СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный вариант из пособия Г Т Егораевой полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 5»

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последова­тельность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


(1)Язык — это живая система,(....) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обога­щение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество но­вых понятий самых разных сфер жизни.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) С появлением новых понятий в разных сферах жизни во время крупных социаль­ных изменений происходит активное обогащение языка.

3) Изменения в составе языка происходят неравномерно.

4) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социаль­ных перемен.

5) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

Ответ: ________________________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Таким образом / Потому что / Итак / Во-первых / Впрочем

Ответ: ________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) пред­ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИСТЕМА, -ы; ж.

1) Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой с.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и нахо­дящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. эле­ментов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капитали­стическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, органи­зационно объединённых в одно целое. Работать в с. Академии наук.

Ответ: ________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАрмен / ломОта / вклЮчишь / киломЕтр / дОверху

Ответ: ________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

НЕСТЕРПИМОЕ отношение к дурным поступкам нужно формировать с детства.

ГЛИНИСТАЯ почва в жаркую погоду становится крепкой, как бетон.

При жизни Пушкина было напечатано два ОТРЫВКА из его романа «Арап Петра Ве­ликого».

Купец города Слободского Ксенофонт Анфилатов — ЗАЧИНАТЕЛЬ торговли России с США.

Недопустимо ХИЩНИЧЕСКОЕ отношение к природным ресурсам страны.

Ответ: ________________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

тонких ЩУПАЛЕЦ / ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ страницами / более МЯГКИЙ

старинных ПОВЕРЬЕВ / ПРОПОЛОЩИТЕ рот

Ответ: ________________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматически­ми ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Когда Печорин видит Бэлу, он за­хотел её украсть.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструк­цию и испортил телефон.

B) ошибка в построении предложения с од­нородными членами

3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театралный композитор, пре­красно чувствующий сцену.

Г) нарушение в построении сложного пред­ложения

4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чи­новную Москву — Фамусовых, скалозубов, молчал иных.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Сведений о первом показе зрите­лям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало.


6) Слушая музыку к драме «Мас­карад», вальс звучал в моей душе.


7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году.


8) Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с про­шлым.


9) Об успехе не только пьесы, а так­же и спектакля писали петер­бургские газеты спустя полтора года после премьеры.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

пл..вчиха / зат..рать / приск..кать / неприм..римый / тв..рец

Ответ: ________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..делать, пре..последний / ..гибать, ра..жать / пр..гореть, пр..успеть / поз..вчера, р..списка

ад..ютант, в..юнок

Ответ: ________________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преодол..вать / локт..вой / молодц..ватый / рассе..вать / потч..вал

Ответ: ________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выточ..нный / приемл..мый / постел..шь / невид..мый / завис..л

Ответ: ________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Им открылся чистенький, ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ овражек.

Всё-таки казалось диким и бессмысленным получать деньги за труд, (НЕ)ПРИНЕСШИЙ никому пользы.

Вряд ли полезно (НЕ)НУЖНОЕ заимствование из других языков.

Путь наш оказался отнюдь (НЕ)БЛИЗКИМ.

Слова, что были (НЕ)СКАЗАНЫ любимой женщине, превратились впоследствии в неж­ную песню.

Ответ: ________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) фирма процветала (В)ТЕЧЕНИЕ ближайших лет, сейчас нужны немалые вложения.

Всадник прокричал (В)СЛЕД командиру ЧТО(ТО) отчаянное.

(В)ВИДУ сильного жара ребёнок не спал (В)ПРОДОЛЖЕНИИ всей ночи.

(В)ДАЛИ столбы выстроились (В)ВИДЕ обгоревших спичек.

Дед (ТО)ЖЕ выскочил в сени, но (ТОТ)ЧАС вернулся, злой и взъерошенный.

Ответ: ________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Пушкин на протяжении многих лет числился чиновником министерства ино- стра(1)ых дел; эта неизбежная в его положении обяза(2)ость отнимала какую-то часть драгоце(3)ого времени, тяготила и раздражала его, но не привлекала и не занимала ни его ума, ни его сердца: вся энергия его личности была поглоще(4)а творчеством.

Ответ: ________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.

2) Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и рассохшую­ся лодку.

3) За окном шумел дождь и грохотал гром.

4) Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и моски­ты дружно начинали оглушительный концерт.

5) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

Ответ: ________________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степан (1) желая быть незамеченным (2) нырнул на базарную площадь (3) и (4) за­терявшись в крестьянской толпе (5) прошёл к шумной пристани.

Ответ: ________________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чтобы знать язык (1) глубокоуважаемый (2) Иван Петрович (3) его (4) несомненно (5) надо учить и постоянно практиковаться в нём.

Ответ: ________________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному кори­дору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали ме­ня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множест­вом стульев.

Ответ: ________________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Древнеримская поговорка утверждает (1) что (2) когда людям плохо (3) то они поне­воле редко смотрят на звёзды (4) ибо ходят с опущенной головой.

Ответ: ________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Читатель впервые знакомится с героями романа накануне того, как они в составе французских войск, ведущих боевые действия против фашистских завоевателей во Фландрии, отступают и оказываются захваченными в плен.

Ответ: ________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год — веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый пре­красный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулеж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия, про безвыходное положение... (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские от­точили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год.

(6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее друго­го — про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию — и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились, бросали слова на ве­тер... (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, ученые — словом, те, кого принято называть наставниками, пас­тырями духовными.

(11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, кук­лы в национальных костюмах, которые я привез из заграничных поездок...

(13)А где же новогодняя елка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлку ко мне в комнату в самый канун Нового года — свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своем натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух.

(15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объ­яснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет.) (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу — не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год?

(19)В передней зазвенел звонок — почта, должно быть.

(20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлебывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам.

(23)— Нет, нет, — услышал я опять торопливый и шепелявый голос, — это наша рабо­та, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете...

(25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой ка­торжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лест­ницы на лестницу), да ещё и — «обижаете»...

(28)Я пошел на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в теплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытер­тым кроличьим воротником, старые ботинки...

(31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет.

(33)Я надбавил денег — может, теперь будет посговорчивее?

(34)— Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! — сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твердым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдержи­ваемые слёзы.

(37)Я глядел в ее большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле оби­жаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её — честность и неподкупность труженицы. (39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу! (По Ф. Абрамову*)

*Абрамов Фёдор Александрович — русский советский писатель, литературоведу публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Проведённая новогодняя ночь оставила в душе рассказчика самые неприятные вос­поминания.

2) Темами беседы за новогодним столом были искусство, литература и наука, потому что собрались писатели, художники, ученые.

3) Новый год прошёл без ёлки, которую хозяева дома не захотели покупать.

4) Почтальон Оля по нескольку раз в день приносила почту в дом рассказчика.

5) Честность и неподкупность Оли, отказавшейся брать деньги, обрадовали рассказ­чика.

Ответ: ________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 14 и 17 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 15.

3) Предложения 28 и 29 противопоставлены по содержанию.

4) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.

5) В предложениях 11-12 представлено описание.

Ответ: ________________________________.

23. Из предложений 4-8 выпишите один фразеологизм.

Ответ: ________________________________.

24. Среди предложений 12-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, на­чиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Вспоминая новогоднюю встречу с друзьями, автор использует приём (А)___(предложения 6-7, 9-10), синтаксическое средство (Б) — ___(предложения 4, 5)», а так­же троп (В) — ___(«высокоинтеллектуальный скулёж» в предложении 4). Пустота и бессмысленность ночной беседы подчёркнута лекси­ческим средством (Г) —___(предложение В)».

Список терминов:

1) восклицательное предложение

2) диалектизм

3) вопросно-ответная форма изложения

4) ряд однородных членов

5) цитирование

6) риторическое обращение

7) эпитет

8) лексический повтор

9) фразеологизм

А

Б

В

Г





Часть 2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!