СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность по химии»

 Развитие функциональной грамотности  на уроках химии    Учитель химии: И.Ю. Номогоева МАОУ «СОШ № 17»

Развитие функциональной грамотности на уроках химии

Учитель химии: И.Ю. Номогоева

МАОУ «СОШ № 17»

Образование – один из главных институтов социализации личности.   Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию.   Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.

Образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.

Термин « функциональная грамотность » был введен в 1957 году ЮНЕСКО,  наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Термин

« функциональная грамотность » был введен в 1957 году ЮНЕСКО,

наряду с понятиями «грамотность» и

«минимальная грамотность».

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность

(лат. – направление) –

степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

 Функциональная грамотность  –  есть атомарный уровень знаний,  умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование  личности в системе социальных  отношений, который считается  минимально необходимым для  осуществления жизнедеятельност  и личности в конкретной  культурной среде.

Функциональная грамотность  – есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельност и личности в конкретной культурной среде.

Основные этапы создание  образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы отслеживание результатов разработка методических рекомендаций подбор методических рекомендаций

Основные этапы

создание

образовательных

маршрутов в

соответствии

с разделами

программы

отслеживание

результатов

разработка

методических

рекомендаций

подбор

методических

рекомендаций

Деятельностная грамотность  ( способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности ) Осуществлять  коммуникацию Реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Деятельностная грамотность ( способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности )

Осуществлять коммуникацию

Реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Требования за пределами колледжа:  в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств .

Требования за пределами колледжа: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств .

 Тема:«Растворы»  Задача 1.  В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (р= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.  Задание:  Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?   Задача 2 . В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.  Задание:  Приготовьте 80 г такого раствора.

Тема:«Растворы» Задача 1.  В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (р= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Задание:  Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? Задача 2 . В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание:  Приготовьте 80 г такого раствора.

 Химический эксперимент  1. При нагревании жидкости в пробирке вы…  а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради,  б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание,  в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь;  г/ предложите свой вариант.  2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку вы…  а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе,  б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.  в/ предложите свой вариант.  3. Вы получили ожог от пламени спиртовки  а/ смазываете ожог зеленкой,  б/ промоете раствором марганцовки,  в/ смажете растительным маслом ,  г/ промоете и положите стерильную повязку.

Химический эксперимент 1. При нагревании жидкости в пробирке вы… а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради, б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание, в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь; г/ предложите свой вариант. 2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку вы… а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе, б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты. в/ предложите свой вариант. 3. Вы получили ожог от пламени спиртовки а/ смазываете ожог зеленкой, б/ промоете раствором марганцовки, в/ смажете растительным маслом , г/ промоете и положите стерильную повязку.

Тема: «Электролитическая диссоциация»   1.Написать в молекулярном, полном и  сокращенном ионном виде уравнения реакций:       2. Приведите пример уравнения реакции с  выделением газа, идущей до конца, как  называется этот газ? Каково его воздействие  на организм человека?

Тема: «Электролитическая диссоциация» 1.Написать в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде уравнения реакций: 2. Приведите пример уравнения реакции с выделением газа, идущей до конца, как называется этот газ? Каково его воздействие на организм человека?

Тема: “Галогены.”  1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна.  2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно  а/ прекратить проведение опыта  б/ вызвать учителя  в/ открыть окно  г/ одеть ватно-марлевую повязку

Тема: “Галогены.” 1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна. 2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно а/ прекратить проведение опыта б/ вызвать учителя в/ открыть окно г/ одеть ватно-марлевую повязку

 Интегративные задания – разновидность учебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем,  в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета.

Интегративные задания – разновидность учебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета.

Тема: «Сера и ее соединения»   Раскройте двойственную биологическую роль серы в организме.  Перечислите основные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания  1. Внесите в рисунок недостающие элементы.  Анализируя рисунок, ответьте на следующие вопросы:  А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO 2 ), выпавших на почву?  В) Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO 2  2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO 2  вашим предприятием.  Что вы предпримете?  – Закроете предприятие  – Усовершенствуете очистные сооружения  – Займетесь очисткой воды в озере.

Тема: «Сера и ее соединения» Раскройте двойственную биологическую роль серы в организме. Перечислите основные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания 1. Внесите в рисунок недостающие элементы. Анализируя рисунок, ответьте на следующие вопросы: А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO 2 ), выпавших на почву? В) Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO 2 2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO 2  вашим предприятием. Что вы предпримете? – Закроете предприятие – Усовершенствуете очистные сооружения – Займетесь очисткой воды в озере.

   Тема: «Углеводы».  Задача 1 .У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать.  Вопросы:  1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О).  2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.  Задача 2.  На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96% этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?

Тема: «Углеводы». Задача 1 .У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать. Вопросы: 1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О). 2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы. Задача 2.  На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96% этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?

    Тема: Аминокислоты.  Задача .Одной из причин долголетия японцев  я вляется широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.  Задание .  1.Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2.  2.Приготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах.   

Тема: Аминокислоты. Задача .Одной из причин долголетия японцев  я вляется широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни. Задание . 1.Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2. 2.Приготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах.  

Процессы функциональной грамотности процесс овладения  грамотностью процесс воспитания  процесс обучения   процесс образования процесс подготовки

Процессы функциональной грамотности

процесс овладения

грамотностью

процесс

воспитания

процесс обучения

процесс

образования

процесс подготовки

При обучении предметам естественнонаучного цикла развивает когнитивные  компетенции учащихся способствуют формированию  универсальных учебных  действий  развивают способность выделять основную  мысль текста активизирует познавательную мыслительную деятельность  помогают анализировать текст с разных позиций, оценивать информацию развивает навыки самообучения помогает осваивать новые понятия    дают возможность понять текст, обратить внимание на отдельные

При обучении предметам естественнонаучного цикла

развивает когнитивные

компетенции учащихся

способствуют формированию

универсальных учебных

действий

развивают способность

выделять основную

мысль текста

активизирует познавательную

мыслительную деятельность 

помогают анализировать

текст с разных позиций,

оценивать информацию

развивает навыки

самообучения

помогает осваивать

новые понятия 

дают возможность

понять текст, обратить

внимание на отдельные

         Аминокислоты.Белки.  Нуклеиновые кислоты  Роль микро и макроэлементов в  жизнедеятельности организмов   Строение атома  Электролиз  Радиация  Периодическая система  химических элементов   Промышленные комплексы  Полезные ископаемые  Казахстана и их переработка  Химическая промышленность  Казахстана и основные  химические производства

Аминокислоты.Белки. Нуклеиновые кислоты Роль микро и макроэлементов в жизнедеятельности организмов Строение атома Электролиз Радиация Периодическая система химических элементов Промышленные комплексы Полезные ископаемые Казахстана и их переработка Химическая промышленность Казахстана и основные химические производства

Семь простых правил  Правило 1 . Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.  Правило 2 . Прежде вещество, а затем его строение - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...»  Правило 3.  Сначала практика: исследования, эксперименты,  решение проблем, а затем теория.  Правило 4 . Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия.  Правило 5.  Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный - и мыслить, используя эти стили.  Правило 6.  Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.  Правило 7.  Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.

Семь простых правил Правило 1 . Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально. Правило 2 . Прежде вещество, а затем его строение - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...» Правило 3.  Сначала практика: исследования, эксперименты,

решение проблем, а затем теория. Правило 4 . Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия. Правило 5.  Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации

вещества: визуальный, аудиальный, кинестетический,

дигитальный - и мыслить, используя эти стили. Правило 6.  Формулы и уравнения познавать с

помощью химических расчётов. Правило 7.  Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!