СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные возможности медиа среды на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об использовании медиа среды на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Функциональные возможности медиа среды на уроках физики»

Функциональные возможности медиа среды на уроках физики.

«Медиа» (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.

В медиаобразовании под термином «медиа» понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).

Существуют различные подходы к классификации медиа в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. Традиционно средства массовой информации и коммуникации делятся по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) и по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные).

С точки зрения возможностей использования в образовательном процессе электронные медиа группируются в рамках функционального подхода по следующим признакам:

степень универсальности (количеству выполняемых функций);

возможность подготовки или представления информации;

возможность работы с аудио- или видеоматериалами;

возможность работы со статическими или динамическими видеодокументами;

возможность работы с макро- или микро-объектами.

С точки зрения универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнить компьютер. Менее универсальными устройствами можно считать, например, мультимедийные проекторы, которые однако обеспечивают работу практически с любым источником видео- и аудио-информации.

Классифицируя технические средства по признаку подготовки или демонстрации информации, выделяются три группы:

Устройства для представления уже готовых данных (видеоплеер для CD или DVD дисков, слайд-проектор, проигрыватель CD и др.)

Устройства для подготовки данных (фотоаппарат, цифровая фотокамера, аналоговая и цифровая видеокамера, звукозаписывающая аппаратура).

Устройства, позволяющие подготовить и продемонстрировать имеющиеся материалы (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр).

Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных медиа, которую составляют следующие качества:

интерактивность (от англ. «взаимодействие»), или диалог – это взаимодействие (поочередные высказывания, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия);

мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;

способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;

коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;

производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.

Однако данные возможности правомерно рассматривать также в контексте педагогических аспектов использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе. Мультимедийность создает психологические условия, способствующие восприятию и запоминанию материала. При использовании новых информационных технологий в образовании имеет место так называемая психофизиологическая ориентированность обучения, которое предполагает повышение эффективности обучения за счет создания оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации. Оно опирается на использование известных нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе переработки мозгом информации, обеспечивая тем самым более полную реализацию потенциальных возможностей мозга к обучению. Мультимедиа обеспечивают одновременную работу нескольких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании множества информационных источников, каждый из которых имеет свой язык. Одни из этих языков пространственно-ориентированы (текст, графика), другие ориентированы на время (звук, анимация, видео).

Одна из важнейших особенностей медиа как средства обучения – его способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости, числовые соотношения и т.п., то есть задействовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих теоретических понятий.

Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. Здесь медиа выступают как объект изучения и как средство обучения. При индивидуализации обучения каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы не отдален, он виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Ученик получает возможность реализовать собственные методы и приемы ус-воения материала.

В условиях индивидуализации обучения необходимым является учет принципов личностно-ориентированного обучения, а это означает признание самоценности индивида как активного субъекта познания; опора на жизненный опыт обучаемого; ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование учащегося; учет его индивидуальных психофизиологических особенностей личности; развитие ее коммуникативных способностей.

Медиа обладают также богатыми воспитательными возможностями: приучают к аккуратности, вниманию, организованности. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Современные информационные технологии открывают новые возможности для изучения эстетики. Психолого-педагогические исследования современных информационных технологий, показывают, что компьютер, включённый в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стимулирует продуктивные, творческие функции мышления.

С учетом функциональной нагрузки электронные медиа могут быть использованы в качестве следующих педагогических средств:

- Средство обработки традиционных заданий в специальной форме. Прежде всего это охватывает область переработки гипертекста. Например, подготовка сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций и т.д.

- Помощник в учении: работа с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам. Благодаря разнообразным возможностям медиа в представлении учебного материала расширяются пути их использования как средства наглядного представления того или иного объекта.

- Средство коммуникации (коммуникацию электронные медиа обеспечивают благодаря соединению компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (e-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), при которых дети и преподаватели могут общаться, преодолевая любые границы и расстояния. Помимо этого, к коммуникации относят получение информации через Интернет, а также предоставление ее в пользование другим, то есть одновременное потребление и произведение информации.

Как средство коммуникации современные технические устройства предлагают широкий спектр возможностей для организации международных проектов, основанных на электронной почте, видео-конференциях и т.д. Помимо совместных телекоммуникационных проектов обучающиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в выбранной области. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя (дистанционные курсы).

Информатизация и «интернетизация» образовательной среды на сегодняшний день являются важнейшими государственными задачами. Ключевой фигурой информатизации образования является учитель. Успешность реализации указанных направлений зависит от активности участия в этом процессе всех работников образования, в первую очередь учителей-предметников (не только преподавателей информатики, которые долгие годы считались главны-ми проводниками идей информатизации). Именно эффективное использование современных информационных технологий, их грамотное включение в педагогический процесс, создание в учебных заведениях единой информационной среды позволят перейти к новой современной парадигме образования. Используя информационные технологии, учитель       – повышает уровень профессиональной культуры;
      – снижает трудоемкость процесса контроля и консультирования;
      – развивает плодотворное сотрудничество с учащимися;
      – повышает уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;
      – переходит от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
      – получает возможность самореализации и самоутверждения;
      – повышает авторитет среди учащихся, коллег.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Формы организации учебных занятий с использованием информационных технологий.

Урок-объяснение нового материала.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

Существует несколько вариантов использования реальных физических экспериментов и показа компьютерных экспериментов, интерактивных моделей и видеофрагментов. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому являются важнейшими средствами иллюстрации объяснения учителя. Именно с их помощью можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п.

Лабораторные работы.

Появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров.

Использование на уроке мобильного компьютерного класса позволяет существенно сократить время выполнения и проверки лабораторной работы. Работа заносится в ноутбуки, тем самым, освобождая учащихся от излишней писанины. Ребята заносят результаты измерений в готовые таблицы, производя подсчет сразу в компьютере. В оставшееся время можно поработать над задачами, условия которых занесены в компьютер, и затем произвести проверку и сравнить свое решение с правильным решением, предложенным специальной компьютерной программой..

Учебный диск может быть использован в учебном процессе следующим образом:
      – самостоятельная подготовка учащихся (изучение конспектов, просмотр видеозаписей, проведение практических работ).
      – демонстрация с помощью мультимедиа-проектора на экране (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимации).
      – классные лабораторные работы (с помощью мобильного компьютерного класса).
      – проведение электронной аттестации учащихся.
      – подготовка материалов для проведения контрольной работы.
      – выполнение учащимися проектов под руководством учителя или самостоятельно.

Урок закрепления знаний.

Можно предложить учащимся для самостоятельного решения в классе или дома задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты.

Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.

В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер. Составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний – исследование.

Учащимся предлагается на этапе обобщения и систематизации нового учебного самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель или виртуальную, лабораторию, и получить необходимые результаты. Компьютерные модели и виртуальные лаборатории позволяют провести такое исследование за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах и проведения экспериментов.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Использование образовательных сайтов в урочном процессе и проектной деятельности.

При использовании информационных технологий при проектной деятельности значительно возрастает не только скорость разработки проекта, но и, что более важно, возрастает качество готового проекта. Проект разработанный при помощи информационных технологий приобретает новую сущность -становится мультимедийным. При этом, работая над проектом, как ученики, так и учителя овладевают новыми, ранее не изученными навыками, которые сегодня крайне востребованы.

Обучение по новым принципам означает: самостоятельность, кооперацию (сотрудничество), интерактивность (взаимодействие), креативность (творчество). Способствовать новому обучению можно посредством: введения новых форм обучения, создания новой роли преподавателя, активного включения новых технических средств в обучающий процесс, обеспечения свободного доступа к медиа-ресурсам. Реализация такой смены парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей работать с различными медиа-устройствами.

Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!