СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Футуризм. Владимир Маяковский. Личность поэта"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Футуризм. Владимир Маяковский. Личность поэта"»

Тема урока: Футуризм. Владимир Маяковский. Личность поэта.

Цели урока:

1. Повторить особенности футуризма как литературного направления и дополнить уже известные сведения.

2. Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем В.Маяковского, формируя представление об особенностях мировоззрения поэта и его трагических противоречиях.

3.Помочь детям понять глубокую и многогранную личность поэта.

4. Совершенствовать навык выразительного чтения.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать выработке потребности осмысленно выбирать, систематически читать доступные, полезные книги, которые нужны для урока и интересны для себя; формирование осмысленного восприятия прочитанного; развитие навыков беглого осознанного чтения, устной речи учащихся, умения видеть авторскую позицию.

  • Развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на художественное слово, ассоциативного мышления, внимания и мыслительных процессов на основе упражнений на анализ, сравнениеразвитие умения вести диалог, участвовать в беседе, развитие творческих способностей учащихся.

  • Воспитательные: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

  • Метапредметные УУД:
    Познавательные:
    развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла стихотворения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту стихотворения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста стихотворения по заданной теме.
    Регулятивные:
    развивать умение учащихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу.
    Коммуникативные:
    создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
    Личностные:
    способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.



Ход урока.

I Организационный момент

II Подведение к теме урока

Читаю стихотворения «Нате!», «Вам», «Из улицы в улицу».

- Какое первое впечатление производят на вас стихотворения поэта?

- Может быть, вам известен автор этих строк? По каким признакам вы догадались?

Сегодня мы познакомимся с жизненным и творческим путем В.В. Маяковского, попытаемся понять личность поэта. Запишите тему урока.

III Изучение нового материала

Итак, когда мы впервые знакомимся с человеком, мы обращаем внимание на его внешность. Посмотрите на фотографию Владимира Маяковского и опишите её.

Мне хочется, чтобы сегодня вы увидели живого Маяковского, удивительного, интереснейшего человека.

Живой Маяковский. Кто сегодня расскажет нам о нем? «Я сам расскажу о времени и о себе» - писал Маяковский в автобиографии «Я сам».

Попрошу вас внимательно смотреть видео и записывать факты биографии поэта. (Просмотр фрагмента видео)

Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнения мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина — село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия. Первый дом, воспоминаемый отчетливо. Два этажа. Верхний — наш. Нижний — винный заводик.

Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Читать выучился с удовольствием.

Мама: Александра Алексеевна. Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий). Сестры: Люда, Оля. Других Маяковских, по-видимому, не имеется.

За валами рвы. За рвами леса и шакалы. Над лесами горы. Подрос. Бегал на самую высокую. Снижаются горы к северу. Мечталось — это Россия. Тянуло туда невероятнейше.

Переехали. Из Багдад в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал. Иду первым. Весь в пятерках.

Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала мне длинные бумажки.  Помню и сейчас.

Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,
скорей брось винтовку на землю.

Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове.

«Дорогая Люда. У нас была пятидневная забастовка и после была гимназия закрыта, т.к. мы пели в церкви марсельезу». (самая знаменитая песня Великой французской революции, ставшая сначала гимном революционеров, а затем и всей страны)

«По газетам видно, что и у вас большие беспорядки».

Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца — у нас 3 рубля. Мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем?

Сняли квартиренку на Бронной. С едами плохо. Пенсия — 10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся. Маме пришлось давать комнаты и обеды. Комнаты дрянные. Студенты жили бедные. Социалисты. 

1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков).

Пропагандист. Пошел к булочникам, потом к сапожникам и наконец к типографщикам. На общегородской конференции выбрали в Московский Комитет. Звался «товарищем Константином».

29 марта 1908 г. нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете. 

Следователь Вольтановский (очевидно, считал себя хитрым) заставил писать под диктовку: меня обвиняли в писании прокламации. Я безнадежно перевирал диктант. Писал: «социяльдимокритическая». 

Первый арест был кратковременный. Выпустили по несовершеннолетию и отсутствию улик. Затем последовал второй и третий.

Одиночка № 103. 11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ. Важнейшее для меня время.

Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось, так же про другое — нельзя. Вышло что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!

Меня выпустили в январе 1910 года. Отдали под надзор полиции и под родительскую ответственность.

 1911 год. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.

Думалось — стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись.

Но уже иные образы, иные мысли наполняют его. Строчки стихов не дают покоя, пронизывают гулом ритм.

Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом.

Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение».

Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

В Москве Хлебников. Его тихая гениальность тогда была для меня совершенно затемнена бурлящим Давидом. Здесь же вился футуристический иезуит слова — Крученых.

После нескольких ночей лирики родили совместный манифест. Давид собирал, переписывал, вдвоем дали имя и выпустили «Пощечину общественному вкусу». Родился российский футуризм.

- Вспомним особенности этого направления.

Это первый поэтический сборник кубофутуристов, вышедший 18 декабря 1912 года. В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского, Бенедикта Лившица. Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией: «Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».

Все сильнее в Маяковском нарастает ощущение того, что мир должен измениться.

В стихах он ищет новые формы, которые могут выразить это предчувствие.

Маяковский начинает по-настоящему творить. Он уходит с головой в работу над стихами. Творческий путь поэта мы проследим с вами на следующих уроках, какие темы он затрагивал, что его волновало.

А сейчас обратимся к воспоминаниям К.Чуковского, удивительного человека, благодаря которому мы имеем возможность представлять себе его современников (Чехов, Блок, Маяковский…) живыми, настоящими людьми (Просмотр видео).

Маяковский был не только проникновенным поэтом, но и драматургом. Он написал поэмы «В.М.», «Клоп», «Баня».

Маяковский был не только поэтом, драматургом, художником, иллюстратором, но и режиссером, сценаристом и актером. Он является автором нескольких фильмов, но до наших дней сохранился лишь один: «Барышня и Хулиган». Именно в фильме мы можем увидеть настоящего, живого Маяковского. Смотрим отрывок.

IV Анализ стихотворений.

Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?».

Ваши впечатления. Что захотелось сказать? Какие образы возникают в нашем сознании при чтении стихотворения?

Как понимаете выражение «карта будня»? Что такое карта? (5 значений: чертёж поверхности земли, лист колоды, игра, бланк, картон с текстом).

Про какую же карту сказано в стихотворении?

Что же выражает «карта будня»? (Схематичность, упорядоченность, строгая расчисленность, расписание хода жизни).

Что образует выплеснутая краска на карте? (Неведомый материк) «Я смазал карту будня».

- Какое противопоставление (противоборство) наблюдаем? (Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира)

- «Я показал на блюде студня косые скулы океана». Что такое «блюдо студня»? Что означает это выражение вне контекста стихотворения? (Закусочное блюдо-холодец).

- В стихотворении создается метафорический образ. Какой? (Нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое).

Что противопоставляется студню? (Океан). Что символизирует океан? (Жизнь, великолепие, величественность, энергия, свобода).

- Как понимаете выражение «косые скулы океана»? Скула? (кость под глазницей).

- Какие ассоциации возникают с метафорой «косые скулы океана»? (волны) А вообще «косые скулы» это про кого? про женщину? мужчину?

Какой тип мужчин обладает косыми скулами? (Собранный, твёрдый, мужественный). Так что же означает «Я показал на блюде студня косые скулы океана»?

Что означает метафора «жестяная рыба»? (Холодный, жестокий, механический мир).

- «Зовы новых губ» Что имел в виду поэт? (Губы зовущих людей)

- Как зарождается чувство надежды? на что? (Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа).

- Как в содержании лирический герой («Я») противопоставлен всем остальным?

Как вы думаете, какой человек мог позволить выплеснуть краску на карту, увидеть скулы океана на студне, а на жестяной рыбе зовы губ? (Великий, цельный, особенный, одинокий)

- «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Глядя на водосточную трубу, что вы видите? (Изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение).

Какой человек мог увидеть в водосточной трубе флейту? И не просто увидеть, но и сыграть на ней ноктюрн? (Ноктюрн – небольшое лирическое преимущ. фортепьянное муз. произведение.) (Поэт, настоящий мастер, лирик, одинокий, тоскующий человек).

С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу? (С упрёком другим, с акцентированием собственного превосходства; с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн).

- Пронаблюдайте за местоимением «Я». Сколько раз употребляется? Обратите внимание на местоимение «Вы». Что заметили? Почему «Я» не выделено, а «ВЫ» занимает целую строку?

Чтение стихотворений «Ночь», «Послушайте!»

V Итог урока

“Я - поэт. Этим и интересен”, - сказал Маяковский. Сегодня нас интересует Маяковский не только поэт и гражданин, но и “человек просто”, с его силой и растерянностью, пристрастиями и неприятиями. Нас ждет увлекательная встреча с лирикой раннего Маяковского.

- Что нового узнали о личности Маяковского?

- Какие стихотворения запомнились, понравились?

VI Рефлексия

Обратите внимание на слайд. Выберите любое предложение и закончите его.

На сегодняшнем уроке я узнал(а)….

- На уроке я похвалил(а) бы себя за ….

- Меня удивило…

- Мне показалось интересным…

- Я понял(а)…

- Теперь я могу…

- У меня получилось…

- Я могу…

- Мне захотелось..

VII Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Маяковского.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!