СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для педагогов о некоторых приемах функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения с элементами технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Методы и приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения  в начальных классах Черных Марина Владимировна  МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5»

Методы и

приемы функциональной грамотности

на уроках русского языка

и литературного чтения

в начальных классах

Черных Марина Владимировна МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5»

Цель :   познакомить с методами и приёмами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников, используя технологию критического мышления.

Цель :

  •   познакомить с методами и приёмами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников, используя технологию критического мышления.
Задачи:  1. Ознакомить с приёмами работы;  2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Задачи:

1. Ознакомить с приёмами работы; 2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .
  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .
Прием «Лови ошибку»   Спишите, исправив ошибки.   Мы жывём в москве. Москва- столица россии. Москва стоит на реке москве. Р М И М

Прием «Лови ошибку»

Спишите, исправив ошибки.

Мы жывём в москве. Москва- столица россии. Москва стоит на реке москве.

Р

М

И

М

\Прием «Проблемная ситуация»    Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:  Лу..(к/г), пиро..(г/к), ко..(т/д), горо..(д/т), пру..(т/д), клю..(ф/в), пру..(д/т), овра.(п/б), коро..(б/п), арбу..(з/с), обо..(з/с)

\Прием «Проблемная ситуация»

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу..(к/г), пиро..(г/к), ко..(т/д), горо..(д/т), пру..(т/д), клю..(ф/в), пру..(д/т), овра.(п/б), коро..(б/п), арбу..(з/с), обо..(з/с)

Прием «Лови ошибку»    Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.  Беззаботный , коллективный , морковь , группа , Анна , аккуратный , лесной, осенний , дорога , конный , морской, улица , гнездо.

Прием «Лови ошибку»

  • Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

Беззаботный , коллективный , морковь , группа , Анна , аккуратный , лесной, осенний , дорога , конный , морской, улица , гнездо.

Прием «Ключевые слова»   составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол»

Прием «Ключевые слова»

составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол»

Прием «Чтение наоборот»  (читательская грамотность)

Прием «Чтение наоборот» (читательская грамотность)

Прием «Перемешанные буквы»  (Читательская грамотность)

Прием «Перемешанные буквы» (Читательская грамотность)

Неожиданная встреча  По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку.  Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли.  На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .  По садовой ДОРОЖКЕ тихо шлёпал ножками ЁЖИК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КРИКНУЛ Петя и достал шапочку.  Из-за пенька выглянул СТАРИЧОК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОЛОБКА , дети!» Малыши притихли.  На дорожке ФЫРЧАЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СОРОКА , из дупла выглянула БЕЛОЧКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁЖИК спокойно отправился ДОМОЙ .

Неожиданная встреча

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .

По садовой ДОРОЖКЕ тихо шлёпал ножками ЁЖИК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КРИКНУЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СТАРИЧОК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОЛОБКА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФЫРЧАЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СОРОКА , из дупла выглянула БЕЛОЧКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁЖИК спокойно отправился ДОМОЙ .

Неожиданная встреча  По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку.  Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли.  На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .  По садовой ДОРОЖКЕ тихо шлёпал ножками ЁЖИК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КРИКНУЛ Петя и достал шапочку.  Из-за пенька выглянул СТАРИЧОК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОЛОБКА , дети!» Малыши притихли.  На дорожке ФЫРЧАЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СОРОКА , из дупла выглянула БЕЛОЧКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁЖИК спокойно отправился ДОМОЙ .

Неожиданная встреча

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .

По садовой ДОРОЖКЕ тихо шлёпал ножками ЁЖИК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КРИКНУЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СТАРИЧОК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОЛОБКА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФЫРЧАЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СОРОКА , из дупла выглянула БЕЛОЧКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁЖИК спокойно отправился ДОМОЙ .

Чтение с половинками слов  (Читательская грамотность)

Чтение с половинками слов (Читательская грамотность)

Майский снег Снег идёт!  Удивляются дети:

Майский снег

Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.

( В.Приходько )

Прием«Чтение с остановками»  (Читательская грамотность) Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку содержания, другие на прогнозирование содержания последующего отрывка.  Задание:  Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого - Зачем мать пересчитала сливы?  -С какой целью она сказала отцу о том, что одной не хватает? - Как вы думаете поступит отец Вани? - Чем мальчик выдал себя? – Почему Ваня заплакал? - Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик. - Какие эмоции и чувства вы испытали?

Прием«Чтение с остановками» (Читательская грамотность)

  • Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку содержания, другие на прогнозирование содержания последующего отрывка.
  • Задание:  Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого
  • - Зачем мать пересчитала сливы?
  • -С какой целью она сказала отцу о том, что одной не хватает?
  • - Как вы думаете поступит отец Вани?
  • - Чем мальчик выдал себя?
  • – Почему Ваня заплакал?
  • - Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.
  • - Какие эмоции и чувства вы испытали?
Рефлексия Я - молодец! Есть над чем подумать… Мне грустно.

Рефлексия

Я - молодец!

Есть над чем подумать…

Мне грустно.

Литература и интернет-сайты А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2012 С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html   http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/

Литература и интернет-сайты

  • А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2012
  • С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
  • Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
  • https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html  
  • http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!