ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для 8 класса создана в основании:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года (с последними изменениями на 01.02.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом министерства просвещения РФ №371 от 18.05.2023.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету.
Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС СОО и ФООП (утверждена приказом №240 от 30.08.2023г.)
Положение о рабочей программе школы МБОУ СОШ№ 59 п. Белозерный.
В Программе содержание внеурочной деятельности ФГ структурно представлено шестью модулями обеспечивающими непрерывность освоения на уровне основного общего образования:
модуль № 1 «Читательская грамотность»; модуль №2«Математическая грамотность»; модуль №3 «Естественно-научная грамотность»;
модуль №4 «Глобальные компетенции»;
модуль №5 «Финансовая грамотность»;
модуль №6 «Креативное мышление»;
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия.
Актуальность
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programmefor International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 5 видов грамотности: читательскую, математическую, естественно-научную, креативное мышление и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года ». Согласно Указу,
«в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных передним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в МБОУ СОШ № 59 п. Белозёрный в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: про- буем действовать» (5 ч) |
1 | Смысл жизни (я и моя жизнь) |
2 | Человек и книга |
3 | Познание |
Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют зна- ния?» (5 ч) |
1 | Наука и технологии |
2 | Мир живого |
3 | Вещества, которые нас окружают |
4 | Наше здоровье |
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уро- ках, в школе и в жизни» (5 ч) |
1 | Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 6 тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС), 6 схемы, опорные конспекты (ВС), 6 социальные инициативы и взаимодействия (СПр), 6 изобретательство и рационализаторство (ЕНПр). |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Ис- пользование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем. |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригиналь- ность и проработанность. Когда на уроке мне помогла креа- тивность? |
Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креатив- ность при выполнении задания. |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Вы- полнение проекта на основе комплексного задания |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итого- вой работы |
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружаю- щем мире» (4 ч) |
1 | В профессиях |
2 | В общественной жизни |
3 | В общественной жизни |
4 | В профессиях |
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч) |
1 | Финансовые риски и взвешенные решения |
2 | Делаем финансовые вложения: как приумножить и не поте- рять |
3 | Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать |
4 | Самое главное о сбережениях и накоплениях |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математи- ка (2 ч) |
1 | «Сосчитать – после не хлопотать» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч) |
1 | Социальные нормы – основа общения |
2-3 | Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по прави- лам» и достигаем общих целей |
4 | Прошлое и будущее: причины и способы решения глобаль- ных проблем |
5 | Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знаково-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико- ориентированного характера;
умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
формирование предпосылок научного типа мышления;
освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол- во часов | Дата | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
По прогр. | По факту |
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса. |
1. | Введение | 1 | | | Знакомство участ- ников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «со- ставляющие функ- циональной грамот- ности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая гра- мотность, глобаль- ные компетенции, креативное мыш- ление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. | Развить мотивацию к целенаправлен- ной социально значимой деятель- ности; стремление быть полезным, ин- терес к социально- му сотрудничеству; Сформировать внутреннюю пози- ции личности как особого ценност- ного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформиро- вать установку на активное участие в решении прак- тических задач, осознанием важно- сти образования на протяжении всей жизни для успеш | Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать за- нятия. Беседа, работа в груп- пах, планиро- вание работы. | Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информа- ционного взаимо- действия субъектов Российской Феде- рации в проекте «Мониторинг фор- мирования функцио- нальной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/); Материалы из посо- бий «Функциональ- ная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Про- свещение» |
4-5. | Познание | 2 | | | Научная информа- ция: анализ и оценка | Использовать информацию из текста для различ- ных целей | Конференция | «Исчезающая пища. Бананы»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/) «Исчезающая пища»: (Читатель- ская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. ор- ганизаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург: «Просвещение», 2021). «Новости» (http:// skiv.instrao.ru) |
6. | Смысл жизни (я и моя жизнь) | 1 | | | Художественный текст как средство осмысления действи- тельности | Интегрировать и интерпретировать информацию | Творческая лаборатория | «За тенью» (http:// skiv.instrao.ru) «Зачем?»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/) |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч) |
7-8. | Наука и технологии | 2 | | | Выполнение заданий «Поехали на водороде» и «На всех парусах» | Объяснение принципов действия технологий. Выдвижение идей по использованию знаний для разработки и совершенствования технологий. | Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «Поехали на водороде»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) |
9. | Мир живого | 1 | | | Выполнение задания «Что вы знаете о клонах?» | Объяснение происходящих процессов на основе полученных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов. | Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. |
10. | Вещества, которые нас окружают | 1 | | | Выполнение задания «От газировки к «газированному» океану» | Получение выводов на основе нтер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Про- ведение простых исследований и анализ их резуль- татов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | «Углекислый газ: от газировки к «гази- рованному» океану»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
| | | | | | | |
11.. | Наше здоровье | 1 | | | Выполнение задания «Экстремальные про- фессии» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито- ринг формирования |
| | | | | | функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru) | |
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) | |
12. | Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия | 1 | | | Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: 6 тематика и на- звания, слоганы, имена героев 6 схемы, опорные конспекты, 6 социальные иници- ативы и взаимодей- ствия 6 изобретательство и рационализатор- ство. | Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совмест- ная деятельность по анализу предло- женных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение раз- личных способов проявления креа- тивности в ситуа- циях: 6 создания сюжетов и сценариев, 6 создания эмблем, плакатов, по- стеров и других аналогичных рисунков, решения эколо- гических про- блем (ресурсо- и энергосбереже- ния, утилизации и переработки и др.), 6 выдвижения ги- потез. | Работа в па- рах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов | Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные зада- ния 8 кл., Название книги, 6 8 кл., Рекламный слоган, 8 кл., Фан- фик, 6 8 кл., Лесные по- жары 6 8 кл., Быть чутки- ми 6 7 кл., Одни дома |
13. | Выдвижение разнообразных идей. | 1 | | | Выдвижение раз- нообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышле- ния при решении школьных проблем. Использование име- ющихся знаний для креативного решения учебных проблем. | Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предло- женных ситуаций и сюжетов. Моде- лирование ситуа- ций, требующих применения ди- вергентного мыш- ления. Примеры: Описание областей применимости, Выявление раз- ных точек зрения Преобразование утверждений, на- пример, «Скажи по-друго- му», Поиск аль- тернатив, Поиск связей и отноше- ний Подведение итогов: – для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдви- жение разнообраз- ных идей? (Кому нужно/важно это знание? Где это применяется? Как это связано с …? И т..п.) | Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов | Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные за- дания (задания на выдвижение разноо- бразных идей, оцен- ку и отбор идей) 6 8 кл., Говорящие имена, 6 8 кл., Система, 6 8 кл., Литератур- ные места России, 6 8 кл., Вращение Земли, 6 8 кл., Зоопарк, Креативное мыш- ление, выпуск 2, Просвещение, 6 8 кл., Теплопере- дача«Транспорт будуще- го»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
14. | Выдвижение креативных идей и их доработка. | 1 | | | Оригинальность и проработанность. Обсуждение пробле- мы: Когда на уроке мне помогла креатив- ность? | Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предло- женных ситуаций. Моделируем ситу- ацию: как можно проявить креатив- ность при выпол- нении задания? Моделирование си- туаций, требующих применения кре- ативного мышле- ния при изучении нового материала. Примеры: Описание свойств изучаемого объ- екта с опорой на воображение, Преобразование утверждений, Проверка утверж- дений «на проч- ность», опреде- ление границ применимости, Выявление глав- ного, Представление результатов, Поиск связей и отношений Подведение ито- гов: – для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдви- гать креативные идеи? (Какой ответ напрашивается? А как еще можно рассуждать? Какой другой ответ можно дать?) - для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется доработ- ка идей? (Удобно ли это решение? Можно ли сделать лучше/ быстрее / экономнее …?) | Работа в ма- лых группах по поиску ана- логий, связей, ассоциаций Работа в парах и малых груп- пах по анализу и моделирова- нию ситуаций, по подведе- нию итогов. Презентация результатов обсуждения | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные зада- ния (задания на вы- движение креатив- ных идей, доработку идей) 6 8 кл., Говорящие имена, 6 8 кл., Система, 6 8 кл., Литератур- ные места России, 6 8 кл., Вращение Земли, 6 8 кл., Зоопарк, Креативное мыш- ление, выпуск 2, Просвещение, 6 8 кл., Теплопере- дача «Реклама чтения»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
15. | От выдвижения до доработки идей | 1 | | | Использование на- выков креативного мышления для созда- ния продукта. | Выполнение проекта на осно- ве комплексного задания (по выбору учителя): 6 конкурс идей «Знакомимся с эпохой писателя», социальное проектирование. «Как я вижу свое будущее?», 6 подготовка и проведение соци- ально значимого мероприятия (на- пример, охраны лесов от пожа- ров), 6 подготовка и про- ведение классного часа для млад- ших подростков «Физика/био- логия … в твоей жизни», 6 планирование и организация системы меропри- ятий по помощи в учебе. | Работа в ма- лых группах Презентация результатов обсуждения | Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) По выбору учителя 6 8 кл., Литератур- ные места России 6 7 кл., Нужный предмет, 6 8 кл., Лесные по- жары, 6 8 кл., Зоопарк. Креативное мыш- ление, выпуск 2, Просвещение, 6 8 кл., Вращение Земли, 6 7 кл., Поможем друг другу |
16. | Диагностика и рефлексия. Самооценка | 1 | | Креативное мышле- ние. Диагностиче- ская работа для 8 класса. | Выполнение итого- вой работы. Обсуж- дение результатов. Взаимо- и самоо- ценка результатов выполнения | Индивиду- альная рабо- та. Работа в парах. | Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Диагностическя |
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1. |
17. | Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях | 1 | | | Самооценка уверен- ности при решении жизненных проблем. Обсуждение резуль- татов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. | Оценивать ре- зультаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необхо- димые для органи- зации собственной деятельности. Предлагать вариан- ты решений постав- ленной проблемы. | Беседа | Приложение |
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) |
18. | В профессиях | 1 | | | Геометрические фигуры, взаимное расположение фигур, Числовые закономер- ности, Дроби | Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические | Беседа, групповая работа, индивидуаль- ная работа, практическая | «Формат книги» (http://skiv.instrao. ru/) «Площади интерес- ных фигур»: |
| | | | | | объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать математи- ческие объекты (числа, величины, фигуры). При- менять правила, свойства (вычис- лений, нахожде- ния результата). Применять приемы проверки результа- та. Интерпретиро- вать ответ, дан- ные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения и выводы. Распоз- навать истинные и | работа (моде- лирование) | образовательный ре- сурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
19. | В общественной жизни | 1 | | | Перебор возможных вариантов. Множе- ства. Числовые выра- жения и неравен- ства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний | Групповая работа, инди- видуальная работа, мозго- вой штурм | «Доставка обеда», «Столики в кафе» (http://skiv.instrao. ru/) «Абитуриент»: обра- зовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
20. | В общественной жизни | 1 | | | Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление данных (таблица). Вычисле- ния с рациональны- ми числами | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика) | «Пассажиропоток аэропортов» (http:// skiv.instrao.ru/) «Аренда автомоби- ля»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
21. | В профессиях | 1 | | | Геометрические фи- гуры и их свойства (треугольник, прямо- угольник), Измере- ние геометрических | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая | «Освещение зимнего сада» (http://skiv. instrao.ru/) |
21. | | | | | величин, Тригономе- трические соотноше- ния в прямоугольном треугольнике | ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически. Наблюдать и про- водить аналогии. | работа (моде- лирование), презентация (техническое задание, сме- та) | РЭШ: «Установка зенитных фонарей» «Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч) |
22. | Финансовые риски и взвешенные решения | 1 | | | Финансовый риск Инвестиции Инфля- ция и ее послед- ствия. Виды инве- стирования Ценные бумаги: акции, обли- гации. Что является грамотным финансо- вым решением? | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение. | Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ ролевая игра/ дебаты | Акция или облига- ция (http://skiv. instrao.ru/) |
23. | Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять | 1 | | | Банк как финан- совый институт, инфляция и ее последствия: виды банковских вкладов, кредит, банковские проценты, источники банковской прибыли, банковский договор. Правила пользования различными банков- скими продуктами | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение. | Решение си- туативных и проблемных задач. Беседа / практическая работа /игра / дискуссия | «Как приумножить накопления» (http:// skiv.instrao.ru) «Как накопить день- ги»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
24. | Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать | 1 | | | Страховая компании как финансовый институт; виды стра- хования; страховой полис. | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение. | Решение си- туативных и проблемных задач. Беседа / прак- тическая ра- бота / ролевая игра / дискус- сия / дебаты | «Страховка для спор- тсмена» (http://skiv. instrao.ru/) «Медицинская страховка», «Страхо- вание здоровья»: об- разовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
25. | Самое главное о сбережениях и накоплениях | 1 | | | Сбережения и на- копления: общее и разница Правила ра- циональных сбереже- ний и накоплений | Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение. | Решение си- туативных и проблемных задач Беседа / практическая работа / игра | «Инвестиции» (http://skiv.instrao. ru/) «Сокращение расхо- дов»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) |
26- 27. | «Сосчитать, после не хлопотать» «Сберегательные вклады» | 2 | | | Финансовая грамот- ность: 6 Финансовый рынок и посредники. 6 Финансовый риск. 6 Грамотное финансо- вое решение. Математическая гра- мотность: 6 Зависимость «цена – количе- ство-стоимость». 6 Действия с числами и величинами. 6 Вычисление про- центов. 6 Вычисление про- цента от числа и числа по его про- центу | Финансовая гра- мотность: 6 Выявлять и анализировать финансовую ин- формацию. 6 Оценивать финан- совые проблемы. 6 Применять фи- нансовые знания. 6 Обосновывать финансовое реше- ние. Математическая грамотность: 6 Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диа- граммы). 6 Распознавать математические объекты. 6 Моделировать ситуацию матема- тически. | Решение си- туативных и проблемных задач Беседа / практическая работа / игра групповая работа, инди- видуальная работа | «Где взять деньги?», «Как взять кредит и не разориться?» (http://skiv.instrao. ru/) «Сберегательные вклады» (https:// instrao.ru/) «Банковский кре- дит»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
| | | | | | 6 Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. 6 Предлагать и об- суждать способы решения. 6 Прикидывать, оценивать, вычис- лять результат | | | |
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обще- стве: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч) | |
28. | Социальные нормы – основа общения | 1 | | | Что такое стереоти- пы и как они про- являются в нашей жизни. | Анализировать примеры социаль- ного взаимодей- ствия, связанного с соблюдением или нарушением соци- альных норм, со стереотипами. Вы- являть и оценивать различные мнения и точки зрения о необходимости соблюдения семей- ных и обществен- ных традиций. Аргументировать свое мнение о роли традиций в поддер- жании культурно- го многообразия. Оценивать риски и последствия отказа от соблюдения тра- диций. | Беседа / об- суждение / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций | Ситуации 6 «Поговорим веж- ливо», 6 «Пост хвастов- ства», «Самоуправ- ление в школе», 6 «Рождение детей и СМИ» (http://skiv.instrao. ru/) «Новый ученик»: Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
29- 30. | Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей | 2 | | | Межкультурное взаимодействие: роль и причины противо- речий в межкультур- ном взаимодействии. Проблемы различ- ных социальных групп в современном мире. Демографиче- ские группы. Мигра- ция и мигранты | Определять стра- тегии поведения в конфликтных социальных вза- имодействиях. Выявлять и оце- нивать различные мнения и точки зрения о причинах конфликтных ситу- аций. | Дискуссия / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций | Ситуации «Связь по- колений», «Детская площадка» (http://skiv.instrao. ru/) «Миграции и ми- гранты»: образо- вательный ресурс издательства «Про- свещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуация «Мигра- ция и мигранты» Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. |
31. | Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем | 1 | | | Глобальные пробле- мы: причины воз- никновения, особен- ности проявления в различных регионах Земли. | Выявлять и оце- нивать различные мнения и точки зрения, связанные с проявлением глобальных про- блем в различных регионах Земли. Объяснять слож- ные региональные ситуации и про- блемы. Оценивать действия по прео- долению сложных ситуаций и их последствий | Обсуждение информации, предложенной руководите- лем занятия / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций | «Африка как зер- кало глобальных проблем», «Циви- лизация и мусор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуации «Африка как зеркало глобаль- ных проблем», «Ци- вилизация и мусор» Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ситуации «Леса или сельскохозяйствен- ные угодья», «Озеле- ненные территории», «Пластик, о котором все знают» (http:// skiv.instrao.ru/) |
32. | Действуем для будущего: сохраняем при- родные ресурсы | 1 | | | Глобальные пробле- мы: концепция устой- чивого развития и решение глобальных проблем. Сущность концепции устойчиво- го развития. Возможности решения глобальных проблем на примерах энергетической и сырьевой проблем | Объяснять слож- ные ситуации и проблемы, связан- ные с устойчивым развитием. Аргу- ментировать свое мнение о возможности преодоления энергетической и сырьевой глобаль- ных проблем. Оце- нивать действия людей и сообществ с позиций дости- жения устойчивого развития | Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / ре- шение позна- вательных задач и разбор ситуаций | «Глобальные про- блемы и ценности устойчивого разви- тия», «Чистая вода»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» https://media.prosv. ru/func/) «Глобальные про- блемы и ценности устойчивого раз- вития»: Глобаль- ные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Стр. 12–16. Ситуации «Шопого- лик», «Бензин или метан», «Цель № 7», «Энергетическая проблема», «Этич- ное производство и потребление» (http://skiv.instrao. ru/) |
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. |
33. | Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях | 1 | | | Оценка (самооценка) уровня сформиро- ванности функцио- нальной грамотности по шести составля- ющим. Обсуждение возможных действий, направлен- ных на повышение уровня ФГ отдель- ных учащихся и группы в целом. | Оценивать результа- ты своей деятельно- сти. Аргументиро- вать и обосновывать свою позицию. Осуществлять со- трудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения. | Групповая работа | Для конкретизации проявления сформи- рованности отдель- ных уровней ФГ используются приме- ры заданий разного уровня ФГ(http://skiv.instrao. ru/) |
34. | Итоговое занятие | 1 | | Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). | Решение прак- тических задач, успешное межлич- ностного обще- ние в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследова- тельских, проект- ных и других твор- ческих работах. Просмотр слайд- шоу с фотография- ми и видео, сделан- ными педагогами и детьми во время занятий. Благодар- ности друг другу за совместную работу. | Театрализован- ное представ- ление, фести- валь, выставка работ | |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФhttps://fg.resh.edu.ru/ ЭлектронныеформыучебныхпособийиздательстваПросвещениеhttps://media.prosv.ru/ БанкзаданийИСРОРАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
ОткрытыйбанкзаданийPISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa МЦКОhttps://mcko.ru/
Цифровая лаборатория в области нейротехнологий. Практикум по биологии. BiTronics Lab/Цифровая лаборатория для проведения учебно-исследовательских работ в области
физиологии человека, может быть применена как в рамках исследовательских работ, так и в рамках основной образовательной программы (например, урок Биологии).
Ресурсный набор "Система управления макетом бионической руки” Учебно-демонстрационный комплекс по анатомии Стол Пирогов
Цифровая лаборатория по химии для ученика (STEM)
Цифровые датчики:
Цифровой Р-датчик электропроводности,
Цифровой Р-датчик температуры термопарный,
Цифровой Р-датчик рН,
Цифровой Р-датчик оптической плотности 525 нм,
Цифровой датчик температуры (-40…+180 С)
Цифровой Р-датчик оптической плотности 590 нм.
Держатель датчика - 2 шт.; кабель соединительный USB 2 (вилка А – вилка В) - 2 шт., длина кабеля –[1,5м- 1,8 м]; кабель соединительный для IDC разъема; весы электронные
лабораторные с максимальным пределом взвешивания – 200 гр, дискретность весов – не более 0,01 гр;
кювета с габаритными размерами 110*45мм. – 1 шт.; набор лабораторной оснастки.; ложемент пластиковый.; ложемент из теплофлекса.; контейнер с крышкой; программное обеспечение;
методические рекомендации.