Вместе, мы стараемся ответить на вопросы: что такое функциональная грамотность? Как она нам пригодиться на разных предметах и в жизни? Каким образом мы можем формировать функциональную грамотность на уроках?
Мне очень помогает проектная деятельность. Проект может «задумываться» учителем в одном направлении, а ученикам он станет интересен в другом «ключе». И тогда задача учителя не настоять на своём, а стать партнёром, направляющим и координирующим работу. Каждый проект, как и каждый класс, имеет свою особенность, свою тему и рефлексию, которая подходит для данного класса.
Просмотр содержимого документа
««Функциональная грамотность как планируемый результат обучения при преподавании предметной области ОДНКНР».»
Доклад по теме: «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения при преподавании предметной области ОДНКНР».
Симонова Марина Валерьевна
Учитель истории, обществознания и ОДНКНР
МБОУ Арпачинской СОШ
- Окончила Таганрогский государственный
педагогический институт, 1999 г.
- Педагогический стаж: 13 лет
- Стаж преподавания ОПК: 7 лет
Функциональная грамотность.
- «Функциональная грамотность – это базовое образование личности. Важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
- Функциональная грамотность простыми словами – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных её сферах. Также существуют другие, более научные определения понятия «функциональная грамотность» – к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
- В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности школьника составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
- В данной работе я хотела бы поделиться собственным опытом деятельности, в направлении формировании функциональной грамотности, поскольку он является системным и приносит положительные результаты. После знакомства с курсом ОДНКНР предлагаю обучающимся познакомиться со схемой в данном или упрощённом варианте.
Формы функциональной грамотности
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Читательская грамотность
Юридическая грамотность
Функциональная грамотность
Творческое мышление
Компьютерная грамотность
Грамотность в вопросах здоровья
Грамотность в семейно-бытовых вопросах
Естественнонаучная грамотность
- Вместе, мы стараемся ответить на вопросы: что такое функциональная грамотность?
- Как она нам пригодиться на разных предметах и в жизни?
- Каким образом мы можем формировать функциональную грамотность на уроках?
- Мне очень помогает проектная деятельность. Проект может «задумываться» учителем в одном направлении, а ученикам он станет интересен в другом «ключе». И тогда задача учителя не настоять на своём, а стать партнёром, направляющим и координирующим работу.
- Каждый проект, как и каждый класс, имеет свою особенность, свою тему и рефлексию, которая подходит для данного класса.
За время использования проектной деятельности на занятиях обучающимися создано большое количество краткосрочных и среднесрочных проектов, направленных на изучение тем учебника, их расширение и углубление.
Считаю, что работа в проекте помогает создавать ситуацию успеха практически для каждого ученика в классе.
При работе над проектами пользуюсь несколькими правилами, которые, дают положительные результаты, ведь если создать для каждого ребенка ситуацию, в которой он имеет возможность достичь успеха, то можно считать, что учитель достиг своей главной задачи –
воспитать всесторонне развитого любознательного и успешного человека, который умеет ставить
для себя задачи и выполнять их самостоятельно.
- Большинство обучающихся класса, за время работы над проектом, учатся:
- - ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- - задавать вопросы к используемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- - работать с инструкциями, формулировать выводы;
- -выступать устно и письменно с использованием компьютерных средств и технологий.
- Доказательством того, что функциональная грамотность явление метапредметное , может служить любой проект курса ОДНКНР, для защиты которого подбирается материал, дополняющий учебник: фотографии и иллюстрации; отрывки литературных произведений и поэзия; музыкальные произведения (авторские или народные); указывается место расположения объекта.
При защите каждого проекта продумывается способ рефлексии, который будет не просто
серией вопросов, а логическим завершением занятия.
Во время презентации проектов каждый раз даю таблицу для сравнительного анализа, что
помогает создать рабочую обстановку и формирует умение слушать других, выбирать нужное и анализировать.
Считаю, что проектная деятельность, которая выходит за рамки урока или занятия,
помогает объединить знания из разных предметных областей и применить их в новых условиях.
Это является бесспорным доказательством того, что обучающимся сегодня нужно учиться самоуправляемой деятельности по решению личностно-значимых, социально-актуальных и познавательных проблем, во время решения, которых они смогут овладеть необходимыми знаниями и умениями по добыванию, обработке и применению информации.
Таким образом, поставленная цель, в большинстве случаев, достигнута.