Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 3 3 – Давайте с вами вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.) – Могу ли я утверждать, что все живые организмы обитают на поверхности Земли? Дети высказывают свои мнения. Возможно, будут предположения, что живые организмы обитают повсюду. Например, высоко в небе можно встретить и птиц, и насекомых, и даже семена растений. А крот живёт под землей. – Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?) – Давайте составим план урока. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 4 3 4 3 Работа в учебнике. – А вы сами как думаете? Посмотрите на наши иллюстрации. Видят изображения рыбы, бегемота, ласточки, крота, комара и др. животных. – Давайте определим для каждого животного среду его обитания. (Я думаю, что рыба живёт в воде.) – Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли? (Гидросфера.) – Верно. – Каких ещё животных можно отнести к гидросфере? (Тритон.) – А куда нам поместить бегемота? (Бегемоту нужны вода и земля. Его надо поместить между двух сред.) – Может быть, кто-то знает, как по-научному называется каменная оболочка Земли? – Она называется литосфера. – Кого ещё можно поместить в литосферу? (Червяка, крота.) – А куда нам отнести остальных животных? – По-научному воздушная оболочка Земли называется… – Верно. – А куда мы поместим комара? (На границе всех сред. Комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на земле.) – Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы: 1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере; 2) на пересечении двух сред; 3) на пересечении трёх сред. – Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать? – Как разумнее поступить именно сейчас? – Работать будем в группе. Каждая группа получит текст об одном из животных, изображённых на наших иллюстрациях. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы. Работают в группах. – Расскажите о своём исследовании классу. Заслушаем первую группу. – Мы прочитали текст о бегемоте. Мы узнали, что бегемоты могут не только плавать, но и бродить по дну. Ещё они в воде размножаются. Дышат бегемоты воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и позагорать. Мы сделали вывод, что для жизни бегемоту нужна и земля, и вода, и воздух. Скрещивают круги. Помещают в центр бегемота. – Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания? – Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.) – Аналогично проводится работа с остальными группами. – Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 Работа в учебнике. – Ответьте на вопросы на с. 25. – Выполни любые два задания из рабочей тетради. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | ТОУУ |