная – мыс Альмади (16 градусов з.д.);

  • Восточная – мыс Халфун (52 градуса в.д.).

В 1 градусе – 109, 6 км. 16 + 52 = 68 градусов; 109,6 68 = 7452,8 км.

(Учителю следует напомнить, что параллели разные по длине; 0 градусов – 111,3 км; 10 градусов – 109, 6 км; 20 градусов – 104, 6 км; 30 градусов – 96,5 км; 40 градусов – 85, 4 км; 50 градусов – 71,7 км; 60 градусов – 55,8 км; 70 градусов – 38, 2 км; 80 градусов – 19,4 км.)

- На что по очертанию похожа Африка? ( Варианты ответов: вопросительный знак, груша и т.д.)

Практическая работа «Определение географических координат крайних точек Африки». Подпишите крайние точки и их координаты на контурной карте.

3) В каких климатических поясах расположен материк?

- Какую карту мы используем для ответа на этот вопрос? (Карту климатических поясов.)

Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном поясах, на севере и юге – в субтропических поясах?

- Почему, пересекая Африку, дважды попадаем в субэкваториальный и субтропический пояса? (Африка симметрично расположена по отношению к экватору.)

4. Какие океаны и моря омывают материк?

- Подпишите океаны и моря на контурной карте. (Атлантический, Индийский океан, Красное, Средиземное моря.)

- Какие течения влияют на климат Африки? ( Холодные: Канарское, Бенгельское, Сомалийское; тёплое – Мозамбикское.)

- Сделайте прогноз о влиянии этих течений на материк.

- Замерзают ли океаны и моря у берегов Африки? Почему?

5. Как расположен материк относительно других материков?

- Какой материк оказывает влияние на Африку? (Евразия ( сходство в растительном и животном мире).)

- Связана ли Африка с другими материками? (Она отделена от других материков океанами.)

- Что скажете о береговой линии материка (Слабо изрезана.)

- Найдите полуострова, заливы и подпишите их на контурной карте.

(Учитель напоминает правила работы с контурной картой.)

6. Исследование Африки

Европейцам издавна была известна только северная часть Африки.

- Перечислите известные вам древние государства Африки. (Карфаген, Египет, Ливия.)

- Почему, большая часть Африки оставалась загадочной? (Преградой для освоения Африки была пустыня Сахара, крутые берега, мало удобных бухт, заливов.)

(Работа с учебником, заслушивание сообщение о путешественниках, заполненние таблицы. Рекомендуется использование карты из атласа учебника (с.242.)

Исследование Африки

Путешественники и исследователи

Страна

Время исследования

Район исследования

Древние греки

-

-

Исследовали северную часть Африки

Египтяне

-

-

Заселялись и исследовали

Бартоломеу Диаш

Португалия

15 в.

Открыл мыс Доброй Надежды, проплыл вдоль западного побережья Африки

Васко да Гама

Португалия

1498 г.

Открыл морской путь в Индию

Давид Ливингстон

Англия

19 в.

Исследовал Южную Африку, исследовал р. Замбези, открыл вдп. Виктория, дал описание оз. Ньяго, исследовал верховья р. Конго

Генри Стэнди

Англия

19 в.

Открыл истоки Нила, р. Кагеру, массив Рувензори

В. В. Юнкер

Россия

19 в.

Изучал Центральную и Восточную Африку, проводил метеорологические и гидрологические работы

Е. П. Ковалевсий

Россия

19 в.

Изучал северо-восточные районы Африки

Н. И. Вавилов

Россия (СССР)

20 в.

Исследовал северо-восток Африки, изучал культурные растения


4. Закрепление изученного материала (Работа по вариантам)

Вариант 1. Дайте описание географического положения Африки. Придерживайтесь плана описания географического положения материка. При описании показывайте объекты на карте Африки.

Вариант 2. Проверьте и оцените работу учащихся первого варианта.

Географический диктант

  1. Этот путешественник открыл морской путь в Индию. (Васко да Гама)

  2. Португальский мореплаватель доплыл до южной оконечности Африки. (Бартоломеу Диаш.)

  3. Английский миссионер, гуманист открыл водопад Виктория на р. Замбези. (Давид Ливингстон.)

  4. Русский исследователь в 19 в. исследовал северо-восточные районы Африки. ( В. В. Юнкер.)

  5. Советский учёный исследовал растения в северо-восточной части Африки. ( Н. И. Вавилов)

( Самопроверка. Самооценка. )

5. Рефлексия учебной деятельности

  • Я доволен своей работой.

  • Мне необходимо многое доработать дома.

  • Мне помогали товарищи.

6. Домашнее задание

  1. Изучить параграф учебника.

  2. Отметить на контурной карте выделенные шрифтом в тексте параграфа географические объекты.

  3. Выполнить творческое задание: составить визитную карточку Африки (по желанию).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!