СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для 8 класса создана в основании:

  1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года (с последними изменениями на 01.02.2023).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

  3. Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом министерства просвещения РФ №371 от 18.05.2023.

  4. Федеральная рабочая программа по учебному предмету.

  5. Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС СОО и ФООП (утверждена приказом №240 от 30.08.2023г.)

  6. Положение о рабочей программе школы МБОУ СОШ№ 59 п. Белозерный.

В Программе содержание внеурочной деятельности ФГ структурно представлено шестью модулями обеспечивающими непрерывность освоения на уровне основного общего образования:

модуль № 1 «Читательская грамотность»; модуль №2«Математическая грамотность»; модуль №3 «Естественно-научная грамотность»;

модуль №4 «Глобальные компетенции»;

модуль №5 «Финансовая грамотность»;

модуль №6 «Креативное мышление»;

Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия.


Актуальность

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных

планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.

Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programmefor International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 5 видов грамотности: читательскую, математическую, естественно-научную, креативное мышление и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года ». Согласно Указу,

«в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных передним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).

Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.

Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.


СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Для реализации внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в МБОУ СОШ № 59 п. Белозёрный в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.


СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: про- буем действовать» (5 ч)

1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Человек и книга

3

Познание

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяют зна- ния?» (5 ч)

1

Наука и технологии

2

Мир живого

3

Вещества, которые нас окружают

4

Наше здоровье

Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уро- ках, в школе и в жизни» (5 ч)

1

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.

Модели заданий:

6 тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС),

6 схемы, опорные конспекты (ВС),

6 социальные инициативы и взаимодействия (СПр),

6 изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).

2

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Ис- пользование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем.

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригиналь- ность и проработанность. Когда на уроке мне помогла креа- тивность?

Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креатив- ность при выполнении задания.

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Вы- полнение проекта на основе комплексного задания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итого- вой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружаю- щем мире» (4 ч)

1

В профессиях

2

В общественной жизни

3

В общественной жизни

4

В профессиях

Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч)

1

Финансовые риски и взвешенные решения

2

Делаем финансовые вложения: как приумножить и не поте- рять

3

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

4

Самое главное о сбережениях и накоплениях

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математи- ка (2 ч)

1

«Сосчитать – после не хлопотать»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)

1

Социальные нормы – основа общения

2-3

Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по прави- лам» и достигаем общих целей

4

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобаль- ных проблем

5

Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

    • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

    • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

    • готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы;

    • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

    • проявление интереса к способам познания;

    • стремление к самоизменению;

    • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

    • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

    • установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

    • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

    • активное участие в жизни семьи;

    • приобретение опыта успешного межличностного общения;

    • готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

    • проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

    • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся

условиям социальной и природной среды:

  • освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

  • готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

    • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

    • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

    • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

    • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

    • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

    • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями;

  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

  • овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

    • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

    • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

    • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности;

    • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

    • владеть базовыми логическими операциями:

    • сопоставления и сравнения,

    • группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения,

    • выделения главного;

    • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знаково-символических средств;

    • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

    • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

    • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

    • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

    • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

    • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

    • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);


  1. базовые исследовательские действия:

    • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

    • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

    • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

    • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

    • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

    • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

    • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

  1. работа с информацией:

    • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной

    • учебной задачи и заданных критериев;

    • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

    • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

    • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

    • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

    • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

    • Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение:

    • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

    • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

    • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

    • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

    • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    • публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

    • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

  1. совместная деятельность:

    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

    • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и

    • координировать свои действия с другими членами команды;

    • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

    • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

    • Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация:

    • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

    • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

    • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

    • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

    • делать выбор и брать ответственность за решение;

  1. самоконтроль:

    • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

    • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

    • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

    • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

    • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

    • оценивать соответствие результата цели и условиям;

  1. эмоциональный интеллект:

    • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;

    • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

    • регулировать способ выражения эмоций;

  1. принятие себя и других:

    • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

    • открытость себе и другим;

    • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

    • Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:

    • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

    • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

    • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

    • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

    • анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

    • определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:

    • овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями

  • воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

    • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;

    • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:

Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:

    • сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

    • решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;

    • извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;

    • оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;

    • пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;

    • находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;

    • использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

    • переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;

    • решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

    • умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико- ориентированного характера;

    • умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;

    • умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

    • умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;

    • умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

    • сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

    • умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

    • умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

  • освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;

  • формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;

  • формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;

  • формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;

  • формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);

  • формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);

  • приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

    • освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

    • формирование предпосылок научного типа мышления;

    • освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

    • способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;

    • проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;

    • демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;

    • предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;

    • ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
















Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол- во часов

Дата

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

По прогр.

По факту

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.

1.

Введение

1



Знакомство участ- ников программы. Обсуждение понятий

«функциональная грамотность», «со- ставляющие функ- циональной грамот- ности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая гра- мотность, глобаль- ные компетенции, креативное мыш- ление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.

Развить мотивацию к целенаправлен- ной социально значимой деятель- ности; стремление быть полезным, ин- терес к социально- му сотрудничеству; Сформировать внутреннюю пози- ции личности как особого ценност- ного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформиро- вать установку на активное участие

в решении прак- тических задач, осознанием важно- сти образования на протяжении всей жизни для успеш

Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать за- нятия. Беседа, работа в груп- пах, планиро- вание работы.

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/)

Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информа- ционного взаимо- действия субъектов Российской Феде- рации в проекте

«Мониторинг фор- мирования функцио- нальной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/);

Материалы из посо- бий «Функциональ- ная грамотность.

Учимся для жизни» издательства «Про- свещение»


4-5.

Познание

2



Научная информа- ция: анализ и оценка

Использовать информацию из текста для различ- ных целей

Конференция

«Исчезающая пища. Бананы»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)

«Исчезающая пища»: (Читатель- ская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. ор- ганизаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург:

«Просвещение», 2021).

«Новости» (http:// skiv.instrao.ru)

6.

Смысл жизни (я и моя жизнь)

1



Художественный текст как средство осмысления действи- тельности

Интегрировать и интерпретировать информацию

Творческая лаборатория

«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)

«Зачем?»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)



Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)

7-8.

Наука и технологии

2



Выполнение заданий «Поехали на водороде» и «На всех парусах»

Объяснение принципов действия технологий. Выдвижение идей по использованию знаний для разработки и совершенствования технологий.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Поехали на водороде»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.

С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб.

: Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

9.

Мир живого

1



Выполнение задания

«Что вы знаете о клонах?»

Объяснение происходящих процессов на основе полученных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021.



10.

Вещества, которые нас окружают

1



Выполнение задания «От газировки к «газированному» океану»

Получение выводов на основе нтер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Про- ведение простых исследований и анализ их резуль- татов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Углекислый газ: от газировки к «гази- рованному» океану»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.









11..

Наше здоровье

1



Выполнение задания

«Экстремальные про- фессии»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито-

ринг формирования









функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru)


Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)


12.

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия

1



Анализ моделей и ситуаций.

Модели заданий:

6 тематика и на- звания, слоганы, имена героев

6 схемы, опорные конспекты,

6 социальные иници- ативы и взаимодей- ствия

6 изобретательство и рационализатор- ство.

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения главного. Совмест- ная деятельность по анализу предло- женных ситуаций.

Выдвижение идей и обсуждение раз- личных способов проявления креа- тивности в ситуа- циях:

6 создания сюжетов и сценариев,

6 создания эмблем, плакатов, по- стеров и других аналогичных рисунков, решения эколо- гических про- блем (ресурсо- и энергосбереже- ния, утилизации и переработки и др.),

6 выдвижения ги- потез.

Работа в па- рах и малых группах над различными комплексными заданиями.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные зада- ния

8 кл., Название книги,

6 8 кл., Рекламный слоган, 8 кл., Фан- фик,

6 8 кл., Лесные по- жары

6 8 кл., Быть чутки- ми

6 7 кл., Одни дома



13.

Выдвижение разнообразных идей.

1



Выдвижение раз- нообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышле- ния при решении школьных проблем. Использование име- ющихся знаний для креативного решения учебных проблем.

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предло- женных ситуаций и сюжетов. Моде- лирование ситуа- ций, требующих применения ди- вергентного мыш- ления. Примеры: Описание областей применимости, Выявление раз- ных точек зрения Преобразование утверждений, на- пример, «Скажи по-друго- му», Поиск аль- тернатив, Поиск связей и отноше- ний Подведение итогов:

– для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдви-

жение разнообраз- ных идей? (Кому нужно/важно это знание? Где это применяется? Как это связано с …? И т..п.)

Работа в парах и малых группах.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные за- дания (задания на выдвижение разноо- бразных идей, оцен- ку и отбор идей)

6 8 кл., Говорящие имена,

6 8 кл., Система,

6 8 кл., Литератур- ные места России,

6 8 кл., Вращение Земли,

6 8 кл., Зоопарк, Креативное мыш- ление, выпуск 2, Просвещение,

6 8 кл., Теплопере- дача«Транспорт будуще- го»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)



14.

Выдвижение креативных идей и их доработка.

1



Оригинальность и проработанность. Обсуждение пробле- мы: Когда на уроке мне помогла креатив- ность?

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предло- женных ситуаций. Моделируем ситу- ацию: как можно проявить креатив- ность при выпол- нении задания?

Моделирование си- туаций, требующих применения кре- ативного мышле- ния при изучении нового материала.

Примеры:

Описание свойств изучаемого объ- екта с опорой на воображение,

Преобразование утверждений,

Проверка утверж- дений «на проч- ность», опреде- ление границ применимости,

Выявление глав- ного,

Представление результатов,

Поиск связей и отношений

Подведение ито- гов: – для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдви- гать креативные идеи? (Какой ответ напрашивается?

А как еще можно рассуждать? Какой другой ответ можно дать?) - для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется доработ- ка идей? (Удобно ли это решение?

Можно ли сделать лучше/ быстрее / экономнее …?)

Работа в ма- лых группах по поиску ана- логий, связей, ассоциаций Работа в парах и малых груп- пах по анализу и моделирова- нию ситуаций, по подведе- нию итогов. Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

Комплексные зада- ния (задания на вы- движение креатив- ных идей, доработку идей)

6 8 кл., Говорящие имена, 6 8 кл., Система,

6 8 кл., Литератур- ные места России,

6 8 кл., Вращение Земли,

6 8 кл., Зоопарк, Креативное мыш- ление, выпуск 2, Просвещение,

6 8 кл., Теплопере- дача

«Реклама чтения»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)




15.

От выдвижения до доработки идей

1



Использование на- выков креативного мышления для созда- ния продукта.

Выполнение проекта на осно- ве комплексного

задания (по выбору учителя):

6 конкурс идей

«Знакомимся с эпохой писателя», социальное проектирование.

«Как я вижу свое будущее?»,

6 подготовка и проведение соци- ально значимого мероприятия (на- пример, охраны лесов от пожа- ров),

6 подготовка и про- ведение классного часа для млад- ших подростков

«Физика/био- логия … в твоей жизни»,

6 планирование и организация

системы меропри- ятий по помощи в учебе.

Работа в ма- лых группах Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

По выбору учителя

6 8 кл., Литератур- ные места России

6 7 кл., Нужный предмет, 6 8 кл., Лесные по- жары,

6 8 кл., Зоопарк. Креативное мыш- ление, выпуск 2, Просвещение,

6 8 кл., Вращение Земли,

6 7 кл., Поможем друг другу



16.

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1


Креативное мышле- ние. Диагностиче- ская работа для 8 класса.

Выполнение итого- вой работы. Обсуж- дение результатов. Взаимо- и самоо- ценка результатов выполнения

Индивиду- альная рабо- та. Работа в парах.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Диагностическя




Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.

17.

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях

1



Самооценка уверен- ности при решении жизненных проблем. Обсуждение резуль- татов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.

Оценивать ре- зультаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необхо- димые для органи- зации собственной деятельности.

Предлагать вариан- ты решений постав- ленной проблемы.

Беседа

Приложение

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

18.

В профессиях

1



Геометрические фигуры, взаимное расположение фигур, Числовые закономер- ности, Дроби

Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические

Беседа, групповая работа, индивидуаль- ная работа, практическая

«Формат книги» (http://skiv.instrao. ru/)

«Площади интерес- ных фигур»:







объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать математи- ческие объекты (числа, величины, фигуры). При- менять правила, свойства (вычис- лений, нахожде- ния результата).

Применять приемы проверки результа- та. Интерпретиро- вать ответ, дан- ные. Выдвигать

и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения

и выводы. Распоз- навать истинные и

работа (моде- лирование)

образовательный ре- сурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

19.

В общественной жизни

1



Перебор возможных вариантов. Множе- ства. Числовые выра- жения и неравен- ства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний

Групповая работа, инди- видуальная работа, мозго- вой штурм

«Доставка обеда»,

«Столики в кафе» (http://skiv.instrao. ru/)

«Абитуриент»: обра- зовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

20.

В общественной жизни

1



Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление данных (таблица). Вычисле- ния с рациональны- ми числами

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика)

«Пассажиропоток аэропортов» (http:// skiv.instrao.ru/)

«Аренда автомоби- ля»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

21.

В профессиях

1



Геометрические фи- гуры и их свойства (треугольник, прямо- угольник), Измере- ние геометрических

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая

«Освещение зимнего сада» (http://skiv. instrao.ru/)



21.





величин, Тригономе- трические соотноше- ния в прямоугольном треугольнике

ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически.

Наблюдать и про- водить аналогии.

работа (моде- лирование), презентация (техническое задание, сме- та)

РЭШ: «Установка зенитных фонарей»

«Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)

22.

Финансовые риски и взвешенные решения

1



Финансовый риск Инвестиции Инфля- ция и ее послед- ствия. Виды инве- стирования Ценные бумаги: акции, обли- гации. Что является грамотным финансо- вым решением?

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач Беседа/ ролевая игра/ дебаты

Акция или облига- ция (http://skiv. instrao.ru/)









23.

Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

1



Банк как финан- совый институт, инфляция и ее последствия: виды банковских вкладов, кредит, банковские проценты, источники банковской прибыли, банковский договор. Правила пользования различными банков- скими продуктами

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач.

Беседа / практическая работа /игра / дискуссия

«Как приумножить накопления» (http:// skiv.instrao.ru)

«Как накопить день- ги»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

24.

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

1



Страховая компании как финансовый институт; виды стра- хования; страховой полис.

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач.

Беседа / прак- тическая ра- бота / ролевая игра / дискус- сия / дебаты

«Страховка для спор- тсмена» (http://skiv. instrao.ru/)

«Медицинская страховка», «Страхо- вание здоровья»: об- разовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

25.

Самое главное о сбережениях и накоплениях

1



Сбережения и на- копления: общее и разница Правила ра- циональных сбереже- ний и накоплений

Выявлять и анали- зировать финансо- вую информацию. Оценивать финан- совые проблемы. Применять финан- совые знания. Обо- сновывать финан- совое решение.

Решение си- туативных и проблемных задач

Беседа / практическая работа / игра

«Инвестиции» (http://skiv.instrao. ru/)

«Сокращение расхо- дов»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)



Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

26-

27.

«Сосчитать, после не хлопотать»

«Сберегательные вклады»

2



Финансовая грамот- ность:

6 Финансовый рынок и посредники.

6 Финансовый риск.

6 Грамотное финансо- вое решение.

Математическая гра- мотность:

6 Зависимость

«цена – количе- ство-стоимость».

6 Действия с числами и величинами.

6 Вычисление про- центов.

6 Вычисление про- цента от числа и числа по его про- центу

Финансовая гра- мотность:

6 Выявлять и анализировать финансовую ин- формацию.

6 Оценивать финан- совые проблемы.

6 Применять фи- нансовые знания.

6 Обосновывать финансовое реше- ние.

Математическая грамотность:

6 Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диа- граммы).

6 Распознавать математические объекты.

6 Моделировать ситуацию матема- тически.

Решение си- туативных и проблемных задач

Беседа / практическая работа / игра групповая работа, инди- видуальная работа

«Где взять деньги?»,

«Как взять кредит и не разориться?» (http://skiv.instrao. ru/)

«Сберегательные вклады» (https:// instrao.ru/)

«Банковский кре- дит»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)









6 Устанавливать и использовать

зависимости меж- ду величинами, данными.

6 Предлагать и об- суждать способы решения.

6 Прикидывать, оценивать, вычис- лять результат




Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обще- стве: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)


28.

Социальные нормы – основа общения

1



Что такое стереоти- пы и как они про- являются в нашей жизни.

Анализировать примеры социаль- ного взаимодей- ствия, связанного с соблюдением или нарушением соци- альных норм, со

стереотипами. Вы- являть и оценивать различные мнения и точки зрения

о необходимости соблюдения семей- ных и обществен- ных традиций.

Аргументировать свое мнение о роли традиций в поддер- жании культурно- го многообразия.

Оценивать риски и последствия отказа от соблюдения тра- диций.

Беседа / об- суждение / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации

6 «Поговорим веж- ливо»,

6 «Пост хвастов- ства», «Самоуправ- ление в школе»,

6 «Рождение детей и СМИ»

(http://skiv.instrao. ru/)

«Новый ученик»: Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)




29-

30.

Общаемся со старшими и с младшими.

Общаемся

«по правилам» и достигаем общих целей

2



Межкультурное взаимодействие: роль и причины противо- речий в межкультур- ном взаимодействии. Проблемы различ- ных социальных групп в современном мире. Демографиче- ские группы. Мигра- ция и мигранты

Определять стра- тегии поведения в конфликтных социальных вза- имодействиях.

Выявлять и оце- нивать различные мнения и точки зрения о причинах конфликтных ситу- аций.

Дискуссия / решение по- знавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации «Связь по- колений», «Детская площадка» (http://skiv.instrao. ru/)

«Миграции и ми- гранты»: образо- вательный ресурс издательства «Про- свещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Ситуация «Мигра- ция и мигранты» Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.



31.

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

1



Глобальные пробле- мы: причины воз- никновения, особен- ности проявления в различных регионах Земли.

Выявлять и оце- нивать различные мнения и точки зрения, связанные с проявлением глобальных про- блем в различных регионах Земли. Объяснять слож- ные региональные ситуации и про- блемы. Оценивать действия по прео- долению сложных ситуаций и их последствий

Обсуждение информации, предложенной руководите- лем занятия

/ решение по- знавательных задач и разбор ситуаций

«Африка как зер- кало глобальных проблем», «Циви- лизация и мусор»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Ситуации «Африка как зеркало глобаль- ных проблем», «Ци- вилизация и мусор» Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

Ситуации «Леса или сельскохозяйствен- ные угодья», «Озеле- ненные территории»,

«Пластик, о котором все знают» (http:// skiv.instrao.ru/)

32.

Действуем для будущего: сохраняем при- родные ресурсы

1



Глобальные пробле- мы: концепция устой- чивого развития и решение глобальных проблем. Сущность концепции устойчиво- го развития. Возможности решения глобальных проблем на примерах энергетической и сырьевой проблем

Объяснять слож- ные ситуации и проблемы, связан- ные с устойчивым развитием. Аргу- ментировать свое мнение о возможности преодоления энергетической и сырьевой глобаль- ных проблем. Оце- нивать действия людей и сообществ с позиций дости- жения устойчивого развития

Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / ре- шение позна- вательных задач и разбор ситуаций

«Глобальные про- блемы и ценности устойчивого разви- тия», «Чистая вода»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» https://media.prosv. ru/func/)

«Глобальные про- блемы и ценности устойчивого раз- вития»: Глобаль- ные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

Стр. 12–16.

Ситуации «Шопого- лик», «Бензин или метан», «Цель № 7», «Энергетическая проблема», «Этич- ное производство и потребление» (http://skiv.instrao. ru/)



Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

33.

Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях

1



Оценка (самооценка) уровня сформиро- ванности функцио- нальной грамотности по шести составля- ющим. Обсуждение возможных действий, направлен- ных на повышение уровня ФГ отдель- ных учащихся и группы в целом.

Оценивать результа- ты своей деятельно- сти. Аргументиро- вать и обосновывать свою позицию.

Осуществлять со- трудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения.

Групповая работа

Для конкретизации проявления сформи- рованности отдель- ных уровней ФГ используются приме- ры заданий разного уровня ФГ(http://skiv.instrao. ru/)















34.

Итоговое занятие

1


Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).

Решение прак- тических задач, успешное межлич- ностного обще- ние в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследова- тельских, проект-

ных и других твор- ческих работах.

Просмотр слайд- шоу с фотография- ми и видео, сделан- ными педагогами

и детьми во время занятий. Благодар- ности друг другу за совместную работу.

Театрализован- ное представ- ление, фести- валь, выставка работ
















ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФhttps://fg.resh.edu.ru/ ЭлектронныеформыучебныхпособийиздательстваПросвещениеhttps://media.prosv.ru/ БанкзаданийИСРОРАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

ОткрытыйбанкзаданийPISAhttps://fioco.ru/примеры-задач-pisa МЦКОhttps://mcko.ru/

Цифровая лаборатория в области нейротехнологий. Практикум по биологии. BiTronics Lab/Цифровая лаборатория для проведения учебно-исследовательских работ в области

физиологии человека, может быть применена как в рамках исследовательских работ, так и в рамках основной образовательной программы (например, урок Биологии).

Ресурсный набор "Система управления макетом бионической руки” Учебно-демонстрационный комплекс по анатомии Стол Пирогов

Цифровая лаборатория по химии для ученика (STEM)

Цифровые датчики:

    1. Цифровой Р-датчик электропроводности,

    2. Цифровой Р-датчик температуры термопарный,

    3. Цифровой Р-датчик рН,

    4. Цифровой Р-датчик оптической плотности 525 нм,

    5. Цифровой датчик температуры (-40…+180 С)

    6. Цифровой Р-датчик оптической плотности 590 нм.

Держатель датчика - 2 шт.; кабель соединительный USB 2 (вилка А – вилка В) - 2 шт., длина кабеля –[1,5м- 1,8 м]; кабель соединительный для IDC разъема; весы электронные

лабораторные с максимальным пределом взвешивания – 200 гр, дискретность весов – не более 0,01 гр;

кювета с габаритными размерами 110*45мм. – 1 шт.; набор лабораторной оснастки.; ложемент пластиковый.; ложемент из теплофлекса.; контейнер с крышкой; программное обеспечение;

методические рекомендации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!