СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гайд с упражнениями для улучшения познавательных процессов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гайд с упражнениями для улучшения познавательных процессов»



Гайд с упражнениями для улучшения познавательных процессов .



Разработала:

учитель начальных классов

Дрокина Анна Васильевна









Память-это совокупность процессов запоминания, хранения и раздачи информации. Существует механическая, логическая, зрительная и слуховая память.

Память включает в себя и процесс запоминания, и воспроизведения, и систему повторения. Запоминаем мы абсолютно все без исключений, вот только воспроизвести это самое «все» можем далеко не всегда.



Начнем с того, что в любом деле важно правильно поставить цель. Тут можно выделить следующие:



тренировка памяти, чтобы запоминать пару лиц на собеседовании или сразу 10-20 лиц на конференции;

тренировка, чтобы запоминать цифровую, визуальную и прочую информацию одновременно;

тренировка ради общего тонуса психики или предотвращения возрастных изменений;

тренировка для участия в мировом чемпионате по памяти (и любых когнитивных соревнованиях);

тренировка ради общего развития сознания.

Упражнения для развития памяти

1. Ежедневники, календари и списки очень полезны



Попробуйте для различных дел использовать ручки или фломастеры разных цветов. Все эти предметы лучше всегда держать на виду, это повышает их эффективность.



2. Слушайте музыку



Кроме того, что запоминание слов песни - само по себе упражнение для улучшения памяти, очень часто какая-то песня связана с определённым воспоминанием. С вами бывало, что, услышав песню, вы сразу вспоминаете какое-то событие своей жизни или человека? Узнайте, как музыка влияет на мозг.



3. Пишите от руки



В эпоху технологий мы всё больше используем клавиатуру компьютера и всё меньше - шариковые ручки. Письмо от руки не только напомнит вам, какой у вас почерк, но и поможет развить мелкую моторику.

4. Считайте в уме



Конечно, использовать калькулятор или мобильный очень удобно даже для простых расчётов. Попробуйте провести эти простые расчёты в уме или на бумаге. Затем вы можете проверить результат на калькуляторе.



5. Читайте



Чтение не только помогает узнать и запомнить новую информацию, но и развивает память.



6. Соблюдайте гигиену сна



Сон не менее шести часов в день в благоприятной обстановке положительно отразится на вашей памяти. Наиболее полезно спать не менее 8 часов. Если вы можете позволить себе небольшую сиесту (около 20 минут) - также не отказывайте себе в этом.



7. В здоровом теле - здоровый дух



Физическая активность очень полезна для любого когнитивного процесса, включая память. Она помогает ассимилировать ранее полученную информацию, а также справиться с симптомами тревожности и депрессии. Как начать заниматься спортом?

Мышление – это многогранный процесс, для которого в психологии существует большое количество различных определений. В общем случае этим термином называют процесс мысленной обработки информации на основании имеющихся у человека накопленных знаний и аксиоматических представлений об окружающем мире. В процессе мыслительной деятельности человек анализирует поступающую информацию, делает выводы, расширяет и дополняет свою картину мира.



Каждый из нас заинтересован в том, чтобы развивать и совершенствовать свои мыслительные навыки. Они позволяют нам точнее и быстрее анализировать ситуацию, делать правильные выводы и принимать верные решения. Чтобы понять, как развить мышление, необходимо сначала выяснить, что оно собой представляет, как устроено, как работает и от чего зависит. Сегодня мы подробно разберём данные вопросы, после чего рассмотрим несколько эффективных упражнений.



Упражнения для развития мышления.

1. Ежедневное обучение

Любой человек, заинтересованный в саморазвитии, должен ежедневно учить что-то новое – это лучший способ провести время с пользой. Проходите курсы и тренинги, покупайте интересные книги, читайте статьи о новых исследованиях в интересующей вас области. Ежедневно у вас должно быть ощущение, что вы узнали что-то новое. Это стимулирует мозг к созданию новых нейронных связей (не только сам процесс обучения, но и удовлетворение, которые вы испытываете, осознавая, что сегодня стали лучше).



2. Отказ от телевизора

Современные телекомпании массово производят контент, который максимально расслабляет мозг. Разумеется, делают они это не по злому умыслу, а в расчёте на большую прибыль. Но для потребителей этот контент крайне вреден – он расслабляет мозг, заставляя человека отказываться от развития в пользу праздного просиживания штанов перед ненавязчиво мерцающим экраном. Зависимость от сериалов и ТВ-шоу (как и любая другая зависимость) крайне вредна для мыслительных способностей.



3. Рисование

Любая сложная и непривычная задача полезна для развития мышления. И если вы не умеете рисовать, то самое время научиться, получив полезный навык, а попутно повысив уровень своего интеллекта. Рисование – это отличное упражнение для развития творческого мышления, особенно если рисовать не материальные предметы, а абстракции, приходящие на ум. А научившись рисовать, вы сможете использовать данную способность для создания визуальных заметок, интеллект-карт, блок-схем и прочих полезных графических инструментов, которые так любят люди, увлеченные саморазвитием.



4. Расширение круга общения

Возможно, данный совет не особо понравится интровертам. Но общение и поддержание социальных связей – одна из ключевых функций нашего мышления. И заставляя свой мозг заниматься данной деятельностью, вы заставляете его работать значительно активнее. Поэтому чаще знакомьтесь с новыми людьми. Возможно, некоторые из них в будущем станут вам хорошими друзьями.



5. Шахматы

В последнее время люди больше играют в компьютерные игры, позабыв про такую классику как шахматы. Но это отличное упражнение для развития мышления, которым не следует пренебрегать.



6. Игра на музыкальных инструментах

Это ещё один распространённый (и достаточно дельный) совет о том,как развить мышление. Говорят, что человек, научившийся играть на музыкальном инструменте, сможет добиться успеха в чем угодно. В этом утверждении есть логика, ведь исполнение музыки требует от мозга сложной комплексной работы: следить за ритмом, контролировать точность мелодии, координировать движения обеих рук. А ещё умение играть на музыкальном инструменте – это полезный навык для того, чтобы повысить свою популярность в любой компании.



7. Выход из зоны комфорта

Многие люди считают, что рекомендация выходить из зоны комфорта звучит слишком цинично, поскольку у каждого человека свои жизненные обстоятельства. Однако пребывание в зоне комфорта несовместимо с развитием. Чтобы становиться лучше, человек должен ежедневно совершать действия, которые даются ему с трудом. Всем людям нравится отдыхать, расслабляться, занимаясь только тем, что приятно. Но если вы присмотритесь к поведению успешных людей, то заметите, что они постоянно выходят из зоны комфорта, хотя им тоже частенько хочется отдохнуть.

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств

Осознанное восприятие окружающей действительности – путь к её позитивному восприятию, путь к самосовершенствованию.

Все те, кто стремятся к духовному росту и развитию в себе гармоничных отношений с окружающим Миром, в том числе и с людьми, я думаю, должны учиться осознанно воспринимать любую ситуацию, которая разворачивается перед ними.

1. упражнение

Это упражнение принесет вам пользу и пробудит интерес, особенно если вместе будут упражняться 2 или 3 человека, потому что дружное соревнование пробуждает и обостряет наблюдательность. Следующий опыт заинтересует вас.



Положите на стол по крайней мере 7 вещиц и прикройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы. Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати. Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица.



С помощью этого упражнения вы можете обострить наблюдательность так, что без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.



К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения можно применять как разновидность одного из вышеозначенных. Оно разнообразит работу и способствует развитию наблюдательности и сосредоточения, в то время как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и зрелищами. Многие другие упражнения такого же рода придут на ум изучающему по мере его развития, он найдет занятие крайне увлекательным, как только приобретет «навык» в делах такого рода.



2 упражнение

В одной деревне мы наблюдали игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление. Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет тем, кто стоит по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.



3 упражнение

Показывают упражняющемуся кость домино и просят его назвать число очков не считая, сразу. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его назвать ее и сказать масть. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно будет беглого взгляда, брошенного на карту.



4 упражнение

Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью; мужчины и женщины, занимающиеся журналистикой, часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь мельком взглянув на нее. Рецензенты также обладают этой способностью (хотя на самом деле рецензенты, если судить по содержанию некоторых рецензий, совершенно не заглядывают в разбираемую книгу). Писатель, занимаясь публицистикой, должен «пробегать» ежемесячно множество статей. Вначале это отнимает массу времени, но затем тот же результат получается и при быстром просмотре и суммировании содержания лишь по мимолетному взгляду, потому что интересная статья узнается уже при быстром просматривании.



Все дело в практике. Профессор Портер, говорят, мог прочесть с одного взгляда почти половину книжной страницы. Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п., при развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов: сначала развиваем один мускул, затем другой и так доходим последовательно до целой группы мускулов.



5 упражнение

Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных указаний, наблюдательность мужчин в этом направлении невелика, и они нуждаются в ее развитии. Если вы мужчина и читаете эту статью с женщиной, она опередит вас в этом и во многих других упражнениях. Многие женщины, несомненно, видят всякую интересующую их вещь, и многие из них никогда не забывают виденного.



Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую «психическую» фотографию наибольшего числа предметов: размер комнаты, высоту потолка, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и прочее. Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы будете в состоянии точно и без труда описать всякое место, которое посетите, потому что ваша способность наблюдать, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке, станет автоматически заносить впечатления.



6 упражнение

Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и стараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которых вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы сможете припомнить поначалу, и количеству того, что вы окажетесь в состоянии помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминания, но и искусство наблюдения. Ваша предсознательная область мышления наконец поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.



Воображение – универсальный инструмент для достижения цели

“Логика приведет вас из точки А в точку Б. Воображение же куда угодно”, — А.Эйнштейн.

Воображение может быть использовано как способ: - расслабиться - медитировать - улучшить свои личные достижения и потенциал - обеспечить будущий успех - обрести уверенность - улучшить настроение - снизить беспокойство, связанное с травматическими воспоминаниями и др.

Развитие воображения у взрослых

Наиболее активно воображение работает у взрослых людей, чье сознание содержит большое количество образов. Новые образы и идеи рождаются на основе уже имеющейся информации. А чтобы накопить богатый опыт надо:



читать книги разных жанров (фантастика будет особенно полезна);

посещать выставки, музеи;

ходить на театральные постановки, в кино;

путешествовать;

общаться с разными людьми;

осваивать новые навыки.

Способы

Чтобы воображение заработало еще активнее, воспользуйтесь следующими способами.



  1. Развивайте наблюдательность. Обращайте внимание на все, что вас окружает: вывески магазинов, цветочные клумбы, фасады зданий, а особенно люди. Присмотритесь к прохожим или попутчикам в общественном транспорте. Какая у них может быть судьба? Придумайте о них рассказ или историю.

  2. Займитесь творчеством. Не обязательно обладать талантом, чтобы начать творить. Рисование, сочинение стихов или прозаических произведений, лепка – и это еще далеко не все, что помогает улучшить воображение. Выбросьте из головы шаблоны и стереотипы! Выдумывайте и создавайте свои необычные творения.

  3. Используйте свободное время, чтобы помечтать. Когда вы остаетесь наедине с собой, начинайте фантазировать. Воображение быстро разгонит скуку. Мысленно рисуйте свои мечты. Это лучше, чем смотреть телевизор или листать соцсети. Ведь вы будете творцом, а не потребителем.

  4. Ищите новые впечатления. Их можно получить, осваивая новое занятие, посещая места, в которых вы еще ни разу не были. Для обучения рисованию, шитью, выпечке и прочим навыкам не надо далеко ехать. Все это доступно в любом городе.

Чем чаще вы будете использовать свое воображение, тем больше решений для любого вопроса придумаете. Мышление человека без воображения ограничено узкими рамками. Ему сложно придумать нестандартное решение проблемы, потому что он привык мыслить стереотипами.

Упражнения

Я хочу предложить вам несколько несложных упражнений на развитие воображения.



  1. Игра “Крокодил”. Думаю, вы знакомы с этой игрой. Она очень веселая и хорошо подходит для больших компаний. А еще она здорово развивает творческое воображение. Напомню правила. Один участник шепотом говорит слово второму участнику. Задача второго – объяснить это слово с помощью жестов остальным игрокам.

  2. Разгадывание друдлов. Друдлы – это визуальные загадки, которые не имеют однозначного значения и правильного ответа по содержанию. Верными будут все образы, которые рождаются в вашей голове. И чем их будет больше, тем лучше.

  3. Буриме. Еще одна коллективная и веселая игра. Первый игрок пишет на листе бумаги несколько рифмованных строчек. Затем заворачивает лист так, чтобы было видно только последнюю строчку, и передает листок следующему участнику. Участник должен продолжить стихотворение таким же образом. В конце игры лист разворачивается и полученная “поэма” зачитывается вслух.

Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль. Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.

От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем. Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало. В некоторые моменты неумение сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, во время управления автомобилем.

Существуют профессии, требующие предельной внимательности: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик. Становятся ими вовсе не какие-то гении, имеющие от природы идеальное внимание, а обычные люди. Если им удалось довести навык концентрации до совершенства, значит, и у нас с вами получится. Регулярные тренировки помогут вам “накачать” мышцу внимания и повысить за счет этого свою продуктивность.

Упражнения

Развивать внимание можно с помощью специальных упражнений. Главный принцип – регулярность. Лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем выполнить все задания за раз и отложить на неопределенный срок.

Таблица Шульте

Классическое упражнение на развитие внимания. Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25. Можно усложнить задачу. Сделайте то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением. Кстати, этой техникой пользуются на курсах обучения скорочтению.

Таблица Струпа

Перед вами таблица с записанными на ней словами разных цветов. Ваша задача – называть по очереди цвет каждого слова. Поначалу будет сложновато, но вы не сдавайтесь! Упражняйтесь до тех пор, пока не назовете все слова быстро и без единой ошибки. Когда справитесь с этой конкретной картинкой, найдите в интернете подобную. Кстати, у детей это получается гораздо лучше, чем у взрослых.

Поиск отличий

Одна из любимых детских развивашек отлично тренирует внимание. Посмотрите на картинки и постарайтесь найти как можно больше отличий. Чтобы усложнить задачу, можно делать это на время.



Рисование двумя руками

Основная цель этого упражнения – развитие обоих полушарий мозга. Но оно отлично подойдет и для тренировки внимания. Возьмите в руки по карандашу и начните одновременно рисовать разные геометрические фигуры. Например, левой рукой квадрат, а правой – круг. Лучше всего это делать на время. Постарайтесь нарисовать хотя бы 8–10 фигур за минуту. Но и про качество не забывайте!

Тикающие часики

Это упражнение тренирует навык переключения с одного стимула на другой. Вам понадобятся часы с тикающим механизмом и книга. Часы поставьте перед собой на стол, а книгу возьмите в руки и начните читать. Читайте очень сосредоточенно в течение 10 минут, ни на что не отвлекаясь. Затем быстро переключите внимание на звук тиканья часов. Старайтесь не думать о прочитанном, а полностью сосредоточьтесь на слуховых ощущениях. Через 10 минут снова переключитесь на книгу и сделайте еще несколько таких подходов. Выполняйте это упражнение каждый день. Через неделю можно заменить книгу и часы на что-то другое, например, музыку и набор текста на компьютере, рисование и просмотр кино и т. д. Также нужно стараться увеличивать время концентрации на каждом стимуле.

Теплый стакан

Налейте в стакан теплой воды, возьмите в руку и вытяните ее горизонтально вперед. Ваша задача – на несколько минут сосредоточиться на удержании руки в одном положении. Затем перенесите внимание на ладонь. Почувствуйте тепло и сконцентрируйтесь на нем, при этом стараясь не терять исходного положения руки. Переносите внимание туда-сюда несколько раз подряд. По мере того как ваша рука будет уставать, концентрироваться на ощущении тепла вам будет все сложнее.

Мини-советы на каждый день

Что еще может помочь развить внимание, кроме специальных упражнений и техник?

Полезные привычки. Они настолько просты и необременительны, что вы с легкостью сможете вписать их в свою жизнь.

1.Развивайте наблюдательность. Гуляя по улице, старайтесь подмечать как можно больше деталей. Запомните, какие деревья растут в вашем дворе, какая прическа у соседки Маши, какого цвета машины, проезжающие мимо.

2.То же самое делайте и при походе в магазин. Постарайтесь запомнить, как расположены витрины, какой товар на них разложен. Придя домой, воссоздайте в уме картину во всех деталях.

3.При общении с людьми отмечайте, как они выглядят: во что одеты, какого цвета у них глаза, какой формы брови и т. д.

4.Перестаньте делать все “на автомате”!

Тренируйте осознанность. Учитесь жить здесь и сейчас и наслаждаться каждым моментом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!