СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГД214 Экономические циклы

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГД214. Задание выдано 07.10.2021г. Выполнить до 12.10.2021г.

Просмотр содержимого документа
«ГД214 Экономические циклы»

ГД214

Экономика

Преподаватель: Золотухо Юлия Александровна

E-mail: [email protected]

Дата выдачи задания

Срок выполнения

07.10.2021г.

12.10.2021г.



ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Экономический цикл

Список литературы:


  1. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим Аргументы и факты. Экономические циклы. Теория и реальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/market/22169

  2. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/ekonomicheskij-cikl.html

  3. Сайт Познайка. Показатели экономического цикла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poznayka.org/s47227t1.html



ЗАДАНИЕ 1: Ознакомьтесь с материалом напишите конспект

ЗАДАНИЕ 2:Выполните задания

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономический рост и экономическое развитие в стране не всегда происходят равномерно. Более того, не в каждой стране эти процессы проходят с одинаковой скоростью и успешностью. Деловая активность переживает периоды подъёма и спада в производстве валового внутреннего продукта и образует общую тенденцию экономического развития – тренд.

На рынках отдельных товаров экономическая ситуация постоянно меняется – то улучшается, то становится хуже. Меняются спрос и предложение, падает или возрастает объём продаж, которые рынок способен отрегулировать самостоятельно. В 1929-1933 гг. в США произошёл крупнейший в мире экономический кризис, получивший название Великой депрессии. Тогда в стране реальный ВВП сократился более чем на 30%, рыночные цены упали на 40%, а работу потеряли 25% трудоспособного населения. Такое снижение показателей экономики целого государства уже не объяснить изменениями на отдельных рынках, ситуация явно начинает принимать особый масштаб и системный характер. Значит, за краткосрочными изменениями спроса и предложения могут таиться более сложные и долгосрочные процессы. В связи с этими наблюдениями и появилась теория экономических или деловых циклов.

Под экономическим циклом мы понимаем повторяемые колебания экономической или деловой активности в стране.

Экономический цикл включает фазы подъёма, пика, спада и кризиса (низшей точки спада).

Экономический цикл схематично измеряют как промежуток между двумя пиками синусоиды или как промежуток между низшими точками спада.

Рассмотрим фазы экономического цикла подробнее.

Пик экономического цикла – это период самой высокой деловой активности всех макроэкономических агентов. В области точки пика образуется экономический бум, когда промышленность выпускает максимально возможное количество продукции, инвестиции в производство, занятость населения и расходы домашних хозяйств высоки. С ростом покупательской способности увеличиваются цены на товары и услуги, что порождает высокий уровень инфляции. Безработица, наоборот, находится на минимальном уровне. Такое интенсивное поглощение ресурсов частного и государственного сектора приводит к «перегреву» экономики. Начинается фаза спада.

Спад или рецессия сопровождаются снижением деловой активности. Население, удовлетворив потребности во время бума, начинает экономить финансы и меньше тратит. Аналогично ведут себя и предприятия, затоваренные складскими запасами сырья и готовой продукции. Объёмы производства снижаются, появляются лишние рабочие. Цены стабилизируются. Экономическая ситуация усугубляется и переходит в состояние депрессии, когда закрываются предприятия, как следствие, растёт безработица, инвестиционные процессы замедляются. Наступает кризис.

Кризис– это дно экономического цикла, когда уровень производства, реальный ВВП, уровень жизни и цены падают, безработица и банковские ставки достигают предельных значений. Экономическая ситуация приобретает политический и общественный резонанс.

Подъём как фаза экономического цикла подразделяется на оживление экономической ситуации до состояния предыдущего пика – экономика выходит из кризиса, снижается ставка рефинансирования, что оживляет предпринимательскую активность, увеличивает инвестиции в производство, возрождает рабочие места, безработица начинает снижаться, потребительский спрос возрастает. Начинается следующий этап подъёма – экспансия, когда деловая активность выходит на пиковые значения прошлого цикла и постепенно приближается к состоянию экономического бума.

Рисунок 1 – Схема экономического цикла

Почему же экономика функционирует циклично?

Рассмотрим причины, которые действуют на экономику страны как внутри, так и извне. Например, научные открытия, изобретения новых способов производства, войны, революции, международные экономические взаимодействия оказывают внешнее влияние. Изменение законодательства, потребительских расходов, инвестиционных процессов – факторы внутренних воздействий на экономические циклы. Задача государства – эффективно использовать рыночные механизмы для сглаживания экономических циклов, не допуская резких перепадов экономики из перегретого состояния в кризисное. Для предотвращения перегрева экономики государство может повысить налоги, повысить ставку рефинансирования для коммерческих банков и повысить предложение своих ценных бумаг на финансовом рынке. Для возобновления экономического роста в период спада государство, наоборот, может снизить налоги и ставку рефинансирования для банков, сократить продажу ценных бумаг, а часть ранее выпущенных – скупить.

В 1980-х годах такую политику проводил в США Рональд Рейган, в результате экономический рост в стране ускорился, а мир получил название таких мер – «рейганомика».

Виды экономических циклов

С учётом долгосрочности действия выделяют следующие виды циклов:

  • столетние – обусловленные такими глобальными событиями, как появление паровой машины в XVIII веке, изобретение электричества в XIX веке, научно-технической революции в XX веке – использование атомной энергии, лазеров, компьютеризации;

  • пятидесятилетниеилициклы Кондратьевасвязаны с износом промышленных сооружений и со сменой технологического уклада, совокупности производств, которые имеют один технический уровень и синхронное развитие;

  • десятилетние или классические циклы связаны с физическим износом промышленного оборудования, необходимостью инвестиций в его обновление;

  • краткосрочные циклы, от двух до четырёх лет, связаны с моральным устареванием промышленного оборудования, обновление которого крайне важно для развития инновационных, высокотехнологичных отраслей экономики.

Необходимо отметить, что разные по продолжительности экономические циклы могут совпасть своими кризисными областями и вызвать разрушительные последствия не только для отдельного государства, но и для мировой экономики. В 2008 году произошел всемирный финансово-экономический кризис. Обвал на рынке ипотечного кредитования США снизил на 20% цены на недвижимость, рухнули крупнейшие американские банки BearStearns и LehmanBrothers, тем самым вызвав кризис кредитования крупных фирм и производителей, цепную реакцию на биржах. Цена на нефть упала со 147 до 40 долларов за баррель. Экономическая ситуация приобрела глобальный масштаб.

ЗАДАНИЕ 2:Выполните задания

  1. Выберите правильные ответы.

Из предложенного перечня выберите названия видов экономических циклов:

А) пятидесятилетние;

Б) восьмидесятилетние;

В) десятилетние;

Г) однолетние.

2. Выберите факторы экономического цикла.

А)Региональные;

Б) внешние;

В) промежуточные;

Г) внутренние.

3. Выберите слова и словосочетания, характеризующие фазу подъёма экономического цикла.

А) Выход из кризиса.           

Б) Снижение потребительских цен.          

В) Увеличение потребительного спроса.

Г) Снижение инфляции.     

Д) Сокращение безработицы.

Е) Уменьшение ВВП.

  1. Выберите события, относящиеся к стимулирующим мерам государственной политики.

А) Повышение банковского процента.     

Б) Снижение налогов.         

В) Покупка государственных облигаций.

Г) Продажа государственных облигаций.

Д) Снижение банковского процента.        

Е) Повышение налогов.

5. Укажите, какое состояние экономического цикла выделено красным овалом.

А) Спад     

Б) Бум         

В) Экспансия

Г) Пик


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва, Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. :Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 112–117.

  2. Бойко, М. Азы экономики / Мария Бойко – М. : Издатель «Книга по Требованию», 2015. – 470 с., ил. – С. 439–459.

  3. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / под ред. С. И. Иванова. – в 2-х книгах. – М. : Вита-Пресс, 2016. – Кн.2 – С. 153–163.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!