Методы и
приемы функциональной грамотности
на уроках русского языка
и литературного чтения
в начальных классах
Черных Марина Владимировна МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5»
Цель :
- познакомить с методами и приёмами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников, используя технологию критического мышления.
Задачи:
1. Ознакомить с приёмами работы; 2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
- Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .
Прием «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
Мы жывём в москве. Москва- столица россии. Москва стоит на реке москве.
Р
М
И
М
\Прием «Проблемная ситуация»
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу..(к/г), пиро..(г/к), ко..(т/д), горо..(д/т), пру..(т/д), клю..(ф/в), пру..(д/т), овра.(п/б), коро..(б/п), арбу..(з/с), обо..(з/с)
Прием «Лови ошибку»
- Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.
Беззаботный , коллективный , морковь , группа , Анна , аккуратный , лесной, осенний , дорога , конный , морской, улица , гнездо.
Прием «Ключевые слова»
составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол»
Прием «Чтение наоборот» (читательская грамотность)
Прием «Перемешанные буквы» (Читательская грамотность)
Неожиданная встреча
По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .
По садовой ДОРОЖКЕ тихо шлёпал ножками ЁЖИК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КРИКНУЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СТАРИЧОК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОЛОБКА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФЫРЧАЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СОРОКА , из дупла выглянула БЕЛОЧКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁЖИК спокойно отправился ДОМОЙ .
Неожиданная встреча
По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .
По садовой ДОРОЖКЕ тихо шлёпал ножками ЁЖИК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КРИКНУЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СТАРИЧОК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОЛОБКА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФЫРЧАЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СОРОКА , из дупла выглянула БЕЛОЧКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁЖИК спокойно отправился ДОМОЙ .
Чтение с половинками слов (Читательская грамотность)
Майский снег
Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.
( В.Приходько )
Прием«Чтение с остановками» (Читательская грамотность)
- Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку содержания, другие на прогнозирование содержания последующего отрывка.
- Задание: Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого
- - Зачем мать пересчитала сливы?
- -С какой целью она сказала отцу о том, что одной не хватает?
- - Как вы думаете поступит отец Вани?
- - Чем мальчик выдал себя?
- – Почему Ваня заплакал?
- - Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.
- - Какие эмоции и чувства вы испытали?
Рефлексия
Я - молодец!
Есть над чем подумать…
Мне грустно.
Литература и интернет-сайты
- А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2012
- С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
- Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
- https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html
- http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html
- https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/