Функциональные обязанности, лежащие в основе работы классного руководителя.
Мосеева Елена Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
города Кирсанова Тамбовской области
Кто такой классный руководитель?
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса.
- это педагог (исследователь, воспитатель, предметник). Он является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность, на коллектив учащихся;
- это – просветитель родителей в области воспитания;
- это – помощник в деятельности детских и юношеских объединений;
- это – координатор совместных усилий учителей-предметников, работающих в классе, психолога, социального педагога.
Классный руководитель – это самый уважаемый, самый подготовленный специалист.
педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу
видов классного руководства
куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
тьютор, направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.
Каким же должен быть классный руководитель?
Ведущие характеристики классного руководителя:
- исследовательская компетентность (знания и опыт в области педагогического исследования); коадаптационное мастерство (иметь высокий уровень коадапционных умений, основанных на коадапционных знаниях); медиаобразованность (интегративное качество личности современного учителя); конкурентоспособность (иметь высокий уровень готовности к работе классного руководителя).
- исследовательская компетентность (знания и опыт в области педагогического исследования);
- коадаптационное мастерство (иметь высокий уровень коадапционных умений, основанных на коадапционных знаниях);
- медиаобразованность (интегративное качество личности современного учителя);
- конкурентоспособность (иметь высокий уровень готовности к работе классного руководителя).
Личностные качества:
- Мобильность (способность к быстрому реагированию на происходящие перемены в социуме, педагогике и практике), коммуникабельность (перенос качества на «деловое общение»)
- Мобильность (способность к быстрому реагированию на происходящие перемены в социуме, педагогике и практике),
- коммуникабельность (перенос качества на «деловое общение»)
Классный руководитель должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
Классный руководитель должен знать:
- методы управления образовательными системами;
- методы формирования основных составляющих компетентности;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
Основные функции классного руководителя
- организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль за развитием этого процесса
- содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе
Должностные обязанности классного руководителя
- анализирует проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе;
- прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;
- последствия запланированной воспитательной работы в классе;
- планирует и организует воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;
- разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;
- осуществление систематического контроля за уровнем воспитанности обучающихся;
- работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;
- просветительскую работу для родителей (законных представителей);
Должностные обязанности классного руководителя
- координирует деятельность обучающихся во время воспитательных мероприятий;
- контролирует безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;
- соблюдение учениками Правил для обучающихся;
- корректирует развитие личности обучающихся;
- ход выполнения программы воспитательной работы в классе;
- консультирует родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;
- оценивает воспитанность и личностный рост обучающихся;
- обеспечивает проведение родительских собраний не реже одного раза в четверть;
- еженедельную проверку ведения дневников обучающимися;
- своевременную передачу родителям обучающихся информации и требований администрации школы.
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
- выбирать формы и методы воспитания обучающихся;
- давать обязательные распоряжения обучающимся во время проведения воспитательных мероприятий;
- привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
- принимать участие в разработке воспитательной программы школы; работе Педагогического совета;
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
- запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
- приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и нарушениях их детей;
- требовать от обучающихся соблюдения Правил поведения для обучающихся, выполнения Устава школы;
- повышать свою квалификацию.
Система работы классного руководителя
- аналитическая, прогностическая, организационная деятельность в сфере воспитания;
- контроль над повседневной жизнью класса;
- использование современных методов воспитательной работы.
Формы работы классного руководителя
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
Формы работы классного руководителя с родителями
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации педагога;
- родительские конференции;
- тематические консультации;
- родительские чтения;
- родительские вечера.
Документы классного руководителя
- План воспитательной работы с классным коллективом.
- Паспорт класса.
- Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
- Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.
- Протоколы родительских собраний.
- Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, состоянию здоровья.
Современный классный руководитель
– это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Поэтому важно со стороны учителя быть разносторонне образованным человеком.
Спасибо за внимание !
Интернет -ресурсы
- https:// kirssh1.68edu.ru
- https :// presentation-creation.ru
- https:// infourok.ru/funkcionalnie-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya-1214553.html
- https:// infourok.ru/funkcionalnie-obyazannosti-klassnogo-rukovoditelya-1214553.html