СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гаджет – зависимость – как риск-фактор жизнедеятельности человека

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гаджет – зависимость – как риск-фактор жизнедеятельности человека»



Государственной бюджетное профессиональное образовательное учреждении Республики Крым

«Крымский колледж общественного питания и торговли»















Методическая разработка на тему:



«Гаджет – зависимость – как риск-фактор жизнедеятельности человека»



















Разработчик: Ивченко А.А.

Докладчик: Хлыщенкова В.,

обучающаяся группы ПКДобк-1















Симферополь, 2023


Введение

За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни человека. Различные устройства, вроде компьютеров, компьютерных планшетов и телефонов, очень помогают человеку в повседневной жизни. Например, быстро найти нужную информацию или передать какое-либо текстовое сообщение в другой конец мира, но не переоценивают ли люди полезность гаджетов и не уделяют ли они им очень много времени? Нам кажется, что будет интересно провести исследование и узнать, зависимы ли люди от своих смарт-телефонов, и каким образом они могут повлиять на их организм.

В наше время мир поглотили социальные сети и различные гаджеты. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». В частности, современные подростки слишком много времени уделяют смарт - телефону, нежели живому общению со своими родными и друзьями. Телефон становится не просто средством общения и связи, а предметом зависимости.

В современном мире везде: на улице, на лавочках парка, за столиками в кафе мы можем видеть одну и ту же картину: дети, взрослые, молодые и даже, уже немолодые люди, сидят, сосредоточив взгляд на экране телефона, планшета, ноутбука. Они что-то просматривают, кому-то отвечают. «Гаджет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека». Но так ли это на самом деле? Конечно, в их использовании можно найти не только минусы, но и плюсы.

Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы подростки понимали необходимость разумного использования гаджетов и применяли свои знания для сохранения собственного здоровья.

Для того, чтобы справедливо оценить влияние гаджетов, давайте рассмотрим все стороны: сделаем попытку проанализировать информацию из разных источников, сделать выводы, а также проведём опрос – анкетирование среди обучающихся 1 и 3 курса по данной теме.

Актуальность исследования заключается в том, что в данной работе изучается проблема «гаджет-зависимости» обучающихся.

Эта тема актуальна еще и потому что:

  • во-первых, среди подростков идет постоянное увлечение «гаджетами»;

  • во-вторых, чрезмерное пристрастие к «гаджетам» разрушающе действуют на обучающихся, вызывает отрицательное воздействие на психику;

  • в-третьих, отсутствуют глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны феномена «гаджет-зависимости», который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Цель и задача исследования: Раскрыть понятие «гаджето-зависимость», дать характеристику, выявить причины ее возникновения. Выявить вредное влияние «гаджетов» на организм учащихся. Выявить значение связи «гаджет – зависимости» с психологическими свойствами личности учащихся. Обозначить пути решения проблемы «гаджет – зависимости».

Понятие «гаджеты», разновидности, функции.


В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них. Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего накладывает отпечаток на личность человека и оказывает сильное влияние. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике?

Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 3-х лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом, что же говорить о подростках. А ведь именно в детстве происходит закладка личностных особенностей и наиболее быстрое развитие психики ребенка. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в интеллектуальное развитие, ускоряя его, но также являются и средствами формирования представления о мире. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития современных детей, но неокрепшая психика растущего подростка, словно губка, впитывает в себя все хорошее и плохое, что несут в себе электронные устройства. Психика подростков подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие подростка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление подростка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух.

Мозг подростка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Подросток  автоматически «освобождается» от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стерео типизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что подросток будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление.

Кроме того, вытеснение из жизни подростка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности подростка к жизни в социуме. Также подросток не может справиться с переизбытком информации получаемой с помощью современных технических устройств, что приводит к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, подростки становятся эмоционально неуравновешенными, неспособны контролировать свои действия, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.

В подростковом возрасте гаджеты несут в себе опасность появления интернет-зависимости. Интернет-зависимость — это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть, социальные сети и неспособен выйти из нее вовремя.  Большую роль в развитии этой зависимости играет фактор анонимности.  Подростки получают возможность жить в интернете двойной или тройной жизнью. В результате происходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе. Особенно отрицательно это может сказаться на психике подростка, когда у него начинает формироваться идентичность — устойчивое представление о себе. Если вы   замечаете у ребенка потерю интереса к живому общению, постоянное желание выйти в интернет, утрату чувства времени в сети, частую проверка электронной почты и аккаунтов в социальных сетях и проведение в них большого количества времени, раздражительность, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать, идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели.

Происходит снижение интереса к своему внешнему виду. Если подросток пытается оправдать эти симптомы, то стоит начать беспокоиться. Таким образом, можно говорить о том, что неправильное, неразумное использование современных технических устройств, гаджетов, с детства приводит к тому, что мозг привыкает к потоку информации извне, развитие психических процессов становится односторонним, весь спектр чувств становится «пресным», перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, проявляется неспособность ребенка (подростка) регулировать свое поведение. Появляются эмоциональная несдержанность, низкая стрессоустойчивость. Нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром.

Это не значит, что нужно запретить подросткам играть в компьютерные игры и пользоваться гаджетами, ведь проблема заключается не в обладании вещью, а в том, как она используется. В любом случае, подросток стремится к налаживанию отношений с  окружающим миром, установлению эмоционального контакта с окружающими, поэтому стоит уделить основное внимание деятельности, которая развивает и активизирует психику, таким как традиционное  чтение, рисование, занятия музыкой, спортом,  живому общению  со  сверстниками  и  родителями,  и, конечно же, учить детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию  компьютерами и  другими устройствами,  которые сами по себе безвредны.


Влияние гаджетов на здоровье

 Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться. Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.  Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.

Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств:

- Во-первых, у подростков, часами проводящих за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие подростки не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у студента могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром, то есть однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. От компьютера подросток  не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.

- Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

- В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у подростков еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Если подросток играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать.

- В-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

- В-пятых, у подростков, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие подростка ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому что, если его «убили», можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк. Подросток начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать.  За самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится подросток и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, подросток может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя.  Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к подростковому суициду. При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности.

Причины формирования зависимости и признаки зависимости от мобильных устройств.

Причины возникновения зависимости от гаджетов могут быть следующими. Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх. Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие:

1). Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.

2). Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.

3). Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями.  Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется.  Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.

4). Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

5). Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий.

Одним из важнейших факторов негативного влияния компьютерных игр на детей является то, что игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Такие игры вызывают зависимость у ребёнка. Выявление зависимости у ребёнка -  это сложный полифункциональный процесс. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:

- Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

- Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?  

- Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав кушать, играть или спать?

- Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае. Стоит обратить внимание на такие признаки: если сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам. Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Психологические симптомы:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- невозможность остановиться;

-увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьей и друзьями;

- ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне компьютером;

- ложь членам семьи о своей деятельности.

Физические симптомы:

- синдром капельного канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

- сухость в глазах;

- головные боли по типу мигрени;

- боли в спине;

- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

- пренебрежение личной гигиеной;

- расстройства сна, изменение режима сна.

Степени мобильной зависимости

  • «Непривязанные» – люди, которые спокойно живут и с телефоном, и без него, для них мобильник – средство связи.

  • «Протезированные» – испытывают беспокойство при отсутствии, прежде всего, телефона, но могут обойтись и без него.

  • «Киборги» – не мыслят себя без телефона в руке

  • Как определить, есть ли зависимость

А всегда ли так необходим гаджет? Всегда ли мы его используем для облегчения нашей жизни, т.е. по прямому назначению или мы уже имеем некоторую зависимость от мобильного телефона и планшета? Нам бы хотелось, чтобы эта информация заставила многих студентов и взрослых задуматься и изменить свое отношение к «дружбе» с электронными гаджетами.


Исследовательская часть

В качестве практической части было решено провести анкетирование, чтобы выяснить зависимость от гаджетов и как они влияют на состояние здоровья.

Результаты исследования

На основании полученных результатов можно предположить наличие зависимости гаджета у некоторых обучающихся.

Обработав полученную информацию, мы выделили симптомы мобильной зависимости:

  • говорить по мобильному проще, чем без него;

  • любую свободную минуту хочется потратить на общение с помощью телефона;

  • постоянное ожидание звонка;

  • отсутствие (забыл, забрали и т.д.) телефона вызывает огромный дискомфорт;

  • стремление закачать все самое свежее (всегда включен bluetooth или Интернет);

  • желание поменять свой телефон на более совершенный;

  • хочется постоянно держать телефон на виду.


У большинства обучающихся имеется зависимость от гаджетов.

Так же, после телефонного разговора у большинства меняется физическое состояние (меняется настроение, становятся более раздражительными)



Так же, у большинства обучающихся мобильный телефон нужен для Интернета (социальные сети)

Рекомендации по решению проблемы гаджет-зависимости

Несмотря на то, что факт присутствия в нашей жизни гаджет-зависимости уже не оспаривается, ученым еще только предстоит разработать методы лечения и профилактики данной зависимости. Однако уже сегодня каждый подросток может самостоятельно ограничить использование гаджетов во время занятий, работы, живого межличностного общения, в процессе досуговой, творческой деятельности, не использовать электронные средства вовремя, предназначенное для полноценного отдыха. Как и в случае с другими зависимостями, главным образом, результат зависит от самого человека.

Для тех, кто готов справиться с зависимостью от гаджетов, мы составили рекомендации.

1. Максимально ограничьте присутствие в своей жизни гаджетов. Пользуйтесь гаджетами только по необходимости.

2. Отключите звуковые сообщения. При ожидании звукового оповещения повышается стресс.

3. Прогулка без телефона.  Чтобы этот день прошёл легче – лучше сделать это на выходные, предупредив близких о том, где планируется прогулка и сколько времени она займет. А во время самой прогулки попытаться проанализировать свои ощущения, понять насколько гаджеты плотно вписались в повседневную жизнь. Вы почувствуете себя гораздо свободнее, а состояние «всегда на связи» дает лишь видимую свободу.  

4. Очистка гаджетов от ненужных приложений. Достаточно просто просмотреть те приложения, которые не использовались несколько месяцев. Как правило, ими в ближайшее время и не воспользоваться в связи с их ненадобностью. А вот освободившееся место лучше заполнить действительно нужными приложениями, которые упорядочат повседневную деятельность и не будут отвлекать от важных дел.

5. Отказ от соцсетей. Можно это сделать после 18:00 (или хотя бы 20:00). Как правило, социальные сети позволяют расширить круг знакомств, узнать какую-либо дополнительную информацию. Но они же и ограничивают общение в реальной жизни. В первую очередь от этого страдают члены семьи. Можно сходить в гости к друзьям, пообщаться в кругу семьи.


Заключение.

В современном мире почти невозможно отказаться от техники. Запретить пользоваться мобильными телефонами, как и другими гаджетами, невозможно, так как этот факт стал неотъемлемой частью жизни человека, но нужно помнить, что они таят в себе опасности, которые может избежать разумный пользователь.

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что студенты, активно пользуются электронными гаджетами, при этом многие не соблюдают гигиенические требования к посадке и расстояние от экрана до глаз. В тоже время опрос продемонстрировал, что многие подростки проводят огромное количество времени, используя электронные устройства и это значит, что их здоровью причиняется колоссальный вред.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!