СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические координаты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока познакомиться с понятиями: географические координаты, географическая  широта,  географическая  долгота. Научить учащихся определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов. Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам. Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами

Просмотр содержимого документа
«Географические координаты.»

Технологическая карта урока географии в 5 классе.

Учитель: Купеева Ирина Славиковна

Предмет: география

Название и автор учебника: А.И.Алексеев, Изд. «Просвещение», серия «Полярная звезда», 2012.

Класс: 5

Тема урока: географические координаты

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.


Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота,

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.


Познавательные:

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные: владение устной речью, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем.

Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.


Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географические координаты, географическая широта, географическая долгота.

Используемые педагогические технологии

Системно-деятельностный подход: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения; ИКТ; здоровьесберегающая.

Виды используемых на уроке средств

Учебник по УМК «СФЕРЫ»: География. Планета Земля. 5-6 классы. Автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012 год; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки; рабочий лист.

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.



Задачи урока:


образовательная:

научить определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.

развивающая:

продолжить работу по формированию умения работать в парах,

группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект.

воспитывающая:

продолжить воспитывать культуру общения.


Технологическая карта урока.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному зимнему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбки начнем наш урок.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (4-5 мин)

Цель этапа. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие по природным уникумам России, по следующему маршруту:

маршрут виртуального путешествия.

1 пункт - 62º с. ш., 32º в. д.

2 пункт - 56º с. ш., 33º в. д.

3 пункт - 54º с. ш., 108º в. д.

4 пункт - 54º с. ш., 160º в. д.

5 пункт - 45º с. ш., 150º в. д.

Я вижу на ваших лицах непонимание. Чтобы понять маршрут путешествия нужно расшифровать, то есть определить объекты по географическим координатам.

Кто может определить объекты по географическим координатам?

Почему у вас возникло затруднение?

Назовите тему урока?

Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Предполагаемые варианты ответов:

- не умеем определять объекты по географическим координатам;

- не знаем что такое географические координаты;

- называют тему урока;

- формулируют цели урока.


Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

1. Покажите на глобусе и карте полушарий меридианы и параллели? Что они образуют?

Что такое градусная сетка?

Какова роль градусной сетки?



2. Работа в парах:

Пары одного ряда исследуют географическую широту, пары второго ряда – географическую долготу.




3. Разбивает класс на группы, организует работу в группах, оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы.

Работа в группах:

1 группа – алгоритм нахождения географической широты

2 группа - алгоритм нахождения географической долготы

Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы, сопровождает ответы, дополнительной информацией.

1. Показывают меридианы и параллели.

Предполагаемые ответы: сетку.

Формулируют определение, сверяют с учебником, оценивают себя.

Высказывают предположение, определяют цель последующей работы.

(маршрутный лист – задание 1)

2. Маршрутный лист задания 2 и 3.

Представители пары сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы.

Фиксируют  в рабочей тетради  свое "открытие".

Оценивают работу друг друга в паре.

3. Маршрутный лист задание 4.

Составляют план действий – алгоритм,

Сверяют с образцом (приложение1), представители группы сообщают о результатах поисковой работы, оценивают работу друг друга в группе.


Принимают участие в диалоге с учителем


Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Физкультминутка


Верите ли вы, что…

-северный полюс имеет широту 90°с.ш.

-южный полюс имеет широту 0°

-нулевой меридиан проходит через город Париж

-кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш.

- на Земле есть точка 0° широты и 0° долготы

да – хлопки руками,

нет – приседают


  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Работа в группах:

1 группа – определяют географическую широту объектов в атласе.

2 группа – определяют географическую долготу в атласе.

 Для точ­но­го опре­де­ле­ния ме­сто­на­хож­де­ния объ­ек­та на по­верх­но­сти Земли надо знать его гео­гра­фи­че­скую ши­ро­ту и гео­гра­фи­че­скую дол­го­ту.

Сформулируйте вывод: что такое географические координаты?


Маршрутный лист задание 5.

Результаты заносят в таблицу (приложение 2), сообщают о результатах работы, оценивают свою работу.





Записывают формулу, формулируют вывод.


Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

- Определите самостоятельно, используя атлас, географические координаты 1 объекта по карте полушарий и 2 объектов по карте России.

- Определим маршрут нашего виртуального путешествия

Самостоятельная работа.

Результаты заносят в таблицу (приложение 3), проверяют.



Работают фронтально.

Результаты заносят в таблицу (приложение 4), проверяют.

Презентация «Природные уникумы России»

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Объясняет домашнее задание

§ 15 - 16


Записывают домашнее задание

Познавательные:

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

На уроке я работал: активно, пассивно.

Своей работой на уроке

  • я доволен

  • не доволен

Материал урока мне был

  • понятен

  • не понятен,

  • полезен

  • бесполезен,

  • интересен

  • скучен

Подводит итоги урока.

Демонстрируют знания.

Высказывают свои предположения, применяя полученные знания.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:



Приложение 1

Алгоритм определения географической широты

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

4. Если объект расположен между параллелями, следует:

а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)

б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)

в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

Алгоритм определения географической долготы.

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.

4. Если объект располагается между меридианами, следует:

а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).

б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).

в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.






Приложение 2

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

Вашингтон



Лондон



Москва



Бразилиа



Кейптаун



Якутск




Приложение 3

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

Сидней



Кострома



Екатеринбург




Приложение 4

маршрут виртуального путешествия

Географические координаты

Название географического объекта

62º с. ш., 32º в. д.


56º . ш., 33º в. д.


54º с. ш., 108º в. д.


54º с. ш., 160º в. д.


45º с. ш., 150º в. д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!