СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»


Тема урока: Числа и единицы измерения, деньги, расстояние, масштаб.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Цель урока: закрепить и обобщить представления о масштабе и применении его при решении практических задач, формировать познавательный интерес к предмету математики, через решение практических задач с использованием понятия «масштаб» в различных предметных областях на примере краеведческого материала. Работать в группе.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний;

  • формирования навыков организации своей деятельности в составе группы, пары;

  • формирование способов обобщения и систематизации знаний;

  • формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля;

  • формирований умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • развитие умений работать с различными источниками информации;

  • анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию;

  • строить логические цепи рассуждений;

  • развитие умений преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.

Регулятивные

  • создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

  • создавать условия для проявления инициативности и самостоятельности;

  • развивать умение выполнять учебное действие в соответствии с целью;

  • обнаруживать отклонения и отличия от эталона, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.

Коммуникативные

  • развитие умений адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

  • развитие умений работать совместно в атмосфере сотрудничества;

  • обмениваться знаниями между членами группы.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • читать масштаб;

  • решать задачи, связанные с понятием масштаб.

Ученик получит возможность:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисле­ния, выбирая подходящий для ситуации способ.

Оборудование урока:

1. Физическая карта России

2. Карточки-задания.

3. Ноутбук, проектор, презентация.

Методическая разработка урока может быть использована как конспект урока в 6 классе

Форма проведения: классно-урочная

Структурные элементы урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Целеполагание и мотивация (2 мин.)

  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (6 мин.)

  4. Применение знаний и умений в новой ситуации (25 мин)

  5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (6 мин.)

Методы обучения, используемые  на уроке: проблема, метод самостоятельной работы, объяснительно-наглядный.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная

Формы организации учебной деятельности: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Актуальность выбранной технологии и  форм для достижения цели  урока:

Используемая на уроке  личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Умения и навыки учащихся, необходимые для  работы на уроке:

Навыки работы с картой, текстом, таблицей, соблюдение санитарно – гигиенических норм





























КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию.

- Здравствуйте, ребята!

II. Целеполагание и мотивация

- Ребята, вы любите путешествовать?

- (учитель спрашивает ученика) Гареев А. скажи пожалуйста, а можно ли назвать твое перемещение от дома к школе путешествием? Поездка на автобусе в город Похвистнево за продуктами?

Путешествия - это перемещение людей между отдаленными географическими точками. Чтобы путешествовать, необходимо заранее построить маршрут. Который мы можем построить на листе бумаге или на географической карте. Но на листе бумаги или географической карте изображение не является действительным. Оно намного меньше. Почему? И как это сделать? – Уменьшить рисунок. (При помощи масштаба)

- Сегодня у нас необычный кружок по функциональной грамотности – мы отправимся в путешествие.

- Сегодня на уроке вы будете работать в командах. Успех вашей команды зависит от каждого. Будьте внимательны, старательны и дружны.

Ну, а теперь отправляемся в наше путешествие!

III. Актуализация знаний.

- Ребята, а какой город вы бы хотели посетить? (ответы детей)

- Я предлагаю отправиться в Крым.

Давайте посмотрим на карту. (карта представлена на доске и у каждой команды)

Нам необходимо определить, какое расстояние от Самары до Крыма. Для этого мы должны вспомнить, что такое масштаб? (Ответы детей)

- отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности, эта величина называется масштабом.

- Как с помощью линейки узнать расстояние между городами, представленных на физической карте России?

IV Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание №1

Определить по карте расстояние от Самары до Крыма

(Дети выполняют измерения) Масштаб 1 : 10 000 000см

Задание №2

Определить по карте расстояние от г. Похвистнево до г. Самара

(Дети выполняют измерения)

Задание №3

- А сейчас давайте постараемся рассчитать сумму, которая может быть потрачена вами на поездку в Крым, в расчете на то, что вы будете путешествовать с родителями и на разных видах транспорта.

(Каждая команда получает конверт с задачей)

  1. Задача: Цена билета на поезд от Самары до Крыма в плацкартном вагоне составляет 3500 рублей. Цена одного комплекта белья 100 рублей. Питание в вагоне ресторане 680 рублей. Определите стоимость поездки трех человек туда и обратно, учитывая, что при покупке билетов туда и обратно, даётся скидка в размере 5 %.

  2. Задача: Цена билета на самолете из Самары до Крыма и обратно с учетом стоимости перелета 1 км пути 3 рубля. Если покупать билеты сразу туда и обратно, дается скидка в размере 5% от стоимости билетов. Определите стоимость путешествия трех человек из Самары в Крым и обратно, если расстояние от Самары до Крыма считать 2000 км

  3. Задача: Расход бензина автомобиля марки ВАЗ составляет 9 литров на 100 км. Цена бензина марки А92 равна 50 рублей за 1 литр. Цена питания в кафе у трассы 1200 рублей. На непредвиденные расходы (штрафы, покупка запчастей и т.д.) тратится 20% стоимости бензина, потраченного на весь путь. Определите стоимость путешествия трех человек из Самары в Крым и обратно, если расстояние от Самары до Крыма считать 1400 км.

- Молодцы, с этим заданием вы справились.

- А какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам подумать над следующим заданием.


Задание № 4

Это план одного из районов города. Длина и ширина каждого квартала от перекрестка до перекрестка равна 300 м. Нам нужно пройти по улицам: от перекрестка улиц Озерной и Школьной до перекрестка бульвара Ломоносова и улицы Бажова.

1. Изобразите на рисунке какие-нибудь два возможных маршрута: один - самый короткий, а другой - не самый короткий, который длиннее 3 км.

2. Какую длину имеет самый короткий путь?

(Команда, которая быстрее получит ответ, объясняют способ решения)

IV. Закрепление изученного

- Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)

Настало время перекусить. Мы идем в пиццерию

Задание №5. (дополнительное задание)

В пиццерии всегда можно получить пиццу с двумя обязательными начинками: сыром и помидорами. Но можно заказать пиццу по своему рецепту с дополнительными начинками. Вы можете выбрать из четырех различных дополнительных начинок: оливок, ветчины, грибов и колбасы.

Задача: Пиццу с какими двумя дополнительными начинками вы можете заказать, если рассчитываете потратить только 250 рублей.

Начинка пиццы

Цена пиццы

Сыр+помидоры (стандартная)

166 руб

Оливки

35 руб

Ветчина

58 руб

Грибы

25 руб

Колбаса

50 руб



Сколько у вас вариантов выбора различных комбинаций из предлагаемых дополнительных начинок? (ответы детей)



V. Подведение итогов, рефлексия

Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как важны знания по теме масштаб? (Ответы детей)

- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания? (Ответы детей)


- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)


- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)


- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)


- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)



Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.


VI. Домашнее задание

А теперь, запишите домашнее задание.

Придумать свою задачу практического характера

Спасибо за урок! Урок окончен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!