СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории.»

Тема урока: Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Тип урока:

  • вводный, усвоение знаний на основе имеющихся.

Вид урока:

  • комбинированный

Опорные понятия:

  • «прошлое»,

  • «настоящее»,

  • «будущее»,

  • «историческое время»,

  • «год»,

  • «век»,

  • «столетие»,

  • «тысячелетие»

Дидактические средства для урока:

для учителя

для учеников

  • карточки с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее», «историческое время», «год», «век», «столетие», «тысячелетие»;

  • рисунки с изображением разных событий, предметов;

  • карточки со словами «знать», «уметь», «я не знал», «я узнал», «я научился»

  • учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.;

  • рабочая тетрадь «Учимся познавать окружающий мир» № 1;

  • тетрадь для работ по окружающему миру

Дидактическая цель урока:

  • уточнить временные и пространственные понятия,

  • познакомить с терминами, характеризующими историческое время.

Задачи урока:

развивающие

образовательные

воспитательные

  • развивать умение работать с текстом учебника: выделять главную мысль, находить ответы на вопросы;

  • обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать коммуникативные свойства речи (выразительность, тембр)

  • познакомить учащихся с понятием «историческое время», «столетие», «тысячелетие»; применением римских цифр для обозначения веков;

  • повторить ранее изученные понятия: «прошлое», «настоящее», «будущее», «год», «век»

  • воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути её достижения;

  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, требовательность к себе;

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим

Умения, формируемые на уроке:

общие учебные

специальные

- умение работать с текстом учебника: выделять главную мысль, находить ответы на вопросы;

- умение соотносить арабские и римские цифры, определять век

Связи:

МПС

ВПС

Литературное чтение

Темы: «Каким был человек в разные исторические времена», «Труд людей в разные исторические времена», «Как возникали и строились города»

Логика урока:

Этап урока

Логика урока

Обратная связь

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.


2.Подготовка к изучению нового материала.

1.Знакомство с учебником:

  • коллективное чтение и обсуждение текста «Как работать с учебником» (с. 3-4): -Какие условные обозначения приняты в учебнике?

  • Рассмотрите с.5. Какой раздел мы начинаем изучать?

  • О чём вы узнаете в этом разделе?

  • На какие вопросы вы ответите?

2. Сообщение темы:

  • Прочитайте тему урока на доске. Запишите её в тетрадь.

  • Давайте попробуем определить, какова цель нашего урока, о чём мы должны узнать и чему научиться.

Дети читают советы авторов учебника, отвечают на вопросы учителя.

Дети высказывают свои предположения.

3.Изучение нового материала.

1. Работа с текстом учебника (с.6) «Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории»:

  • самостоятельное чтение статьи с последующим обсуждением:

-Можете ли вы теперь ответить более точно на вопрос «Где ты живёшь?»?

  • самостоятельное выполнение задания № 1 в рабочей тетради 1;

Проверка выполнения: - Чему вы научились, выполняя это задание?

Ответ: в пространстве, на планете Земля, на материке Евразия и т.д.

2. Работа с текстом учебника «Где и когда ты живешь. Историческое время. Счёт лет в истории» (с. 6-7)

  • самостоятельное чтение статьи с последующим обсуждением: - Можете ли вы ответить на вопрос «Когда ты живёшь?»

  • рассказ учителя:

Ответ: мы живем в настоящем времени.

С понятием время мы сталкиваемся каждый день. Мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее, чему могут соответствовать слова вчера, сегодня завтра, в прошлом году, в этом году, на будущий год. Давайте вспомним, какие меры времени нам знакомы.

Дети перечисляют известные им меры времени.

В сказке автор легко может обращаться со временем, заставляя его двигаться в любую сторону. Вот как описывает английский писатель Льюис Кэрролл приключение девочки Алисы в стране Зазеркалье.

Инсценирование отрывка из сказки Льюис Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

  • Алиса: - А что вы помните лучше всего?

  • Королева: - То, что случиться через неделю. (Вынимает из кармана пластырь и заклеивает им палец, затем начинает вопить). – Кровь из пальца хлещет!

  • Алиса: - Что случилось? Вы укололи палец?

  • Королева: - Ещё не уколола, но сейчас уколю!..(Булавка открылась, и королева уколола себе палец.)

  • Алиса: - Но почему вы сейчас не кричите?

  • Королева: - Я уже откричалась. К чему начинать всё сначала?

Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку.

- Как отражаются события в сказке? Что удивило Алису в поведении Королевы?

Ответ: события происходят наоборот.

3. Работа с текстом учебника «Историческое время» (с. 7-8)

  • самостоятельное чтение статьи учебника с последующим обсуждением:(Чем измеряется историческое время? Какими цифрами принято обозначать века?)

  • знакомство с римскими цифрами в форзаце 2 учебника, выполнение задания 2 в рабочей тетради №1;

  • проверка выполнения: запись римских цифр на доске;

  • коллективное выполнение задания 3 в рабочей тетради №1.

- Помните, что век начинается не с 1800, 1900, 2000 года, а со следующего, то есть 1801, 1901, 2001 года

Самостоятельное выполнение задания №2.

4. Закрепление изученного материала.

1.Выполнение заданий:

  • Расположите единицы времени в порядке возрастания: день, век, месяц, неделя, сутки, год, час, тысячелетие.

  • Рассмотрите внимательно форзац 2 в учебнике и ответьте на вопрос: «Как мы узнаём о прошлом?»

2. Рассказ учителя:

Оказывается, всё, что нас окружает, это следы прошлого. Человек оставляет на Земле много свидетельств о своей деятельности. Пожелтевшие листы старой книги, украшения, монеты, черепки посуды, египетская пирамида – всё это следы прошлого. Учёные называют их историческими источниками. Исторические источники помогают нам узнать о прошлом.

Дети поочерёдно выходят к доске и располагают карточки в нужном порядке

5. Итог урока. Оценивание.

На доске помещены карточки: «я не знал», «я узнал», «я научился».

  • Расскажите о том, как прошёл урок, начиная свой ответ фразами «я не знал», «я узнал», «я научился».

  • О чём хотелось бы узнать подробнее?

Дети делятся своими впечатлениями об уроке.

6. Домашнее задание.

Учебник, с. 6-8;

По желанию подготовить дополнительный материал:

  • в детской энциклопедии «Я познаю мир. История»:

«Как мы узнаём о жизни людей в далёком прошлом», «Счёт лет в истории»

  • в старых газетах и журналах найдите картинки или фотографии с изображением различных предметов и событий, относящихся к прошлому, настоящему или будущему, наклейте в тетрадь по окружающему миру, подпишите: «прошлое», «настоящее», «будущее».

Ученики записывают задание в дневник

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 – 4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана – Графф.

  • Беседы с учителем: Третий класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Вентана – Графф.

  • Детская энциклопедия «Я познаю мир. История».- М.: ООО

  • Саплина Е.В. Введение в историю. 3 кл.- М.: Дрофа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!