Урок № ________ Дата_________
Тема: Гармонические колебания.
Цель урока: Освоение учащимися знаний о гармонических колебаний на основе межпредметных связей естественно-научного и математического циклов предметов.
Задачи урока:
Формирование исследовательского умения через извлечение информации из графика и уравнений зависимостей координаты, скорости и ускорения от времени.
Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитию логического мышления;
Продолжить формирование научного мировоззрения, способности к организации индивидуальной и коллективной учебной работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Что такое механические колебания?
- Какие виды колебаний вы знаете?
- Какие колебания называют свободными?
- Какие условия необходимы для возникновения свободных колебаний?
- Какие колебания называются вынужденными?
- Перечислите основные кинематические характеристики колебательного движения.
Какие из перечисленных колебаний являются свободными или вынужденными:
колебания листьев на деревьях во время ветра;
биение сердца;
колебания качелей;
колебание груза на пружине;
колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;
колебания поршня в цилиндре;
колебание шарика на нити;
колебание травы в поле на ветру
колебание голосовых связок.
Изучение нового материала.
Простейшим видом колебаний являются гармонические колебания. Термин «гармонические колебания» впервые был введен в науку швейцарским физиком Даниилом Бернулли.
Г армоническими называются колебания, при которых какая-либо величина изменяется с течением времени по закону синуса или косинуса.
Например, гармонические колебания физического маятника можно зарегистрировать следующим способом. В качестве груза взять небольшой стакан с песком, который может высыпаться через очень маленькое отверстие снизу. Если под колеблющимся маятником двигать равномерно по столу бумажную ленту, то полученная на бумаге кривая представляет собой синусоиду или косинусоиду в зависимости от выбора начального момента времени наблюдения.
Таким образом, кинематический закон любого гармонического движения можно представить в виде:
Следовательно, графически зависимость смещения колеблющейся точки от времени изображается косинусоидой или синусоидой.
В записанных уравнениях — это циклическая (или круговая) частота, которая показывает, сколько колебаний совершает материальная точка за 2π секунд. Соответственно, в системе СИ она измеряется в радианах на секунду.
Рассмотрим, как изменяются проекции скорости и ускорения колеблющейся точки со временем для случая, когда начальная фаза колебаний равна нулю.
Скорость. Для этого найдем первую производную по времени от кинематического закона гармонических колебаний.
В полученном выражении произведение циклической частоты и амплитуды колебаний — это есть амплитуда проекции скорости на ось координат.
Таким образом видим, что при гармонических колебаниях проекция скорости тела на координатную ось тоже изменяется по гармоническому закону с той же частотой, но с другой амплитудой и опережает по фазе смещение на π/2.
Теперь рассмотрим ускорение. Для этого найдем производную от проекции скорости по времени.
Величина, равная произведению квадрата циклической частоты и амплитуды колебаний, является амплитудой проекции ускорения.
Как видно из формулы, при гармонических колебаниях проекция ускорения опережает смещение по фазе на π. Говорят, что проекция ускорения изменяется с течением времени в противофазе изменению координаты.
Учитывая кинематический закон гармонического движения получим, что при гармонических колебаниях проекция ускорения прямо пропорциональна смещению и противоположна ему по знаку, то есть направлено в сторону, противоположную смещению.
При колебаниях периодически происходит переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Полная механическая энергия такой колебательной системы равна сумме его кинетической и потенциальной энергий.
1. Уравнение колебательного движения груза на пружине
С огласно второму закону Ньютона Fх = mах. Таким образом, уравнение, описывающее движение груза имеет вид:
Обозначим. ( ). Тогда уравнение движения груза будет иметь вид:
Уравнение такого вида называется дифференциальным уравнением. Решением этого уравнения является функция:
Величина - циклическая или круговая частота колебаний.
период малых колебаний пружинного маятника
2. Уравнение колебательного движения математического маятника.
Работа с формулой.
1. Как изменится период колебаний математического маятника, если амплитуду его колебаний уменьшить в 2 раза? Трение отсутствует.
2. Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити увеличить в 4 раза?
3. Груз, прикреплённый к пружине, совершает гармонические колебания в горизонтальной плоскости. Как изменится период колебаний, если массу груза и жёсткость пружины увеличить в 2 раза?
Вывод: Мы можем убедиться на опытах, что период колебаний математического маятника не зависит от массы груза и определяют его только длиной нити.
Поскольку период колебаний математического маятника зависит от ускорения свободного падения g, то с помощью маятника можно делать точные измерения g.
Известно, что в разных точках земного шара ускорение свободного падения разное. Оно зависит не только от формы Земли, но и от наличия в ее недрах тяжелых (металлы) или легких (газ, нефть) веществ. Итак, получается, что и период колебаний маятника в разных точках будет разный. Это свойство используют, в частности, для определения залежей полезных ископаемых.
3. Фаза колебаний.
Величину , стоящую под знаком функции косинуса или синуса, называется фазой колебаний.
отношение указывает, сколько периодов прошло от момента начала колебаний. Любому значению времени t , выраженному в числе периодов Т, соответствует значение фазы , выраженное в радианах.
Синус отличается от косинуса сдвигом аргумента на .
IV. Закрепление.
Напишите уравнение гармонического колебания, если его амплитуда 0,5 м, а частота 25 Гц.
Колебания груза на пружине описывают уравнением х = 0,1sin0,5 Определите амплитуду, круговую частоту и частоту колебаний.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: § 22 - 24, № 427, 431