Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота, Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. | Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: владение устной речью, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем. | Умение использовать географические знания для созидательной деятельности. Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географические координаты, географическая широта, географическая долгота. |
Используемые педагогические технологии | Системно-деятельностный подход: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения; ИКТ; здоровьесберегающая. |
Виды используемых на уроке средств | Учебник по УМК «СФЕРЫ»: География. Планета Земля. 5-6 классы. Автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012 год; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки; рабочий лист. |
Аппаратное и программное обеспечение | Мультимедиапроектор, ноутбук, экран. |
Содержание этапов урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. (1-2 мин) Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному зимнему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбки начнем наш урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (4-5 мин) Цель этапа. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие по природным уникумам России, по следующему маршруту: маршрут виртуального путешествия. 1 пункт - 62º с. ш., 32º в. д. 2 пункт - 56º с. ш., 33º в. д. 3 пункт - 54º с. ш., 108º в. д. 4 пункт - 54º с. ш., 160º в. д. 5 пункт - 45º с. ш., 150º в. д. Я вижу на ваших лицах непонимание. Чтобы понять маршрут путешествия нужно расшифровать, то есть определить объекты по географическим координатам. Кто может определить объекты по географическим координатам? Почему у вас возникло затруднение? Назовите тему урока? Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? | Предполагаемые варианты ответов: - не умеем определять объекты по географическим координатам; - не знаем что такое географические координаты; - называют тему урока; - формулируют цели урока. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин) Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. |
1. Покажите на глобусе и карте полушарий меридианы и параллели? Что они образуют? Что такое градусная сетка? Какова роль градусной сетки? 2. Работа в парах: Пары одного ряда исследуют географическую широту, пары второго ряда – географическую долготу. 3. Разбивает класс на группы, организует работу в группах, оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы. Работа в группах: 1 группа – алгоритм нахождения географической широты 2 группа - алгоритм нахождения географической долготы Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы, сопровождает ответы, дополнительной информацией. | 1. Показывают меридианы и параллели. Предполагаемые ответы: сетку. Формулируют определение, сверяют с учебником, оценивают себя. Высказывают предположение, определяют цель последующей работы. (маршрутный лист – задание 1) 2. Маршрутный лист задания 2 и 3. Представители пары сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы. Фиксируют в рабочей тетради свое "открытие". Оценивают работу друг друга в паре. 3. Маршрутный лист задание 4. Составляют план действий – алгоритм, Сверяют с образцом (приложение1), представители группы сообщают о результатах поисковой работы, оценивают работу друг друга в группе. Принимают участие в диалоге с учителем | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Физкультминутка |
| Верите ли вы, что… -северный полюс имеет широту 90°с.ш. -южный полюс имеет широту 0° -нулевой меридиан проходит через город Париж -кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш. - на Земле есть точка 0° широты и 0° долготы | да – хлопки руками, нет – приседают |
Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин) Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. |
Работа в группах: 1 группа – определяют географическую широту объектов в атласе. 2 группа – определяют географическую долготу в атласе. Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу. Сформулируйте вывод: что такое географические координаты? | Маршрутный лист задание 5. Результаты заносят в таблицу (приложение 2), сообщают о результатах работы, оценивают свою работу. Записывают формулу, формулируют вывод. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин) Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. |
- Определите самостоятельно, используя атлас, географические координаты 1 объекта по карте полушарий и 2 объектов по карте России. - Определим маршрут нашего виртуального путешествия | Самостоятельная работа. Результаты заносят в таблицу (приложение 3), проверяют. Работают фронтально. Результаты заносят в таблицу (приложение 4), проверяют. Презентация «Природные уникумы России» | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. |
Объясняет домашнее задание § 15 - 16 | Записывают домашнее задание | Познавательные: |
Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
На уроке я работал: активно, пассивно. Своей работой на уроке Материал урока мне был понятен не понятен, полезен бесполезен, интересен скучен Подводит итоги урока. | Демонстрируют знания. Высказывают свои предположения, применяя полученные знания. Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.
4. Если объект расположен между параллелями, следует:
а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.
4. Если объект располагается между меридианами, следует:
а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.