Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, Сопоставим образ барыни и Герасима. Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”? | Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника.) “В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.” Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.) | Чтение текста, анализ, устные ответы. |
Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся) Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Как автор относится к своему герою? Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. Образ Татьяны. – Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”) Что она была за человек? Вывод. Рисуя образ Татьяны Тургенев показывает всё бездушие современного общества к безвольному положению крепостных слуг, которые отличаются повиновением, нечеловеческой выдержкой и не покидающим чувством страха. Все эти люди, подобно Тургеневской героине, имеют только вечные обязанности. Не наделённые никакими правами они давно потеряли надежду на всякое счастье. Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной? Выразительное чтение эпизода “Опьянение Татьяны”. Образ и характеристика Капитона Климова в рассказе Муму Тургенева. Барыня, своей волей, женит Капитона на Татьяне, занятой у нее стиркой белья. Цель ее, несомненно, благая – хозяйка хочет исправить пьяницу через семейную жизнь и дает ему хорошую жену. Для хозяйки это лишь попытка предохранить от порчи собственность, которая стоит денег. Брак не только не способствует исправлению сапожника и оставлению им пагубного пристрастия, но и ломает жизнь Татьяне. Покажите взаимосвязь линии образов Капитон-Татьяна-Герасим с помощью характеристики образа Капитона? Как образ Капитона помогает понять основную мысль произведения? Вывод. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права. В произведении Ивана Сергеевича Тургенева "Муму" важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барыня. Его задачей было следить за порядком, в его подчинении было остальные слуги, они должны были подчиняться Гавриле и выполнять все его требования. Каждый день дворецкий отчитывался перед барыней в определенное время. Вывод: Критический реализм, именно к этому направлению относят произведение "Муму". В нем автор показывает нам совершенно разных персонажей и демонстрирует основные пороки людей. Тургенев осуждает такое поведение в людях. Именно по той причине произведение долго не выходила в печать. Посткоммуникативный этап С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству. В завершение урока составим синквейн к слову Герасим. Домашнее задание. Составление ментальной карты по одному из представленных образов. Написать отзыв на произведение. | 1 группа – Как описывает автор Герасима? Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. 2 группа - Отношение к труду. Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. 3 группа – Интерьер каморки. Вывод: нелюдимый, все делает основательно. 4 группа – Отношение окружающих к герою. Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью. Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу “…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики” Татьяна одна из второстепенных героинь рассказа Тургенева "Му Му". Автором она представлена 28 летней прачкой, которая не покладая рук трудится у одной из московских барынь. Её отличием были худощавость телосложения, невысокий рост, светлые волосы и наличие нескольких родинок на щеке, которые принято было считать плохим знаком, знаменующим беду и несчастье. Характерной чертой героини были едва слышный голос и почти неслышная поступь шага. Наделённая добродушным и безропотным нравом, постоянно всего боясь вела себя очень покладисто. Все тяготы судьбы Татьяне довелось ощутить уже с раннего детства, когда приходилось выполнять любую работу за низкую оплату. Питалась чем придётся и одевалась во всё поношенное. Из-за тяжёлых жизненных условий и постоянного непосильного труда выглядит измождённо и устало. Природная красота юной девушки постепенно исчезла с лица. У барыни работало множество людей разных профессий. Татьяна среди всех этих работников отличалась безмолвием, добросовестным исполнением всех поручений, находясь в постоянном страхе ни с кем старалась не разговаривать. Все её заботы были направлены на то, чтобы выполнить заданную работу качественно и вовремя. “Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...” Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права. Этот дворовый человек учился на обувного мастера в Санкт-Петербурге. Вкусив столичной жизни, но будучи возвращенным обратно в глушь, Капитон чувствует себя недооцененным. Он, с некоторым основанием, считает себя образованным, так как владеет полезной специальностью. Недовольство обстоятельствами жизни и невозможность даже попытаться изменить их, в силу крепостного состояния рождает в Капитоне пассивный протест. Он начинает много пить. Конечно, нельзя это пристрастие, разрушающее жизнь и самому алкоголику и окружающим, всецело считать следствием социальной несправедливости и обвинять во всем только помещицу. Капитон показан человеком, который все же сам сделал свой выбор катиться по наклонной и компенсировать недовольство жизнью через выпивку. Тургенев подчеркивает порванную обувь, которая хорошо характеризует отношение сапожника к жизни. Его рассуждения, в ходе которых он обвиняет в своем пристрастии других – это типичные самооправдания. Автор немногословен про внешность Гаврилы. У него желтые глаза и нос как у утки, это все, что сказано про его внешность. Характер и поведение уже более подробно описано в рассказе. Он труслив, хитрый, послушный, изворотлив, глупый. Он не потерпит легкомыслия в других людях. Именно по этой причине он отчитывал мужа Татьяны. Так же ему присуще такое отрицательное качество, как жульничество. Подмазываясь к барыне, он ищет только свою выгоду и тайком ворует. Он никогда не задумывался о том что чувствуют другие люди. Гаврила поступает подло, когда просит Татьяну изобразить хмельную женщину, зная, что дворник Герасим влюблен в нее и не любит пьяных женщин. Сердце дворника разбито после всего увиденного. Его подлые и противные поступки на этом не заканчиваются. В очередной раз, после приказа барыни, он причиняет боль Герасиму. Герасим любил своего щенка по кличке Муму, а Гаврила тайно продал его, ведь тот раздражал хозяйку. Но собака вернулась. Под давлением Герасим не выдержал и решил утопить свою собаку и уехать к себе на родину, в деревню. но даже после этого барыня была не довольна, она велела избавиться от животного, а не убить. Из-за страха перед хозяйкой Гаврила понял все буквально, что привело к печальному исходу. По сути, здесь нет вины Гаврилы, и нельзя назвать его злым. Ведь он был под влиянием строгой хозяйки, которая запугала всех вокруг. Как уже было сказано ранее Гаврила обычный трус. Герасим в отличие от Гаврила смог противостоять ее произволу. Например, Герасим Могучий, работящий Служит, любит, работает Имеет широкую деревенскую душу Богатырь | Работа в группах. Устная. Запись сформулированных выводов. Анализ. Фронтальная работа. Ответы на вопросы. |