Тема урока: Футуризм. Владимир Маяковский. Личность поэта.
Цели урока:
1. Повторить особенности футуризма как литературного направления и дополнить уже известные сведения.
2. Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем В.Маяковского, формируя представление об особенностях мировоззрения поэта и его трагических противоречиях.
3.Помочь детям понять глубокую и многогранную личность поэта.
4. Совершенствовать навык выразительного чтения.
Задачи:
Образовательные: способствовать выработке потребности осмысленно выбирать, систематически читать доступные, полезные книги, которые нужны для урока и интересны для себя; формирование осмысленного восприятия прочитанного; развитие навыков беглого осознанного чтения, устной речи учащихся, умения видеть авторскую позицию.
Развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на художественное слово, ассоциативного мышления, внимания и мыслительных процессов на основе упражнений на анализ, сравнение, развитие умения вести диалог, участвовать в беседе, развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.
Метапредметные УУД:
Познавательные: развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла стихотворения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту стихотворения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста стихотворения по заданной теме.
Регулятивные: развивать умение учащихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Личностные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Ход урока.
I Организационный момент
II Подведение к теме урока
Читаю стихотворения «Нате!», «Вам», «Из улицы в улицу».
- Какое первое впечатление производят на вас стихотворения поэта?
- Может быть, вам известен автор этих строк? По каким признакам вы догадались?
Сегодня мы познакомимся с жизненным и творческим путем В.В. Маяковского, попытаемся понять личность поэта. Запишите тему урока.
III Изучение нового материала
Итак, когда мы впервые знакомимся с человеком, мы обращаем внимание на его внешность. Посмотрите на фотографию Владимира Маяковского и опишите её.
Мне хочется, чтобы сегодня вы увидели живого Маяковского, удивительного, интереснейшего человека.
Живой Маяковский. Кто сегодня расскажет нам о нем? «Я сам расскажу о времени и о себе» - писал Маяковский в автобиографии «Я сам».
Попрошу вас внимательно смотреть видео и записывать факты биографии поэта. (Просмотр фрагмента видео)
Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнения мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина — село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия. Первый дом, воспоминаемый отчетливо. Два этажа. Верхний — наш. Нижний — винный заводик.
Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Читать выучился с удовольствием.
Мама: Александра Алексеевна. Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий). Сестры: Люда, Оля. Других Маяковских, по-видимому, не имеется.
За валами рвы. За рвами леса и шакалы. Над лесами горы. Подрос. Бегал на самую высокую. Снижаются горы к северу. Мечталось — это Россия. Тянуло туда невероятнейше.
Переехали. Из Багдад в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал. Иду первым. Весь в пятерках.
Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала мне длинные бумажки. Помню и сейчас.
Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,
скорей брось винтовку на землю.
Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове.
«Дорогая Люда. У нас была пятидневная забастовка и после была гимназия закрыта, т.к. мы пели в церкви марсельезу». (самая знаменитая песня Великой французской революции, ставшая сначала гимном революционеров, а затем и всей страны)
«По газетам видно, что и у вас большие беспорядки».
Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца — у нас 3 рубля. Мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем?
Сняли квартиренку на Бронной. С едами плохо. Пенсия — 10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся. Маме пришлось давать комнаты и обеды. Комнаты дрянные. Студенты жили бедные. Социалисты.
1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков).
Пропагандист. Пошел к булочникам, потом к сапожникам и наконец к типографщикам. На общегородской конференции выбрали в Московский Комитет. Звался «товарищем Константином».
29 марта 1908 г. нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете.
Следователь Вольтановский (очевидно, считал себя хитрым) заставил писать под диктовку: меня обвиняли в писании прокламации. Я безнадежно перевирал диктант. Писал: «социяльдимокритическая».
Первый арест был кратковременный. Выпустили по несовершеннолетию и отсутствию улик. Затем последовал второй и третий.
Одиночка № 103. 11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ. Важнейшее для меня время.
Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось, так же про другое — нельзя. Вышло что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!
Меня выпустили в январе 1910 года. Отдали под надзор полиции и под родительскую ответственность.
1911 год. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.
Думалось — стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись.
Но уже иные образы, иные мысли наполняют его. Строчки стихов не дают покоя, пронизывают гулом ритм.
Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом.
Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение».
Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.
В Москве Хлебников. Его тихая гениальность тогда была для меня совершенно затемнена бурлящим Давидом. Здесь же вился футуристический иезуит слова — Крученых.
После нескольких ночей лирики родили совместный манифест. Давид собирал, переписывал, вдвоем дали имя и выпустили «Пощечину общественному вкусу». Родился российский футуризм.
- Вспомним особенности этого направления.
Это первый поэтический сборник кубофутуристов, вышедший 18 декабря 1912 года. В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского, Бенедикта Лившица. Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией: «Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».
Все сильнее в Маяковском нарастает ощущение того, что мир должен измениться.
В стихах он ищет новые формы, которые могут выразить это предчувствие.
Маяковский начинает по-настоящему творить. Он уходит с головой в работу над стихами. Творческий путь поэта мы проследим с вами на следующих уроках, какие темы он затрагивал, что его волновало.
А сейчас обратимся к воспоминаниям К.Чуковского, удивительного человека, благодаря которому мы имеем возможность представлять себе его современников (Чехов, Блок, Маяковский…) живыми, настоящими людьми (Просмотр видео).
Маяковский был не только проникновенным поэтом, но и драматургом. Он написал поэмы «В.М.», «Клоп», «Баня».
Маяковский был не только поэтом, драматургом, художником, иллюстратором, но и режиссером, сценаристом и актером. Он является автором нескольких фильмов, но до наших дней сохранился лишь один: «Барышня и Хулиган». Именно в фильме мы можем увидеть настоящего, живого Маяковского. Смотрим отрывок.
IV Анализ стихотворений.
Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?».
– Ваши впечатления. Что захотелось сказать? Какие образы возникают в нашем сознании при чтении стихотворения?
– Как понимаете выражение «карта будня»? Что такое карта? (5 значений: чертёж поверхности земли, лист колоды, игра, бланк, картон с текстом).
– Про какую же карту сказано в стихотворении?
– Что же выражает «карта будня»? (Схематичность, упорядоченность, строгая расчисленность, расписание хода жизни).
– Что образует выплеснутая краска на карте? (Неведомый материк) «Я смазал карту будня».
- Какое противопоставление (противоборство) наблюдаем? (Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира)
- «Я показал на блюде студня косые скулы океана». Что такое «блюдо студня»? Что означает это выражение вне контекста стихотворения? (Закусочное блюдо-холодец).
- В стихотворении создается метафорический образ. Какой? (Нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое).
– Что противопоставляется студню? (Океан). Что символизирует океан? (Жизнь, великолепие, величественность, энергия, свобода).
- Как понимаете выражение «косые скулы океана»? Скула? (кость под глазницей).
- Какие ассоциации возникают с метафорой «косые скулы океана»? (волны) А вообще «косые скулы» это про кого? про женщину? мужчину?
– Какой тип мужчин обладает косыми скулами? (Собранный, твёрдый, мужественный). Так что же означает «Я показал на блюде студня косые скулы океана»?
– Что означает метафора «жестяная рыба»? (Холодный, жестокий, механический мир).
- «Зовы новых губ» Что имел в виду поэт? (Губы зовущих людей)
- Как зарождается чувство надежды? на что? (Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа).
- Как в содержании лирический герой («Я») противопоставлен всем остальным?
– Как вы думаете, какой человек мог позволить выплеснуть краску на карту, увидеть скулы океана на студне, а на жестяной рыбе зовы губ? (Великий, цельный, особенный, одинокий)
- «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Глядя на водосточную трубу, что вы видите? (Изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение).
– Какой человек мог увидеть в водосточной трубе флейту? И не просто увидеть, но и сыграть на ней ноктюрн? (Ноктюрн – небольшое лирическое преимущ. фортепьянное муз. произведение.) (Поэт, настоящий мастер, лирик, одинокий, тоскующий человек).
– С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу? (С упрёком другим, с акцентированием собственного превосходства; с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн).
- Пронаблюдайте за местоимением «Я». Сколько раз употребляется? Обратите внимание на местоимение «Вы». Что заметили? Почему «Я» не выделено, а «ВЫ» занимает целую строку?
Чтение стихотворений «Ночь», «Послушайте!»
V Итог урока
“Я - поэт. Этим и интересен”, - сказал Маяковский. Сегодня нас интересует Маяковский не только поэт и гражданин, но и “человек просто”, с его силой и растерянностью, пристрастиями и неприятиями. Нас ждет увлекательная встреча с лирикой раннего Маяковского.
- Что нового узнали о личности Маяковского?
- Какие стихотворения запомнились, понравились?
VI Рефлексия
Обратите внимание на слайд. Выберите любое предложение и закончите его.
На сегодняшнем уроке я узнал(а)….
- На уроке я похвалил(а) бы себя за ….
- Меня удивило…
- Мне показалось интересным…
- Я понял(а)…
- Теперь я могу…
- У меня получилось…
- Я могу…
- Мне захотелось..
VII Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Маяковского.