Задачи по функциональной грамотности в копилку учителя химии.
Образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. Функциональная грамотность – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Обучение учащихся процессу самостоятельной добычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступает ведущим направлением процесса модернизации системы образования.
В этих условиях роль предметов, в частности химии, биологии, имеющих множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает в старших классах школ и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем (защита окружающей среды, здравоохранение, агроэкология и другие). Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности, являются задания творческого характера и интегративные задания.
Интегративное задание – разновидность учебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин. Как правило, интегративные задания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию и личный опыт учащихся.
Предлагаю вам задачи, которые можно использовать в 8 класс тема «Растворы»→§§
Задача 1. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.
Задание: Приготовьте 100 г такого раствора. Опишите ваши действия.
Задача 2. Хлорид натрия – это физраствор, который применяется в случае потери организмом внеклеточной жидкости. Показан при состояниях, которые ведут к ограничению поступления жидкости: диспепсия при отравлении; рвота, диарея; холера; обширные ожоги; гипонатриемия или гипохлоремия, при которых отмечается обезвоживание организма. Кроме того раствор хлорида натрия используют . для промывания ран, глаз, слизистой носовой полости.
.В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 500 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?
Задача 3. Иод-131, как и некоторые радиоактивные изотопы иода (125I, 132I), применяется в медицине для диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы. Он применяется при лечении диффузно-токсического зоба (болезни Грейвса), некоторых опухолей.
.Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл?
Вопросы:
1.Какую формулу имеет кристаллический иод?
2.Что значит «приготовить раствор»?
3.Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовления раствора.
Задача 4. Гидрокарбонатная натриевая лечебно-столовая газированная минеральная вода АУАДХАРА применяется при хронической катаре желудка, протекающей язвенной болезни желудка и 12-типерстной кишки, хронических заболеваниях печени, желчного пузыря и желчных путей, хронических энтеритах и колитах. Источник воды находится в горах Кавказа на высоте 1650 метров и изливается из глубины 550 метров в 16 км от озера Рица. Общая минерализация солей от 4 – 6,7 г/л. Физико-химический состав: К+, Na+, Mg2+, Ca2+, Fe2+, Al3+, Mn2+, Cl-, Br-, I-, сульфат, гидрокарбонат, гидроарсенит.
Составьте формулы возможных солей, содержащихся в минеральной воде «Ауадхара», дайте им название.
Какова средняя минерализация воды, если она разлита в тару объемом 1,5 л и 2 л?
Задача 5. Минеральная вода Лагуна природная питьевая столовая сульфатно-гидрокарбонатная натриево-магниево-кальциевая добывается в п. Волжский Самарской области с глубины 175 м. Минерализация воды 135 – 170 г/л. Рассчитайте среднюю минерализацию 15 л воды.
Основной состав воды Лагуна:
катионы | анионы |
Mg2+ 15-45 мг/л | Cl- ˂30 мг/л |
Ca2+ 20-150 | SO42- ˂300 |
Na+ и K+ 20-60 | НCO3- 250-400 |
Определите
массовую долю катионов натрия в растворе массой 200 г, если в нем содержится 250 мг/л Na2SO4.
Задача 6. В качестве отбеливатель на текстильном производстве и при изготовлении бумаги, используются окислительные свойства пероксида водорода. Кроме того, он применяется как ракетное топливо.
Пероксид водорода как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3% водного раствора, который продается в аптеке. Для полоскания полости рта и горла применяют приготовленный 0,25% раствор. Режим дозирования устанавливают индивидуально, в зависимости от показаний.
Какой объем воды надо добавить к 5мл 3% раствора, чтобы получить 0,25% раствор?