Этап урока | Логика урока | Обратная связь |
1.Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. | |
2.Подготовка к изучению нового материала. | 1.Знакомство с учебником: коллективное чтение и обсуждение текста «Как работать с учебником» (с. 3-4): -Какие условные обозначения приняты в учебнике? Рассмотрите с.5. Какой раздел мы начинаем изучать? О чём вы узнаете в этом разделе? На какие вопросы вы ответите? 2. Сообщение темы: Прочитайте тему урока на доске. Запишите её в тетрадь. Давайте попробуем определить, какова цель нашего урока, о чём мы должны узнать и чему научиться. | Дети читают советы авторов учебника, отвечают на вопросы учителя. |
Дети высказывают свои предположения. |
3.Изучение нового материала. | 1. Работа с текстом учебника (с.6) «Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории»: -Можете ли вы теперь ответить более точно на вопрос «Где ты живёшь?»? Проверка выполнения: - Чему вы научились, выполняя это задание? | Ответ: в пространстве, на планете Земля, на материке Евразия и т.д. |
2. Работа с текстом учебника «Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории» (с. 6-7) самостоятельное чтение статьи с последующим обсуждением: - Можете ли вы ответить на вопрос «Когда ты живёшь?» рассказ учителя: | Ответ: мы живем в настоящем времени. |
С понятием время мы сталкиваемся каждый день. Мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее, чему могут соответствовать слова вчера, сегодня завтра, в прошлом году, в этом году, на будущий год. Давайте вспомним, какие меры времени нам знакомы. | Дети перечисляют известные им меры времени. |
В сказке автор легко может обращаться со временем, заставляя его двигаться в любую сторону. Вот как описывает английский писатель Льюис Кэрролл приключение девочки Алисы в стране Зазеркалье. Инсценирование отрывка из сказки Льюис Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: Алиса: - А что вы помните лучше всего? Королева: - То, что случиться через неделю. (Вынимает из кармана пластырь и заклеивает им палец, затем начинает вопить). – Кровь из пальца хлещет! Алиса: - Что случилось? Вы укололи палец? Королева: - Ещё не уколола, но сейчас уколю!..(Булавка открылась, и королева уколола себе палец.) Алиса: - Но почему вы сейчас не кричите? Королева: - Я уже откричалась. К чему начинать всё сначала? | Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку. |
- Как отражаются события в сказке? Что удивило Алису в поведении Королевы? | Ответ: события происходят наоборот. |
3. Работа с текстом учебника «Историческое время» (с. 7-8) самостоятельное чтение статьи учебника с последующим обсуждением:(Чем измеряется историческое время? Какими цифрами принято обозначать века?) знакомство с римскими цифрами в форзаце 2 учебника, выполнение задания 2 в рабочей тетради №1; проверка выполнения: запись римских цифр на доске; коллективное выполнение задания 3 в рабочей тетради №1. - Помните, что век начинается не с 1800, 1900, 2000 года, а со следующего, то есть 1801, 1901, 2001 года | Самостоятельное выполнение задания №2. |
4. Закрепление изученного материала. | 1.Выполнение заданий: Расположите единицы времени в порядке возрастания: день, век, месяц, неделя, сутки, год, час, тысячелетие. Рассмотрите внимательно форзац 2 в учебнике и ответьте на вопрос: «Как мы узнаём о прошлом?» 2. Рассказ учителя: Оказывается, всё, что нас окружает, это следы прошлого. Человек оставляет на Земле много свидетельств о своей деятельности. Пожелтевшие листы старой книги, украшения, монеты, черепки посуды, египетская пирамида – всё это следы прошлого. Учёные называют их историческими источниками. Исторические источники помогают нам узнать о прошлом. | Дети поочерёдно выходят к доске и располагают карточки в нужном порядке |
5. Итог урока. Оценивание. | На доске помещены карточки: «я не знал», «я узнал», «я научился». Расскажите о том, как прошёл урок, начиная свой ответ фразами «я не знал», «я узнал», «я научился». О чём хотелось бы узнать подробнее? | Дети делятся своими впечатлениями об уроке. |
6. Домашнее задание. | Учебник, с. 6-8; По желанию подготовить дополнительный материал: «Как мы узнаём о жизни людей в далёком прошлом», «Счёт лет в истории» в старых газетах и журналах найдите картинки или фотографии с изображением различных предметов и событий, относящихся к прошлому, настоящему или будущему, наклейте в тетрадь по окружающему миру, подпишите: «прошлое», «настоящее», «будущее». | Ученики записывают задание в дневник |