Тема урока: Функционально-графический способ решения задач с параметрами.
Цель урока: систематизировать знания и умения по построению графиков, изучить функционально-графический способ решения задач с параметрами.
Задачи урока: 1. Сформировать у школьников личностную мотивацию к изучению данной темы. 2. Развивать умение пользоваться опорными знаниями, для получения новых знаний. 3. Продолжать развивать логическое мышление, а именно, умение выделять существенные признаки и делать обобщения. 4. Развивать у учащихся навыки творческого подхода к решению задач и навыки исследовательской работы над задачей.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация с графиками функций и заданиями, раздаточный материал для учащихся с индивидуальными заданиями.
План урока.
Актуализация опорных знаний.
Тема сегодняшнего занятия: функционально-графический способ решения задач с параметрами. Всем известно, что одним из наиболее сложных заданий ЕГЭ являются задачи с параметрами. В то же время популярность таких задач возрастает, т. к. при изучении различных процессов в разных областях науки и практической деятельности человека нам приходится решать задачи с несколькими параметрами.
Проверка домашнего задания на построение графиков:
y = sin (x - )
y = |sin x|
y = 2cos x
y = |x2 - 6x+3|
y = x2-6|x|+3
Самопроверка с помощью слайдов, выполненных одним из учеников - презентация: слайды 1-10.
Задание 1. В тетрадях поэтапно постройте график функции у=|x2-6|x|+3| (используя 5 график из домашнего задания - презентация: слайды 11,12).
Задание 2.
Решить уравнения для каждого значения параметра:
a) ax=3; б) (
Определите число корней для каждого значения a: |x| = a-1 Проверка с экрана - презентация: слайд 13.
Изучение нового материала.
Часто графическое решение является наиболее приемлемым при решении уравнений и неравенств. Что касается задач с параметрами, графическая иллюстрация (даже построение схематических, далеких от идеала графиков), часто помогает найти ключ к задаче, позволяет найти оптимальный способ решения, т. к. позволяет сократить перебор различных случаев, который пришлось бы выполнить при аналитическом решении. Чтобы овладеть графическим способом, нужно научиться свободно строить графики функций с параметром и не зависящих от параметра.
, у = .
Рассмотреть на экране - презентация: слайд 14.
Задание 3. Постройте схематически следующие графики: презентация: слайд 15. Как можно назвать эти графики?
у = 3 х + а; (Семейство прямых, полученных сдвигом на а единиц по оси ординат прямой у = 3х)
у = а х + 2; (Семейство прямых, проходящих через точку (0:2))
у = а х2; (Семейство парабол с вершинами в начале координат)
х2 + у2 = а2; (Семейство окружностей с центром в начале координат)
(х + 3)2 + (у - а)2 = 4; (Семейство окружностей, центры которых расположены на прямой х = - 3, R = 2)
Самопроверка по готовым графикам на экране - презентация: слайды 16-20.
Закрепление изученного материала.
Задание 4. Теперь вернемся к графику функции у = |x2-6|x|+3 из задания 1 и с его помощью решим задачу:
Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение |x2-6|x|+3| = а имеет: а) 8 корней, б) 2 корня, в) 7 корней, г) 6 корней. Самопроверка, обсуждение заданий на экране - презентация: слайды 21-25.
Задание 5. Работа в парах. Устно или с помощью схематического графика найти все значения а, при каждом из которых система уравнений имеет 1 решение, 2 решения, 3 решения:
Обсуждение, самопроверка - презентация: слайды 26, 27.
С5. Найти все значения параметра a, при каждом из которых уравнение
х2 -3х + 2 - |x2 -5x +4| - a = 0 имеет менее 3 решений:
ОТВЕТ: (-∞; U , +∞) - презентация: слайды 29,30.
Построить графики функций и уравнений:
|y| = |tg(x)|
|y| = |tg |x||
у = tg x |cos(x)|
|y| = tg x |cos(x)|.
Подведение итогов урока - презентация: слайд 31.
Мы сегодня рассмотрели графический метод решения уравнений и неравенств, систематизировали знания о графиках, расширили знания по способам решения задач с параметрами. Как вы видите, суть метода проста: чтобы решить уравнение вида f(x)=g(x), необходимо построить графики функций у = f(x) и у = g(x), где одна из функций зависит от параметра. Число точек пересечения определяет количество корней уравнения или решений системы уравнений.
Вопрос: Какой недостаток имеет графический способ решения уравнений?
Верно, при применении графического способа нужно учитывать, что графически мы получаем приближенные значения, поэтому нужно применять этот способ в комбинации с аналитическим, вычислять координаты ключевых точек и т. д.
Домашнее задание - презентация: слайд 32.
Задания С1 и С2, Вар. 19 из сборника А.Л.Семенова, И.В.Ященко «Типовые тестовые задания ЕГЭ».
Составить уравнение или систему уравнений с параметрами и решить ее.
С5. Найти все положительные значения параметра a, при каждом из которых система уравнений имеет единственное решение:
Литература:
Алгебра и математический анализ. Учебник для углубленного изучения математики в общеобразовательных учреждениях. Н.Я.Виленкин, О.С.Ивашов-Мусатов, С.И.Шварцбурд, «Мнемозина», Москва, 2009. ЕГЭ 2013. Математика. «Типовые тестовые задания ЕГЭ». Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Учебно-тренировочные тесты. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Задачи с параметрами. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир, «Илекса», «Гимназия», Москва –Харьков, 1998 г.