Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | Видеоролик «С добрым утром!» Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (пословица). Эпиграф к комедии дан Гоголем позже, после пережитых страданий от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Он обратился к зрителям: «Комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте в искажении, а присмотритесь к его отражению». Постановка темы и цели урока «О чем будем говорить на уроке?» | Просмотр видеоролика, пожелания хорошего настроения друг другу Готовятся к уроку, настраиваются на работу Слушают
Формулируют тему урока и его цели Запись темы и эпиграфа в тетрадь | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Проблемный вопрос: Эпиграфом к нашему уроку послужат слова писателя В. Набокова: «…добродушные жулики из «Ревизора» Организует беседу. - Согласны ли вы с такой оценкой гоголевских чиновников известным писателем? -Где происходят события? - Что такое уездный город? - Почему у него нет названия? - Какие учреждения есть в этом городе? - В каждом учреждении есть чиновники. Кто такие чиновники? | Отвечают на вопрос Отвечают на вопросы учителя | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
Этап выявления места и причины затруднения | Организует выполнение задания. Организация деления класса на группы. В комедии Гоголя «Ревизор» перед нами проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные. Гоголь изобразил типичный для первой половины 19 века небольшой уездный городок с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, невежественностью его обитателей, грязью и неблагоустроенностью. | Делятся на 5 групп с помощью стикеров с фамилиями чиновников: 1 группа – Городничий; 2 группа – судья Ляпкин-Тяпкин; 3 группа – попечитель богоугодных заведений Земляника; 4 группа – смотритель училищ Хлопов; 5 группа – почтмейстер Шпекин. | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации | Организует работу в группе и отчёт о проделанной работе. Работа над говорящими фамилиями. Заполнение таблицы «Характеристика чиновников» Защита групповой работы по принципу часовой стрелки. | Распределяют роли в группе, обсуждают ход выполнения работы, защиту. Спикер от группы представляет работу группы; участники группы заполняют свою таблицу и оценивают работу спикера и его группы | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
Этап реализации построенного проекта | - Какие отрицательные черты характерны для каждого чиновника? Каким словом - синонимом можно заменить сочетание « отрицательные черты»? - Почему никто из них не смог разглядеть в Хлестакове пройдоху? - Какими способами привык решать все важные проблемы городничий? | Называют черты по очереди; словом – пороки. Отвечают: ревизоры ездили тайно, вели себя не похоже на ревизоров; одет прилично; собственный страх. Предлагает взятку, решает напоить «ревизора». | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Организует работу в тех же группах. Задание. Как даёт взятку «ваш» чиновник? | Пересматривают текст комедии и готовят ответ от группы | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организует письменный ответ на вопросы: Для чего Гоголь решил посмеяться? (одна половина класса), О чём грустит Гоголь? (вторая половина класса) | Выполняют письменную работу | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в письменной форме |
Этап включения в систему знаний и повторения | - В конце жандарм сообщает, что в город прибыл чиновник, всех как громом ударило: это ревизор. Возвращение к эпиграфу урока и знакомство со словами Чернышевского: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде… первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими». | Предлагают свои варианты разрешения проблемы возникшей перед городничим. Формулируют выводы по теме урока - От чего предостерегал нас Гоголь? - Что дает комедия современному читателю и зрителю? | принятие и сохранение учебной задачи; формулирование собственного мнения; построение речевого высказывания в устной форме |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: Что может произойти дальше? | Подводят итоги, выставляют оценки, записывают домашнее задание. | формирование границ собственного знания и незнания; принятие и сохранение учебной задачи |