СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь неорганических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и обобщение по разделу "Основные классы неорганических соединений"

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь неорганических соединений»

Тема: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"



Цель урока:

Закрепление и систематизация знаний по теме основные классы неорганических веществ, выявление генетической связи между классами неорганических соединений, посредством выполнения различных заданий и упражнений

Задачи:

Обучающие:

1.Обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ;

2.Рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;

3.Показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений

Развивающие:

1.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль, самоанализ деятельности;

2.Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать уверенности в своих знаниях;

3.Способствовать пониманию единства материального мира;

4.Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять само – и взаимоконтроль

Воспитывающие:

1.Воспитывать чувство само- и взаимоуважения в условиях работы по группам;

2.Воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;

3.Воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.


В процессе выполнения цели и задач занятия формируются УУД

Предметные:

  1. Обобщение и систематизирование знаний, обучающихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.

  2. Формирование умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.

  3. Продолжить формировать умение составлять химические уравнения, подтверждающие свойства веществ.

Метапредметные:

  1. Развитие интереса учащихся к науке химия.

  2. Развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

  3. Развитие внимательности, наблюдательности и умение выделять главное.

Коммуникативные:

    1. Формирование умения вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.

    2. Формирование умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.


Тип урока: комбинированный (формирования и закрепления новых знаний).

Вид урока: смешанный (сочетание фронтальных опросов, выполнение теоретических, практических, групповых и индивидуальных заданий)

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Оборудование: карточки с формулами веществ разных классов, карточки с заданиями, мультимедийная установка.


Ход урока:

Организационный этап


Актуализация знаний.

Начать урок я хочу с эпиграфа:

«Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете» (Уильям Шекспир).

- О чем это высказывание, если его применить к современности?

Химия -- это наука о чудесах, и они вокруг нас, но у этих чудес есть объяснения.


- Что изучает химия?

- Что называют веществом?


В качестве разминки шуточные загадки.

Задача: активизирование мыслительных процессов и разряжениям обстановки.


- О каких веществах идет речь?

1. На суку сидит сова,
Выдыхает .….

2. Сапоги мои того,
Пропускают ……

3. Их получают путем горения,
Или сложных веществ разложением.
В них два элемента, один – кислород.
Мы отнесём к ним и известь и лед. _____

4. Его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен ..….

5. “Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю в классе...”.

6.“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.



-- Соли, оксиды, основания, кислоты, что это?

--- Основные классы неорганических соединений.

-- Тему сегодняшнего занятия мы с вами сформируем немного позже.

Этап повторения и обобщения понятий, проверка усвоения знаний

Мы полностью изучили основные классы неорганических соединений, их состав и свойства. Давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях.

Задача: повторение и систематизация изученного ранее материала.

Запишите число. Оставьте в тетради место для темы урока, мы её сформируем несколько позже.

-- На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)

-- Дайте определение простым веществам.

-- На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).

-- Дайте определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?



Проверочная работа:

На столах есть карточки с формулами веществ, там же на листочке выпишите I вариант – оксиды и кислоты, II вариант соли и основания. 4 мин. (карточки задания, способствуют организации закрепления и проверки усвоения знаний, с помощью которых можно обнаружить плохо усвоенный материал и организовать закрепление изученного).

LiOH, Al2(SO4)3, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, Na2SO4, Fe(OH)3, Cr2O3, HClO4, HBr, CaCl2, Na2O,  HCl, NaNO3, H2SO4, CO, Cu(OH)2, NaNO3, NaOH, HNO3, Ca(OH)2, SiO2, Zn(OH)2, FeBr3, CuO, FeCl2, KOH.

Обменяйтесь карточками и проверьте. 2 мин. Передайте листочки мне.

 H2S,  HClO4, HBr,   HCl, H2SO4, HNO3,  H2CO3 – кислоты.


LiOH, Fe(OH)3, KOH, NaOH, Ca(OH)2, Zn(OH)2, Cu(OH)2 – основания.


Mn2O7, CaO, Cr2O3, Na2O, CO, SiO2, CuO – оксиды.


Na3PO4, CaCl2, NaNO3, FeCl2, FeBr3, Na2SO4, Al2(SO4)3 – соли.

Изучение нового материала

-- А есть ли взаимосвязь между классами веществ?

Смотрим видео. Результаты заносим в таблицу, таблица заготовлена заранее.

Задачи: более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, на основании наблюдения и анализа увиденного.

Что взяли

Что сделали

Что увидели

Уравнения химических реакций





(Перед записью, кто-то из учащихся сообщает о том, что будут записывать. Уравнение реакции записывается на доске.)

-- Какой из химических элементов переходил из одного соединения в другой?

-- Медь. Выпишем формулы соединений с медью

CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

-- Эта цепочка превращений показывает генетическую связь между классами веществ, возможностью перехода атомов химических элементов из одного соединения в другой. Таким образом главная тема сегодняшнего занятия…?

-- Генетическая связь неорганических соединений.

Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.

Генетическая связь соединений есть как у элементов металлов, так и у элементов неметаллов.

Закрепление.

Задача: закрепить новые знания и выявить сложные моменты для обучающихся.

1.Упражнение Зная свойства основных классов неорганических соединений составить генетические ряды. Химические формулы записываем в порядке усложнения. 3 мин.

Проверяем записывая на доске и сравнивая со слайдом.

Ca(OH)2 , H3PO4, H2SO3, Ca, H2SO4, CO2, P2O5, SO2, Na2O, S, N2O5, CaO, HCl, KOH, Ca(NO3)2, P, AlPO4, NaOH, ZnCl2, SiO2, K2SO3, PbO, Mg(OH)2, NaCl, СаSO4.



Ca ------- CaO ----- Ca(OH)2 --------- CaSO4;

P ------ P2O5 --------- H3PO4 ------ AlPO4.

Вывод: Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

  1. Задача задания: показать взаимосвязь теории с жизнью.

Способность веществ превращаться в друг друга (генетическая взаимосвязь) может наблюдаться и в естественных условиях. Азот и кислород атмосферы при электрических разрядах во время грозы взаимодействуют. При этом образуется оксид азота II. Он в сою очередь превращается в оксид азота IV. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой оксид азота IV превращаются в азотную кислоту. Кислота, реагируя с компонентами почвы, образует нитраты – питание для растений.

-- Составим цепочку превращений и уравнения реакций.

N2 → NO → NO2 → HNO3 → Ca(NO3)2


N2 + O2 = 2NO – Q

2NO + O2 = 2NO2

4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3

2HNO3 + CaCO3 = Ca(NO3)2 + H2O


3. Пример из художественной литературы.

Трое отважных французов, Альбер де Вильрож, Александр Шони и Жозеф, отправились на поиски клада алмазов. В стране, где смертельная опасность может предстать даже в виде растения или насекомого, им приходится сражаться с шайкой негодяев. Смелость и великодушие тройки европейцев помогают им обрести друзей в негритянском племени и благополучно закончить свои странствия. Путешественники наблюдали явление, подобное тому, которое в Европе в угольных шахтах достигается посредством закладки мин, заряженных известью. Прослушайте отрывок, составьте цепочку превращений по описанию явлений.

Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.

Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти. Часть пласта, в которой находились пещера Сэма Смита, усыпальница кафрских королей и их сокровища, откалывалась медленно, но с грохотом и треском обрушивались в пропасть.

--- Что же произошло. Давайте восстановим хронологию событий с помощью уравнений химических реакций.

CaCO3 = CaO + CO2

CaO + Н2 О = Ca(OН)2

CaCO3 → CaO →Ca(OН)2



Подведение итогов

Что сегодня вы узнали и чему научились на уроке?

  1. Существует взаимосвязь между классами неорганических соединений.

  2. Металлы и неметаллы образуют соответствующие генетические ряды (ряд Ме, ряд неМе).

  3. Научились осуществлять цепочки превращений.

  4. Взаимопревращение может осуществляться и в природе.

Домашнее задание.

    1. Дифференцированное


  • 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 


  • 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

                                                     

  • 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.


2.Пользуясь различными источниками найти информацию и составить диаграммы (круговые, конусные, столбчатые и т.д) .распространения различных классов веществ в природе. Например:






Выпишите I вариант – оксиды и кислоты.

LiOH, Al2(SO4)3, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, Na2SO4, Fe(OH)3, Cr2O3, HClO4, HBr, CaCl2, Na2O,  HCl, NaNO3, H2SO4, CO, Cu(OH)2, NaNO3, NaOH, HNO3, Ca(OH)2, SiO2, Zn(OH)2, FeBr3, CuO, FeCl2, KOH.


Оксиды

Кислоты



















Выпишите II вариант – основания и соли.

LiOH, Al2(SO4)3, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, Na2SO4, Fe(OH)3, Cr2O3, HClO4, HBr, CaCl2, Na2O,  HCl, NaNO3, H2SO4, CO, Cu(OH)2, NaNO3, NaOH, HNO3, Ca(OH)2, SiO2, Zn(OH)2, FeBr3, CuO, FeCl2, KOH.


Основания

Соли















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!