СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функциональная грамотность:креативное мышление"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность:креативное мышление. 

В настоящее время по направлению «Креативное мышление» всего для открытых банков заданий по параллелям 5-х – 9-х классов разработано 133 комплекса заданий (блоков), содержащих 556 отдельных заданий. Этими заданиями охватываются все оцениваемые компетентности: - выдвижение разнообразных идей, - выдвижение креативных идей, - совершенствование идей, - оценка и отбор идей.

Просмотр содержимого документа
«"Функциональная грамотность:креативное мышление"»

Функциональная грамотность: креативное мышление    Исайченкова Л.И. учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ СШ № 32 города Смоленска   Смоленск 2023

Функциональная грамотность: креативное мышление Исайченкова Л.И. учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ СШ № 32 города Смоленска Смоленск 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» Креативное мышление. 5-9 класс МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ 5-9 классы Авторы:  О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Креативное мышление. 5-9 класс

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

5-9 классы

Авторы: О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева

 1.1 В настоящее время по направлению «Креативное мышление» всего для открытых банков заданий по параллелям 5-х – 9-х классов разработано 133 комплекса заданий (блоков), содержащих 556 отдельных заданий. Этими заданиями охватываются все оцениваемые компетентности: - выдвижение разнообразных идей, - выдвижение креативных идей, - совершенствование идей, - оценка и отбор идей.  Разработанные задания предназначены как для формирования, так и для оценки креативного мышления. Они размещены в разделе «Креативное мышление» открытых банков Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ), и Института стратегий развития образования Российской Академии образования (ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ).

1.1 В настоящее время по направлению «Креативное мышление» всего для открытых банков заданий по параллелям 5-х – 9-х классов разработано 133 комплекса заданий (блоков), содержащих 556 отдельных заданий. Этими заданиями охватываются все оцениваемые компетентности: - выдвижение разнообразных идей, - выдвижение креативных идей, - совершенствование идей, - оценка и отбор идей.

Разработанные задания предназначены как для формирования, так и для оценки креативного мышления. Они размещены в разделе «Креативное мышление» открытых банков Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ ), и Института стратегий развития образования Российской Академии образования (ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ).

Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям. Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и излагают различные идеи с помощью различных изобразительно- выразительных средств. В заданиях используются различные модели. Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и одновременно функциональные решения.

Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям.

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и излагают различные идеи с помощью различных изобразительно- выразительных средств. В заданиях используются различные модели.

Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, оценивать потребности отдельных социальных групп, разных людей, распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и одновременно функциональные решения.

1.2 Креативное мышление в области точных наук может проявлять себя разными способами:  в виде замысла новой идеи, привносящей вклад в научное знание;  в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы;  в виде развития научной идеи,  в виде изобретения, имеющего прикладную ценность;  в виде планирования новых областей применения научной или инженерной деятельности. Несмотря на значительное пересечение с естественно-научными умениями и навыками, креативное мышление в области точных наук больше сфокусировано : на процессе выдвижения новых идей, а не на применении уже известных знаний;  на оригинальности предлагаемых подходов и решений (при условии, что ответы имеют смысл и ценность);  на открытых проблемах, допускающих альтернативные решения и потому требующих серии приближений и уточнений; (4) на способах и процессе получения решения, а не ответе.

1.2 Креативное мышление в области точных наук может проявлять себя разными

способами: в виде замысла новой идеи, привносящей вклад в научное знание; в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы; в виде развития научной идеи, в виде изобретения, имеющего прикладную ценность; в виде планирования новых областей применения научной или инженерной деятельности.

Несмотря на значительное пересечение с естественно-научными умениями и навыками, креативное мышление в области точных наук больше сфокусировано :

  • на процессе выдвижения новых идей, а не на применении уже известных знаний;
  • на оригинальности предлагаемых подходов и решений (при условии, что ответы имеют смысл и ценность);
  • на открытых проблемах, допускающих альтернативные решения и потому требующих серии приближений и уточнений; (4) на способах и процессе получения решения, а не ответе.
В заданиях используются различные модели. В ряде заданий учащимся представляют данные наблюдений и просят поставить исследовательские вопросы или выдвинуть гипотезы. В других – просят, используя различное оборудование, изобрести что-либо в лабораторных условиях, и усовершенствовать своё изобретение. В заданиях, где требуется знание математики, учащихся просят предложить различные методы, позволяющие продемонстрировать определённые свойства данных или геометрических фигур; или сделать как можно больше валидных выводов, следующих из представленного набора данных. В этой области особенно уместно использование интерактивных симуляций и игр.

В заданиях используются различные модели. В ряде заданий учащимся представляют данные наблюдений и просят поставить исследовательские вопросы или выдвинуть гипотезы. В других – просят, используя различное оборудование, изобрести что-либо в лабораторных условиях, и усовершенствовать своё изобретение. В заданиях, где требуется знание математики, учащихся просят предложить различные методы, позволяющие продемонстрировать определённые свойства данных или геометрических фигур; или сделать как можно больше валидных выводов, следующих из представленного набора данных. В этой области особенно уместно использование интерактивных симуляций и игр.

Разработанные задания позволяют решить и ещё одну важную задачу – познакомить педагогов и учащихся с моделями заданий по креативному мышлению, ориентированными на достижение международных стандартов:

Разработанные задания позволяют решить и ещё одну важную задачу – познакомить педагогов и учащихся с моделями заданий по креативному мышлению,

ориентированными на достижение международных стандартов:

1.3. Рекомендации по подбору заданий для организации индивидуальной работы с учащимися.

Учащиеся с низким и недостаточным уровнями сформированности

креативного мышления .

Эти дети демонстрируют способность выполнять, как правило, задания низкой сложности с выбором ответа из области письменного самовыражения. Именно такого рода задания следует предлагать вначале детям для отработки алгоритмов рассуждений при выполнении различного рода заданий на креативное мышление, чтобы дать возможность почувствовать «вкус успеха».

Если учащиеся показывают результаты ниже среднего, целесообразно прежде всего обратить внимание на уровень их читательской грамотности и уровень сформированности познавательных действий. Для таких учащихся будет полезно совместное обсуждение и выполнение заданий в паре (или малой группе) с другими детьми.

Необходимо также формировать и развивать их оценочную самостоятельность, навыки поисковой деятельности, и, в частности, – умение ставить и задавать вопросы. Развитие креативного мышления на начальных этапах целесообразно вести на заданиях низкого уровня сложности, работая, прежде всего, с мотивацией учащихся. Основное внимание на этом этапе желательно обращать на такие новые для учащихся стороны как рассмотрение ситуации с разных точек зрения, ассоциативное мышление, анализ причин, по которым часто требуется дорабатывать идеи.

Комплексные задания «Питание растений» (6 кл), «Книжная выставка» (7 кл.), «Говорящие имена» (8 кл.). «Зоопарк» (8 кл.), «Теплопередача» (8 кл.) и другие показывают возможности использования заданий на креативное мышление на этапе отработки и обобщения полученных знаний, возможности их переноса и применения для решения различных практических проблем.

Комплексные задания «Питание растений» (6 кл), «Книжная выставка» (7 кл.), «Говорящие имена» (8 кл.). «Зоопарк» (8 кл.), «Теплопередача» (8 кл.) и другие показывают возможности использования заданий на креативное мышление на этапе

отработки и обобщения полученных знаний, возможности их переноса и применения

для решения различных практических проблем.

Этап 3. Формирование гибкости и беглости мышления учащихся. Цель этапа : Создание ситуаций, тренирующих наблюдательность, рефлексию, восстановление хода рассуждений. Рекомендуемые приёмы :

Этап 3. Формирование гибкости и беглости мышления учащихся.

Цель этапа : Создание ситуаций, тренирующих наблюдательность, рефлексию, восстановление хода рассуждений.

Рекомендуемые приёмы :

" Игра «Необычное в обычном»

- Что необычного ты заметил сегодня по дороге в школу? - Что необычного в … (в размещении мебели, в вопросе, в ответе…)

" Поиск ответов на вопросы типа:

- Как вы думаете, какой ответ, скорее всего, дадут ваши друзья? Как они будут рассуждать? - А как ещё можно рассуждать? Какой другой ответ можно дать? - Ваши друзья дали такой ответ:… Как они рассуждали?

Этап 4. Формирование гибкости и оригинальности мышления учащихся.

Цель этапа : Создание ситуаций, требующих работы в парах, малых группах с целью рассмотрения предлагаемой ситуации с разных точек зрения, поиска отличий в выдвигаемых версиях.

Рекомендуемые приёмы :

" Игра «Что? Где? Когда?», " Опора на ассоциативное мышление, " Ищем аналоги, " Ищем связи, " Ищем данный объект как элемент другого объекта и др.

2. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по креативному мышлению во внеурочной деятельности ВВЕДЕНИЕ

Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Появление этого направления не случайно. Ведь сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания, от способности его выразить и донести до людей.

Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.

Крайне важен тот факт, что привычка мыслить креативно имеет свойство переноса.

Если такую привычку удалось сформировать в какой-нибудь одной сфере, например, в бытовой, при решении обычных житейских проблем – в оформлении жилья или семейных альбомов, в кулинарии, – то можно вполне обоснованно ожидать, что привычка к поиску новых нестандартных решений проявится и в учёбе, и в профессиональной деятельности.

«Чай с печеньками»  «За чашечкой чая»  «Чаепитие с волшебством»  «Волшебная страна»  «В гостях у великана»  «Дорога в небеса»

«Чай с печеньками»

«За чашечкой чая»

«Чаепитие с волшебством»

«Волшебная страна»

«В гостях у великана»

«Дорога в небеса»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!