СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках математики в 5-6 классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации учиелю по функциональной грамотности на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках математики в 5-6 классах»

Развитие функциональной грамотности у учеников  5-6 классов Учитель математики ГБОУ лицей г. Сызрани Щибрик Ольга Владимировна

Развитие функциональной грамотности у учеников 5-6 классов

Учитель математики

ГБОУ лицей г. Сызрани

Щибрик Ольга Владимировна

Формирование математической грамотности  идет в течение каждого урока. Как игровой момент на уроке; проблемный элемент в начале урока;  задание для смены деятельности;  модель реальной жизненной ситуации, показывающей необходимость изучения  какого-либо понятия.

Формирование математической грамотности  идет в течение каждого урока.

  • Как игровой момент на уроке;
  • проблемный элемент в начале урока; 
  • задание для смены деятельности;
  • модель реальной жизненной ситуации, показывающей необходимость изучения  какого-либо понятия.
 Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Читательская грамотность: определять главное и второстепенное в тексте задачи; сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики; уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста); составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные; вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту; развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли; формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.

Основные составляющие по обучению функциональной грамотности:

Читательская грамотность:

  • определять главное и второстепенное в тексте задачи;
  • сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;
  • уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);
  • составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;
  • вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;
  • развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;
  • формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.
Математическая грамотность. развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

Математическая грамотность.

  • развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;
  • формировать умение пространственного воображения;
  • формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
  • формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
                  Предметные задачи : в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета                  Межпредметные задачи : Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.                  Практико-ориентированные задачи : в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике.                  Ситуационные задачи:   не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей.
  •                   Предметные задачи : в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета
  •                  Межпредметные задачи : Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
  •                  Практико-ориентированные задачи : в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике.
  •                  Ситуационные задачи:   не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей.
Совместный проект « Математика в профессиях родителей » Аптека   Моя тетя фармацевт. Она работает в аптеке. Продает лекарства. Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?   Строительство Оцени и рассчитай, сколько рулонов обоев шириной 50см и длиной 15м потребуется для оклейки стен твоей комнаты. Площадь пола, которой равна 4х4 , высота - 2,5м, размеры двери 2х1м, окна 1х1,5м

Совместный проект « Математика в профессиях родителей »

Аптека

 

Моя тетя фармацевт. Она работает в аптеке. Продает лекарства. Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?

 

Строительство

Оцени и рассчитай, сколько рулонов обоев шириной 50см и длиной 15м потребуется для оклейки стен твоей комнаты. Площадь пола, которой равна 4х4 , высота - 2,5м, размеры двери 2х1м, окна 1х1,5м

Строительство Твои родители планируют летом застелить двор брусчаткой. Реши, в каком магазине вам выгоднее купить брусчатку Магазин «Мегастрой»: 1 квадратная плитка со стороной 15см стоит 32р. Магазин «Стройматериалы»: правильная шестиугольная плитка, 1 кв. м-1600р. 5 м 10м Банковское дело Клиент банка открыл депозит на сумму500000 руб., со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев?

Строительство

Твои родители планируют летом застелить двор брусчаткой. Реши, в каком магазине вам выгоднее купить брусчатку

Магазин «Мегастрой»: 1 квадратная плитка со стороной 15см стоит 32р.

Магазин «Стройматериалы»: правильная шестиугольная плитка, 1 кв. м-1600р.

5 м

10м

Банковское дело

Клиент банка открыл депозит на сумму500000 руб., со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев?

Стоимость продуктов через год Сейчас молоко стоит 60 р., Каждые полгода инфляция составляет 10% Сколько будет стоить молоко через год? Пекарь Из 3,2 кг ржаной муки получается 4,2 кг хлеба. Каждая булка весит 0,6кг. Сколько можно выпечь булок из 12,8 кг муки?

Стоимость продуктов через год

Сейчас молоко стоит 60 р., Каждые полгода инфляция составляет 10% Сколько будет стоить молоко через год?

Пекарь

Из 3,2 кг ржаной муки получается 4,2 кг хлеба. Каждая булка весит 0,6кг. Сколько можно выпечь булок из 12,8 кг муки?

Задача из учебника 5 класс: Миша и бабушка Рая пошли в магазин за батоном, кефиром и пачкой пельменей. Сколько денег у них останется, если всего было 300  руб.? Батон Кефир 32,50 руб. Пачка пельменей 64,99 руб. 166,78 руб.

Задача из учебника 5 класс:

Миша и бабушка Рая пошли в магазин за батоном, кефиром и пачкой пельменей. Сколько денег у них останется, если всего было 300  руб.?

Батон

Кефир

32,50 руб.

Пачка пельменей

64,99 руб.

166,78 руб.

Задача на развитие функциональной грамотности: Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю   за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой  300  руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку? № 1 Название магазинов 2 «Пятёрочка» Батон 3 Буханка черного хлеба 32,50 руб. «Магнит» 5% скидка 4 «Победа» Пакт кефира 27 руб. 34 руб.  10 % скидка 28,4 руб. 5 30,99 руб. 33 руб. Пачка пельменей 0 % скидка 6 30 руб. 39 руб. 130,99 руб. Упаковка сосисок 29 руб. 283 руб. 127 руб. Пряники 166,78 руб.   275,70 руб. 56,78 руб. 260 руб.   59 руб. 45,99 руб.

Задача на развитие функциональной грамотности:

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю   за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой  300  руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?

1

Название магазинов

2

«Пятёрочка»

Батон

3

Буханка черного хлеба

32,50 руб.

«Магнит»

5% скидка

4

«Победа»

Пакт кефира

27 руб.

34 руб.

10 % скидка

28,4 руб.

5

30,99 руб.

33 руб.

Пачка пельменей

0 % скидка

6

30 руб.

39 руб.

130,99 руб.

Упаковка сосисок

29 руб.

283 руб.

127 руб.

Пряники

166,78 руб.

  275,70 руб.

56,78 руб.

260 руб.

  59 руб.

45,99 руб.

Задача из учебника 6 класс. Вокруг дома имеется прямоугольный газон, обнесенный изгородью, длина которой 30м. Известно, что площадь дома в 2 раза меньше площади газона, площадь газона равна 56 м 2 . Хозяева дома хотят узнать, какова ширина и длина участка. Задача на развитие функциональной грамотности В городе Н на улице, протяженностью 3,5 км расположен дом с участком, стоимостью 3000000 руб. Вокруг дома имеется прямоугольный газон, обнесенный изгородью, длина которой 30м. Известно, что площадь дома в 2 раза меньше площади газона, площадь газона равна 56 м 2 . Хозяева дома хотят узнать:  

Задача из учебника 6 класс.

Вокруг дома имеется прямоугольный газон, обнесенный изгородью, длина которой 30м. Известно, что площадь дома в 2 раза меньше площади газона, площадь газона равна 56 м 2 . Хозяева дома хотят узнать, какова ширина и длина участка.

Задача на развитие функциональной грамотности

В городе Н на улице, протяженностью 3,5 км расположен дом с участком, стоимостью 3000000 руб. Вокруг дома имеется прямоугольный газон, обнесенный изгородью, длина которой 30м. Известно, что площадь дома в 2 раза меньше площади газона, площадь газона равна 56 м 2 . Хозяева дома хотят узнать:

 

 Задание 1. Определите, какова ширина и длина участка? А) 4 м и 7 м; В) 5 м и 6 м; С) 6 м и 7 м; D) 7 м и 8 м.  Задание 2. Пользуясь данными таблицы, определите каким видом кирпича выгоднее выложить забор, высотой 1,5 м. Вид кирпича (Размер) Размеры, мм Одинарный 250 х 120 х 65 Кол-во штук в м 3 Полуторный Двойной 250 х 120 х 88 513 Кол-во на 1 м 2 стены толщиной 120 мм 55 250 х 120 х 138 Стоимость кирпича 1 шт. 379 45 руб. Стоимость забора 41 242 27   66 руб.   72 руб.  

Задание 1. Определите, какова ширина и длина участка?

А) 4 м и 7 м; В) 5 м и 6 м; С) 6 м и 7 м; D) 7 м и 8 м.

Задание 2. Пользуясь данными таблицы, определите каким видом кирпича выгоднее выложить забор, высотой 1,5 м.

Вид кирпича (Размер)

Размеры, мм

Одинарный

250 х 120 х 65

Кол-во штук в м 3

Полуторный

Двойной

250 х 120 х 88

513

Кол-во на 1 м 2 стены толщиной 120 мм

55

250 х 120 х 138

Стоимость кирпича 1 шт.

379

45 руб.

Стоимость забора

41

242

27

 

66 руб.

 

72 руб.

 

Формирование функциональной грамотности является сложным, многосторонним, длительным процессом. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.

Формирование функциональной грамотности является сложным, многосторонним, длительным процессом. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!