СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генеалогия в воспитании дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Печально, но сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволяет устанавливать связь между поколениями своего рода. Зачастую, дети не владеют информацией даже о самых близких родственниках - бабушках и дедушках. А при заинтересованности узнать свою родословную, возрастет и общение между родственниками, что повышает культурный уровень семьи и конструктивное общение между родственниками.

Просмотр содержимого документа
«Генеалогия в воспитании дошкольников.»

В семейном кругу мы с вами растем 
Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты входишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ – родительский дом. 

(Тараданова Дарья)

Семья: дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, кто говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он, скорее всего, не знает свою родословную.

В последние годы в  нашей стране  заметно возрос интерес к генеалогии и семейной истории. Причина проста: раньше было опасно заниматься своей родословной, да и возможности такой не было. Архивы на запросы частных лиц не отвечали, в семьях старшее поколение старалось не говорить на эту тему. Само понятие "родословная" стало связываться с породами собак и кошек. И вот открылись архивы, стало не стыдно за предков - дворян, купцов, да и узнать, что твои предки были "кулаками", "врагами народа" или белогвардейцами стало совсем не страшно. Возникли исторические общества, изучающие родословные, издается специальная литература. Теперь стало неудобно говорить в приличном обществе, что не интересуешься своими предками. Также как до революции лучшая часть общества – дворяне знали о своем родословии, так и теперь преуспевающему, состоявшемуся человеку, стало важным знание об истории своих предков. Знание родословной стало непременным атрибутом культурного человека.

Родословная книга – будущая летопись рода, которая будет передаваться из поколения в поколение

Современная жизнь определена важностью ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритета семьи и детей. Это подводит нас к тому, что познавать историю своей семьи необходимо, это поможет воспитать уважение к старшим, любовь к своей семье и её традициям, гордиться своей фамилией. Основной целью образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в соответствие с ФГОС ДО, является позитивная социализация детей на основе приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. Именно в дошкольном возрасте важно формировать представления наших воспитанников о своей семье, её традициях, гордости за достижения своих близких, уважение к своим предкам.

Печально, но сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволяет устанавливать связь между поколениями своего рода. Зачастую, дети не владеют информацией даже о самых близких родственниках - бабушках и дедушках. А при заинтересованности узнать свою родословную, возрастет и общение между родственниками, что повышает культурный уровень семьи и конструктивное общение между родственниками.

Генеалогия или родословная - наука о родственных связях. Работа с генеалогией рассматривается как одно из важнейших направлений проектной коллективной деятельности, которая помогает изучить историю семьи и всего рода. Генеалогия сложна для дошкольников, но отдельные её направления помогут детям узнать историю своей семьи и рода.

Построение данного исследования несет перед собой ряд задач:

Образовательные.

Формировать представление о генеалогическом древе. Учить выстраивать цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.

Развивающие.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Существует два способа составления родословной : по восходящей и нисходящей линиям. Способ составления родословной по восходящей линии построен от конкретного лица - ребенка – к его предкам, а способ по нисходящей линии, ведется от предков к ребенку. Родословные могут быть смешанными, мужскими и женскими. Составлять родословную с дошкольниками лучше по смешанному типу восходящей линии. Родословную можно изображать в виде дерева, что более увлекательно для детей дошкольного возраста, также можно строить в виде таблиц, схем, рисунков. Родословную желательно оформить фотографиями, что способствует лучшему усвоению информации детьми. Не стоит брать много поколений, достаточно 2-3 поколений родственников. Данная работа невозможна без участия семей воспитанников, это способствует тесному взаимодействию ДОУ и семей, способствует положительному эмоциональному фону в работе. Родители и другие родственники активно подключаются к работе, подбирают материал, изучают факты собственной семьи, возможно, ранее не знакомой им самим. Все это способствует сплочению семьи, любви и гордости за своих близких, предков, что положительно скажется в дальнейшей жизни.

Изучение родословной в дошкольном возрасте необходимо, так как детский сад и школа являются преемниками образовательного процесса.

Особо важную роль работа с родословной приобретает в процессе публичной защиты. Это может быть конкурс "Семья года", "Традиции храним" , где семьи могут не только представить своё генеалогическое дерево, но и придумать герб, девиз своей семьи.

Прежде чем начать знакомство с генеалогией, нами проведена подготовительная работа. Для этого детям оформили лепбук "Моя семья". С его помощью закрепили названия родственных связей, профессии мамы и папы, бабушки, дедушки, названия качеств, которыми наделены члены семьи по отношению друг к другу (доброта, забота, взаимопомощь и другие), вспомнили, какие обязанности закреплены за каждым из семьи, пословицы, поговорки, семейные традиции. Дети узнали, что символом семьи является ромашка. Наряду с этим, оформили книгу "Семейные традиции", где каждая семья с удовольствием поделилась своими традициями: путешествия, сказка на ночь, подарки близким, по выходным играть в игры, совместное проведение досуга и другие.

Составление древа проходило поэтапно. Сначала дети знакомились со смыслом отчества. Ребенку предлагалось назвать отчества членов своей семьи, вспомнить общих знакомых, персонажей разных произведений. Для легкого запоминания все проходило в игровой форме. Хорошими подготовительными упражнениями являются:

1 . Игра "Я знаю 5 имен..." : играющие по очереди называют женские, мужские имена, уменьшительное или полное имя. В этой игре можно использовать мяч, особенно, если участников больше двух. Варианты: Как в детстве звали Екатерину Петровну, Ивана Михайловича, Сергея Викторовича?

2. Задачи : "У подружки Ирины папу зовут Николай, как ее полное имя?" "Дядю Сережу на самом деле зовут Сергей Андреевич, Как зовут его папу?" "Как будут звать девочку Катю, когда она вырастет, если ее папу зовут Иван Сергеевич?" и подобные.

3. Задание: "Помоги ребятам найти своих отцов" (дети: Татьяна Сергеевна, Сергей Федорович, Ирина Викторовна, Евгений Борисович, Елена Юрьевна; отцы: Юрий Васильевич, Борис Викторович, Сергей Петрович, Федор Игоревич, Виктор Александрович).

Далее можно делать плавный переход к составлению иерархической линии. Например, мы знаем имя и отчество дедушки по маме и можно легко стоить схему, спускаясь на "следующий этаж" и вписать имя и отчество мамы, а в самом нижнем ряду - свое имя.

Благодаря этим исследованиям, дошкольники учатся работать с объёмной информацией, учатся обрабатывать ее, систематизировать, строить генеалогические древа разных типов. Проект по созданию древа можно назвать семейным, потому что большую помощь  в этой работе оказывают родители. Для многих работа остается не завершенной, так как многие хотят узнать еще и историю герба своей семьи.

" Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться" В.О. Ключевский. Записная книжка. Июнь, 1892 г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!