СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическая исследовательская практика. Анализ отрывков из художественных и научных произведений о Центральной России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Географическая исследовательская практика. Анализ отрывков из художественных и научных произведений о Центральной России.»

Учимся  с «Полярной звездой» (4)   Географическая исследовательская практика  Работаем с текстом  § 16 Презентацию подготовила учитель географии ГБОУ СОШ №13 им. А.И.Покрышкина г.Севастополя Поповская Наталья Ивановна

Учимся с «Полярной звездой» (4) Географическая исследовательская практика Работаем с текстом § 16

Презентацию подготовила

учитель географии ГБОУ СОШ №13 им. А.И.Покрышкина г.Севастополя

Поповская Наталья Ивановна

Цели урока:  1. Формировать информационную компетентность  2. Развивать культуру общения Основное содержание:  географическая исследовательская практика  (работаем с текстом) Способы действий учащихся:  проанализировать отрывки из художественных, научных и научно-популярных произведений раскрывающих образ Центральной России. Ценностный компонент:   значение текста для глубокого постижения смысла;  текст как культурный феномен.

Цели урока: 1. Формировать информационную компетентность 2. Развивать культуру общения

Основное содержание:

географическая исследовательская практика

(работаем с текстом)

Способы действий учащихся:

проанализировать отрывки из художественных, научных и научно-популярных произведений раскрывающих образ Центральной России.

Ценностный компонент:

значение текста для глубокого постижения смысла;

текст как культурный феномен.

«Думать надо о смысле бытия,  его свойстве»  Д. Самойлов, поэт. Прочитайте вступление «Работаем с текстом» на с.72, познакомьтесь с алгоритмом деятельности.

«Думать надо о смысле бытия, его свойстве» Д. Самойлов, поэт.

Прочитайте вступление

«Работаем с текстом» на с.72,

познакомьтесь с алгоритмом деятельности.

I. Финские племена в области Верхней Волги и Оки  задолго до появления славян.   1. Как жили финские племена до появления славян? 2. Как изменения природы повлияли на формирование характера великороссов? 3. Почему так неравномерна жизнь великороссов? 4. Почему великороссы стремились жить в общине? 5. Каков физический тип великоросса?

I. Финские племена в области Верхней Волги и Оки задолго до появления славян.

1. Как жили финские племена до появления славян?

2. Как изменения природы повлияли на формирование характера великороссов?

3. Почему так неравномерна жизнь великороссов?

4. Почему великороссы стремились жить в общине?

5. Каков физический тип великоросса?

  II. Разница между орловским и калужским мужиком.     1. Почему орловское население угрюмо, замучено, бедно?  2. Почему калужские мужики бодры, уверенны в себе, веселы?

II. Разница между орловским и калужским мужиком.

1. Почему орловское население угрюмо, замучено, бедно?

2. Почему калужские мужики бодры, уверенны в себе, веселы?

    III. Роль отхожих промыслов в хозяйстве крестьян.    1. Причины отходничества. 2. Отхожие ремесла и миграция мужского населения.  Вопросы: 1. Что такое отхожее ремесло? 2. Каковы причины отходничества? 3. Почему отхожие ремесла в России набирали популярность? 4. Как природные условия жизни повлияли на формирование отходничества?

III. Роль отхожих промыслов в хозяйстве крестьян.

1. Причины отходничества.

2. Отхожие ремесла и миграция мужского населения.

Вопросы:

1. Что такое отхожее ремесло?

2. Каковы причины отходничества?

3. Почему отхожие ремесла в России набирали популярность?

4. Как природные условия жизни повлияли на формирование отходничества?

«Думать надо о смысле бытия, его свойстве»  Д. Самойлов, поэт. Задание №1. (7 минут)  Прочитайте вступление «Работаем с текстом» на с.72, познакомьтесь с алгоритмом деятельности. Используем прием маркировочной таблицы:  Аккуратно, простым карандашом, используя значки в тексте помечаем: «V» «+» Это я знаю «-» Новое, что я узнал «?» Знание, противоречит моему Возник вопрос

«Думать надо о смысле бытия, его свойстве» Д. Самойлов, поэт.

Задание №1. (7 минут)

Прочитайте вступление «Работаем с текстом» на с.72, познакомьтесь с алгоритмом деятельности.

Используем прием маркировочной таблицы:

Аккуратно, простым карандашом, используя значки в тексте помечаем:

«V»

«+»

Это я знаю

«-»

Новое, что я узнал

«?»

Знание, противоречит моему

Возник вопрос

Задание №2. (8-9 минут)  Переносим таблицу в тетрадь, приводим соответствующие примеры: Задание №3. (10-12 минут)  Выберите черты великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей. «V» Это я знаю «+» Новое, что я узнал «-» «?» Знание, противоречит моему Возник вопрос Черты характера Природные условия

Задание №2. (8-9 минут)

Переносим таблицу в тетрадь, приводим соответствующие примеры:

Задание №3. (10-12 минут)

Выберите черты великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей.

«V»

Это я знаю

«+»

Новое, что я узнал

«-»

«?»

Знание, противоречит моему

Возник вопрос

Черты характера

Природные условия

Задание №4. (5 минут)  Какую особенность в занятиях населения Центра вы отметили? Это разнообразие хозяйственной деятельности: кустарные промыслы, ремесла, характерные для крестьянских дворов, и отхожие промыслы. Выпишите примеры кустарных промыслов из текста. Беседа по вопросам: (2-3 минуты) Кто уходил в «отход»? Почему местности называли «бабьей стороной»? Престижно ли было отходничество?

Задание №4. (5 минут)

Какую особенность в занятиях населения Центра вы отметили?

  • Это разнообразие хозяйственной деятельности: кустарные промыслы, ремесла, характерные для крестьянских дворов, и отхожие промыслы.

Выпишите примеры кустарных промыслов из текста.

Беседа по вопросам: (2-3 минуты)

Кто уходил в «отход»?

Почему местности называли «бабьей стороной»?

Престижно ли было отходничество?

Вывод: Население Центра было подвижно, имело высокий профессиональный уровень, было способно к усвоению новых видов деятельности. Сегодня кустарные промыслы известны как народные художественные промыслы .

Вывод:

  • Население Центра было подвижно, имело высокий профессиональный уровень, было способно к усвоению новых видов деятельности.
  • Сегодня кустарные промыслы известны как народные художественные промыслы .
Поразмышляем: До начала урока я думал(а), что… А сейчас думаю… Особенно меня удивило, что…

Поразмышляем:

  • До начала урока я думал(а), что…
  • А сейчас думаю…
  • Особенно меня удивило, что…
У меня должно получиться: Характер Повлиявшие причины Терпеливость Нетребовательность к условиям жизни Непритязательность Выносливость Предприимчивость Изворотливость Сотрудничество  Большая работоспособность Нет выдержки в труде Склонность к безделью и отдыху Короткое лето, переменчивость погоды  Физический тип: Длинная зима  1. Среднего роста  Суровая, скудная природа, лишения 2. Сильное (крепкое) телосложение Славянский тип 3. Широк в плечах  4. Тонкие черты лица, прямой нос, Смешение с финскими племенами  голубые глаза 5. Скуластость, широкий нос

У меня должно получиться:

Характер

Повлиявшие причины

  • Терпеливость
  • Нетребовательность к условиям жизни
  • Непритязательность
  • Выносливость
  • Предприимчивость
  • Изворотливость
  • Сотрудничество

  • Большая работоспособность
  • Нет выдержки в труде
  • Склонность к безделью и отдыху

Короткое лето, переменчивость погоды

Физический тип:

Длинная зима

1. Среднего роста

Суровая, скудная природа, лишения

2. Сильное (крепкое) телосложение

Славянский тип

3. Широк в плечах

4. Тонкие черты лица, прямой нос,

Смешение с финскими племенами

голубые глаза

5. Скуластость, широкий нос

Домашнее  задание Подготовить сообщения :  История основания Москвы. Статус Москвы как столицы РФ. Достопримечательности Подмосковья. Кто такой москвич? (собирательный образ)

Домашнее задание

Подготовить сообщения :

  • История основания Москвы.
  • Статус Москвы как столицы РФ.
  • Достопримечательности Подмосковья.
  • Кто такой москвич? (собирательный образ)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!