СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Галерея образов в рассказе И.С. Тургенева «Муму» как ключ к раскрытию основной мысли произведения

Категория: Литература
Тема: Муму 139

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Галерея образов в рассказе И.С. Тургенева «Муму» как ключ к раскрытию основной мысли произведения»

Тема. Галерея образов в рассказе И.С. Тургенева «Муму» как ключ к раскрытию основной мысли произведения

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дата.

Цель деятельности учителя

  • проанализировать произведение;

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

Задачи

  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного образов обогащать словарный запас;

  • развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

  • развивать умения обобщать изученное.


Планируемые результаты

Предметные

  • формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

  • выявить особенности характера героя, авторской позиции.






Метапредметные


  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.




Личностные


  • формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


  • развивать аналитическое мышление

Методы и приёмы обучения

  • проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом;

  • комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн,



Организационная структура урока


Содержание деятельности учителя


Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия.

Промежуточный контроль.

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.

Дома вы прочитали рассказ «Муму». Я бы хотела узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызвал у вас эти чувства?

Назовем героев рассказа

Свободная беседа, выстраивание высказываний на основе личных впечатлений от прочитанного.

Создание «галереи образов»

Устные ответы учащихся, фронтальная

Создание кластера, целеполагание

Героев в произведении много. Есть главные и второстепенные.

Образ любого литературного героя выстраивается из совокупности компонентов.

Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?

Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

Необходимо ли обращать внимание на отношение к окружающим людям…, чтобы лучше узнать незнакомца?

Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что собой представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героев произведения, их назначение, отношение автора.

Знать/ понимать:

- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;

- систему образов героев.

Уметь:

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.


Целеполагание, самоопределение деятельности, определение компонентов образа литературного героя

Фронтальная, письсменная, устная, аналитическая

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.






Формулируют понятие «Протатип», записывают.

Дают характеристику историко-культурной ситуации.

Дают определение понятиям: «Крепостное право», «Крепостной», «Крепостник»

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Тягло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.


Фронтадьная, устная, письменная.

Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

Действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.




Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)

На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом, а также другими персонажами.

И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили сообщение о значении имени Герасим.

















Сообщение ученика. Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый».

Устные ответы детей. Бсесда.

Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться,


Сопоставим образ барыни и Герасима.




Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?

Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника.)


В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.”


Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

Чтение текста, анализ, устные ответы.

Просмотр мультфильма (2 минуты)

Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?

Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

Просмотр. Сопоставление. Устные ответы.

Коммуникативный этап

Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)








Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был?









Как автор относится к своему герою?













Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.

Образ Татьяны.

– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.






Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
Что она была за человек?




















Вывод.

Рисуя образ Татьяны Тургенев показывает всё бездушие современного общества к безвольному положению крепостных слуг, которые отличаются повиновением, нечеловеческой выдержкой и не покидающим чувством страха. Все эти люди, подобно Тургеневской героине, имеют только вечные обязанности. Не наделённые никакими правами они давно потеряли надежду на всякое счастье.





Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

Выразительное чтение эпизода “Опьянение Татьяны”.







Образ и характеристика Капитона Климова в рассказе Муму Тургенева.

Барыня, своей волей, женит Капитона на Татьяне, занятой у нее стиркой белья. Цель ее, несомненно, благая – хозяйка хочет исправить пьяницу через семейную жизнь и дает ему хорошую жену.  Для хозяйки это лишь попытка предохранить от порчи собственность, которая стоит денег.

Брак не только не способствует исправлению сапожника и оставлению им пагубного пристрастия, но и ломает жизнь Татьяне. Покажите взаимосвязь линии образов Капитон-Татьяна-Герасим с помощью характеристики образа Капитона? Как образ Капитона помогает понять основную мысль произведения? Вывод. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева "Муму" важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барыня. Его задачей было следить за порядком, в его подчинении было остальные слуги, они должны были подчиняться Гавриле и выполнять все его требования. Каждый день дворецкий отчитывался перед барыней в определенное время.



















Вывод:

Критический реализм, именно к этому направлению относят произведение "Муму". В нем автор показывает нам совершенно разных персонажей и демонстрирует основные пороки людей. Тургенев осуждает такое поведение в людях. Именно по той причине произведение долго не выходила в печать.

Посткоммуникативный этап

С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.

В завершение урока составим синквейн к слову Герасим.

Домашнее задание. Составление ментальной карты по одному из представленных образов.

Написать отзыв на произведение.

1 группа – Как описывает автор Герасима?

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий.

2 группа - Отношение к труду.

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность.

3 группа – Интерьер каморки.

Вывод: нелюдимый, все делает основательно.

4 группа – Отношение окружающих к герою.

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.


Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,

здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.


Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу




“…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики”




Татьяна одна из второстепенных героинь рассказа Тургенева "Му Му". Автором она представлена 28 летней прачкой, которая не покладая рук трудится у одной из московских барынь. Её отличием были худощавость телосложения, невысокий рост, светлые волосы и наличие нескольких родинок на щеке, которые принято было считать плохим знаком, знаменующим беду и несчастье. Характерной чертой героини были едва слышный голос и почти неслышная поступь шага.

Наделённая добродушным и безропотным нравом, постоянно всего боясь вела себя очень покладисто. Все тяготы судьбы Татьяне довелось ощутить уже с раннего детства, когда приходилось выполнять любую работу за низкую оплату. Питалась чем придётся и одевалась во всё поношенное. Из-за тяжёлых жизненных условий и постоянного непосильного труда выглядит измождённо и устало. Природная красота юной девушки постепенно исчезла с лица.

У барыни работало множество людей разных профессий. Татьяна среди всех этих работников отличалась безмолвием, добросовестным исполнением всех поручений, находясь в постоянном страхе ни с кем старалась не разговаривать. Все её заботы были направлены на то, чтобы выполнить заданную работу качественно и вовремя.

















“Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...”








Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

Этот дворовый человек учился на обувного мастера в Санкт-Петербурге. Вкусив столичной жизни, но будучи возвращенным обратно в глушь, Капитон чувствует себя недооцененным. Он, с некоторым основанием, считает себя образованным, так как владеет полезной специальностью. Недовольство обстоятельствами жизни и невозможность даже попытаться изменить их, в силу крепостного состояния рождает в Капитоне пассивный протест. Он начинает много пить. Конечно, нельзя это пристрастие, разрушающее жизнь и самому алкоголику и окружающим, всецело считать следствием социальной несправедливости и обвинять во всем только помещицу. Капитон показан человеком, который все же сам сделал свой выбор катиться по наклонной и компенсировать недовольство жизнью через выпивку. Тургенев подчеркивает порванную обувь, которая хорошо характеризует отношение сапожника к жизни. Его рассуждения, в ходе которых он обвиняет в своем пристрастии других – это типичные самооправдания.  





Автор немногословен про внешность Гаврилы. У него желтые глаза и нос как у утки, это все, что сказано про его внешность. Характер и поведение уже более подробно описано в рассказе. Он труслив, хитрый, послушный, изворотлив, глупый. Он не потерпит легкомыслия в других людях. Именно по этой причине он отчитывал мужа Татьяны.

Так же ему присуще такое отрицательное качество, как жульничество. Подмазываясь к барыне, он ищет только свою выгоду и тайком ворует. Он никогда не задумывался о том что чувствуют другие люди. Гаврила поступает подло, когда просит Татьяну изобразить хмельную женщину, зная, что дворник Герасим влюблен в нее и не любит пьяных женщин. Сердце дворника разбито после всего увиденного.

Его подлые и противные поступки на этом не заканчиваются. В очередной раз, после приказа барыни, он причиняет боль Герасиму. Герасим любил своего щенка по кличке Муму, а Гаврила тайно продал его, ведь тот раздражал хозяйку. Но собака вернулась. Под давлением Герасим не выдержал и решил утопить свою собаку и уехать к себе на родину, в деревню. но даже после этого барыня была не довольна, она велела избавиться от животного, а не убить. Из-за страха перед хозяйкой Гаврила понял все буквально, что привело к печальному исходу.

По сути, здесь нет вины Гаврилы, и нельзя назвать его злым. Ведь он был под влиянием строгой хозяйки, которая запугала всех вокруг. Как уже было сказано ранее Гаврила обычный трус. Герасим в отличие от Гаврила смог противостоять ее произволу.















Например,

Герасим

Могучий, работящий

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

Богатырь


Работа в группах. Устная. Запись сформулированных выводов. Анализ.

















Фронтальная работа. Ответы на вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!