СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические координаты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок географии с местным НРК. Поиск координат связан с Тюменской областью

Просмотр содержимого документа
«Географические координаты»

Технологическая карта урока географии в 6 классе

Тема: «Географические координаты»


Этапы урока

Форма работы

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

фронталь-ная

работа


1-2мин

Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем наш урок. Познакомимся с планом урока Слайд

Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться - каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. (Приложение 1)




Знакомство с планом урока, оценочным листом


2

Проверка домашнего задания




Фронтальная работа







индивидуальная работа



4 мин

Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. На прошлом уроке мы изучали, какую тему?

Узнали, что градусную сеть составляют параллели и меридианы. У вас на столе небольшие тесты. Время на выполнение 3 мин.

Тестирование

1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями

2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это:

А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями

3. Назовите самую длинную параллель:

А) меридиан Б) экватор В) полюс Г) параллель

4. Длина параллелей от экватора к полюсам:

А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется

5.Направление север – юг указывает:

А) экватор Б) меридиан

В) параллель

- Проверяем. Передайте свой лист соседу по парте для взаимоконтроля. Подойдите серьезно к оценке работы своего товарища. (Слайд 1) Ответы на вопросы теста и критерии оценки на доске. Поднимите руку те, кто получил «4» и «5». Молодцы!







Дети отвечают на вопросы теста




















Взаимопроверка, работа в парах. Заносят оценки в лист контроля


3

Мотивация


Фронтальная работа

3мин

- Вы разговорной речи часто слышите и употребляете фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Системы координат пронизывают всю нашу жизнь. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес - на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.








по этим данным можно найти человека.

4

Изучение новой темы









3мин

























5мин

- Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Записываем тему урока в тетради «Географические координаты»

А сейчас послушаем отрывок романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта" (Глава 2 «Три документа»)

- В известном романе путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели. Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели. Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

- Главный вопрос – как научиться определять географические координаты?

- Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Он состоит из двух частей - широты и долготы. Определить их нам помогает градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота - место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес. Попробуем выяснить, что такое географическая широта и долгота и узнавать их отличия.

В учебнике §14-15 на странице 78 найдите определение географической широты и долготы, запишите его в рабочую тетрадь.

- Прочитайте внимательно «Правила обозначения географических широт и долгот». Если товарищ сомневается в ответе, адресуйте вопрос учителю.


Учащиеся определяют тему урока


Учащиеся записывают тему в тетрадь


Учащиеся прослушивают аудиозапись











Совместно формулируют проблему и ставят цели урока












Работают по учебнику -§14-15, выписывают в рабочую тетрадь определения основных понятий темы.



5

Физкультминутка


1мин

физкультминутка


6

Первичное закрепление


Индивидуальная работа























Самостоятельная работа



















Работа в парах

20 мин

- Находим экватор, широта отсчитывается от него. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с. ш.), а расположенные к югу — южную (ю. ш.). Для всех точек, лежащих на одной параллели, широта одинакова.

- Находим начальный меридиан, он имеет долготу 0*. Все точки расположенные к западу(на карте это обычно левая сторона) от Гринвича имеют западную долготу (з.д.), расположенные к востоку от Гринвича – восточную (в.д.).(вправо)

Задание 1. Определите географические координаты Панамского канала.

1.Определяем географическую широту:

А) Найди объект на карте

Б) Определи в каком полушарии относительно экватора он расположен?

В) Какая параллель проходит через канал?

Ответ: 10 с.ш.

2. Определяем географическую долготу:

А) В каком полушарии относительно нулевого меридиана он расположен?

Б) Какой меридиан проходит через канал?

Ответ: 80 з.д.

Задание 2. Определите географические координаты г. Лима

1.Определяем географическую широту.

А) В каком полушарии относительно экватора она расположена?

Б) Между какими параллелями лежит Лима? (Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей, каждая часть соответствует 1 широты)

Ответ: 12 ю.ш.

Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова имеющий географические координаты: 37° ю.ш. и 153°з.д. Найдите этот остров на карте (о.Табор).

Зад. 3-4 учащиеся выполняют на фоне музыки «Морской отлив»

Задание 4. Определите географические координаты:

1 вариант: г. Эверст (32*с.ш. 88*в.д.)

г. Тюмень (57° с.ш., 65° в.д.)

2 вариант: влк.Килиманджаро (2*ю.ш. 38*в.д.)

г.Ханты-Мансийск (61° с.ш., 69° в.д..)

Задание 5.

Определите географический объект:

  1. 58° с.ш. , 68°  в.д. (г.Тобольск)

  2. 66°с. ш. 64° в. д..(г.Пайер самая высокая гора Тюм.обл.)

  3. 57*с.ш., 70*в.д (Оз.Большой Уват )

Задание 6. Определение расстояния от объекта по карте в градусах и перевод в километры. Дуги АВ и СD, имеющие одно и то же число градусов 90°, не равны по длине.

Длина 1° любого меридиана равна, а длина 1° параллели различна! Надоске зеписаны различные географические объекты. Вам нужно используя таблицу перевода в градусов в км определить расстояние от объектов до экватора и до нулевого меридиана.

Задание 7. Расположите города по порядку в направлении с юга на север:

Салехард, Надым, Нягань, , Пыть-Ях , Ишим, Ялуторовск, Тюмень, Урай, Новый Уренгой, Когалым.

(Салехард, Новый Уренгой, Надым, Когалым Нягань, Пыть-Ях, Урай, Тюмень, Ялуторовск, Ишим).

- Слайд Ребята, справились мы с поставленной проблемой в начале урока?

Выполняют упражнения






Работа с картой полушарий






Определяют географическую долготу и широту по алгоритму











Задание учащиеся выполняют по карте полушарий стр. 8, а один учащийся у доски

















Выполняют задания на листочках

по физичекой карте России стр. используют физическуюь карту Тюменской области стр..


Задание выполняют

по карте атласа на стр.

Самопроверка








Работа с картой , определение расстояния до объектов по таблице.




3мин.

Вывод: Таким образом, мы определили географическую долготу и географическую широту объектов. Мы установили географические координаты.

- Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям, каких профессий это умение особенно необходимо?


Ответы детей (Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходиться искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Военным



Домашнее задание


2мин


- §14-15

- к/к стр. 14-15, зад. 1-2

-решить задачи на определение географических координат (дифференцированно) (Приложение 4)

Записывают задания в дневник.

Выбирают задания на «5», «4», «3».




Рефлексия


1мин

- Закончите фразу.

А у меня сегодня получилось…

Я узнал(а)…

Я запомнил(а)…

Я смог(ла)…

Заканчивают фразу



Итог урока


1мин

Оцените свою работу в оценочном листе и сдайте.

Учащиеся выставляют итоговую оценку за работу на уроке, суммируя оценки за каждый этап в «Оценочный лист».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!