СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фундамент национальной классики

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Фундамент национальной классики" подготовлена к уроку МХК в 10классе. Она знакомит учащихся с искусством литературы, театра и музыки в первой половине 19 века.

Просмотр содержимого документа
«Фундамент национальной классики»

Фундамент национальной классики Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века Подготовила Селиванова Г.Г. учитель русского языка и МХК

Фундамент национальной классики

Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века

Подготовила Селиванова Г.Г. учитель русского языка и МХК

Люблю я грусть твоих просторов, Мой милый край, святая Русь. Судьбы унылых приговоров Я не боюсь и не стыжусь.  Ф. Сологуб Легче, кажется, познать всю Вселенную, чем Россию.  (В.Г. Распутин)

Люблю я грусть твоих просторов,

Мой милый край, святая Русь.

Судьбы унылых приговоров

Я не боюсь и не стыжусь.

Ф. Сологуб

Легче, кажется, познать всю Вселенную, чем Россию.

(В.Г. Распутин)

Два периода развития русской культуры первой половины XIX века 1. Начальный этап русской классики – культура пушкинской эпохи , развитие русского романтизма.   2. 40-50-е годы XIX века – «гоголевский период» русской культуры , развитие русского реалистического искусства

Два периода развития русской культуры первой половины XIX века

  • 1. Начальный этап русской классики – культура пушкинской эпохи , развитие русского романтизма.
  • 2. 40-50-е годы XIX века – «гоголевский период» русской культуры , развитие русского реалистического искусства
Николай Васильевич Гоголь  (1809 – 1852)  Под влиянием Н. Гоголя сформировались установки критического реализма. В то время начинали свой путь в литературе Н. Некрасов, И. С. Тургенев, И. Гончаров, Ф. Достоевский. Иванов А.А. портрет Гоголя

Николай Васильевич Гоголь

(1809 – 1852)

Под влиянием Н. Гоголя сформировались установки критического реализма. В то время начинали свой путь в литературе Н. Некрасов, И. С. Тургенев, И. Гончаров, Ф. Достоевский.

Иванов А.А. портрет Гоголя

Русская художественная культура пореформенной эпохи Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует.  (Ф. Достоевский)

Русская художественная культура пореформенной эпохи

Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует.

(Ф. Достоевский)

Историческая необходимость отмены крепостного права

  • Александр II вступил на престол в 36 лет.
  • Его воспитатель, замечательный русский поэт В. А. Жуковский, с детства привил ему гуманистические взгляды и понятие о долге государя перед подданными. Но вели­ко было и влияние отца, которого он в детстве побаивался и ко­торым всегда восхищался. Чувство ответственности перед Отечеством внушал ему и отец, но от него он воспринял также пристрастие к военному делу и склонность к упрощенно-военному, полицейскому решению сложных вопросов. По натуре Александр II был человек не очень решительный, и всю жизнь в его душе боролись два начала – гуманное и милитаристское. В отличие от Николая I Александр II занимался государственными делами, будучи еще наследником. Вступив на престол, он не почувствовал, что попал в «темный лес». Он знал, что в государстве накопилось много проблем и что важнейшая из них — крепостное право. Уроки Крымской войны говорили о том, что эту проблему надо решать безотлагательно. В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они еще раз напомнили, что помещики сидят на вул­кане. Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свобод­ный труд производительнее подневольного – это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране замедленные темпы развития. В ближай­шее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Нельзя забывать и третью причину. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.
Из программной записки министра финансов М. X . Рейтерна. 1866 г.  Сооружение железных дорог можно назвать не только настоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным исходом для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще

Из программной записки министра финансов М. X . Рейтерна. 1866 г.

  • Сооружение железных дорог можно назвать не только настоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным исходом для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще
А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г. Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрез­ки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки... У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве.

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

  • Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрез­ки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...
  • У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве.
 Точкой отсчёта пореформенного периода развития художественной культуры стал 1861 год – отмена крепостного права.  Никогда раньше искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурной борьбе.  Хождение в народ стало символом самоотверженности умных и просвещённых людей.  Идеализация крестьянства, сочувствие нищим и бесправным слоям населения стало общим делом народников.  Обратимся к высшим достижениям русского классического искусства этого времени.

Точкой отсчёта пореформенного периода развития художественной культуры стал 1861 год – отмена крепостного права.

Никогда раньше искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурной борьбе.

Хождение в народ стало символом самоотверженности умных и просвещённых людей.

Идеализация крестьянства, сочувствие нищим и бесправным слоям населения стало общим делом народников.

Обратимся к высшим достижениям русского классического искусства этого времени.

Размежевание либералов и демократов   Либералы желают, чтобы  Россия развивалась по западному, буржуазному пути; демократы своим идеалом видят социализм. Уважая право собственности помещиков на землю и крестьян, либералы хотят дать дворянам вознаграждение за их потерю. Путь, который предлагали демократы (Чернышевский и Добролюбов),  мог бы привести к взрыву недовольства в стране со стороны помещиков, ведь они считали, что крепостной труд не должен подлежать выкупу. Герцен стоял за мирный, эволюционный  путь развития страны, и, хотя он верил в социалистическое будущее России, был недоволен нападками «Современника» на либералов. В этом умеренность и дальновидность его позиции – желание сплотить все силы для борьбы с крепостничеством.

Размежевание либералов и демократов

  •   Либералы желают, чтобы  Россия развивалась по западному, буржуазному пути;
  • демократы своим идеалом видят социализм.
  • Уважая право собственности помещиков на землю и крестьян, либералы хотят дать дворянам вознаграждение за их потерю. Путь, который предлагали демократы (Чернышевский и Добролюбов),  мог бы привести к взрыву недовольства в стране со стороны помещиков, ведь они считали, что крепостной труд не должен подлежать выкупу. Герцен стоял за мирный, эволюционный  путь развития страны, и, хотя он верил в социалистическое будущее России, был недоволен нападками «Современника» на либералов. В этом умеренность и дальновидность его позиции – желание сплотить все силы для борьбы с крепостничеством.
литература Николай Алексеевич Некрасов  Вошёл в русскую поэзию как «печальник горя народного».  Отражал судьбы русского крестьянства в своих произведениях.  Некрасов видел своё предназначение в том, чтобы разбудить крестьянина, дать ему надежду на светлое будущее, на возможность безбедной жизни.  С творчеством поэта в русскую культуру вошёл новый образ – могучей, но вместе с тем стонущей, страдающей России.

литература

Николай Алексеевич Некрасов

Вошёл в русскую поэзию как «печальник горя народного».

Отражал судьбы русского крестьянства в своих произведениях.

Некрасов видел своё предназначение в том, чтобы разбудить крестьянина, дать ему надежду на светлое будущее, на возможность безбедной жизни.

С творчеством поэта в русскую культуру вошёл новый образ – могучей, но вместе с тем стонущей, страдающей России.

литература « Орина, мать солдатская»  «Мороз, Красный нос» «Коробейники» «Размышления у парадного подъезда» «Кому на Руси жить хорошо»

литература

« Орина, мать солдатская»

«Мороз, Красный нос»

«Коробейники»

«Размышления у парадного подъезда»

«Кому на Руси жить хорошо»

«Наши топоры лежали до поры», - говорит герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». От народного гнева уже не отмахнуться. Тема народа стала центральной в искусстве.
  • «Наши топоры лежали до поры», - говорит герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  • От народного гнева уже не отмахнуться. Тема народа стала центральной в искусстве.
литература Расцвет классической литературы пореформенной эпохи связан с жанром романа, с произведениями И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника» «Накануне» «Отцы и дети» «Дым» «Новь» А.П. Никитин. Портрет И.С. Тургенева . 1857

литература

Расцвет классической литературы пореформенной эпохи связан с жанром романа, с произведениями

И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Иван Сергеевич Тургенев

«Записки охотника»

«Накануне»

«Отцы и дети»

«Дым»

«Новь»

А.П. Никитин. Портрет И.С. Тургенева . 1857

литература Иван Александрович Гончаров  Взгляды писателя расходились с идеалами разночинной интеллигенции.  Он видел будущее России в активной практической деятельности всех членов общества, в реализации таланта умных, образованных предпринимателей. Иван Крамской. Портрет И . Гончарова

литература

Иван Александрович Гончаров

Взгляды писателя расходились с идеалами разночинной интеллигенции.

Он видел будущее России в активной практической деятельности всех членов общества, в реализации таланта умных, образованных предпринимателей.

Иван Крамской.

Портрет И . Гончарова

литература Фёдор Михайлович Достоевский  «Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми,- они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества»,- сказал о Ф. Достоевском В.Соловьёв.  Романы писателя - вне времени. Ф.Достоевский обладал уникальным пророческим даром и особой способностью к анализу малейших движений психики. Зло проистекает не только от общества, но и от самого человека. Константин Васильев. Портрет Ф.М.Достоевского

литература

Фёдор Михайлович Достоевский

«Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми,- они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества»,- сказал о Ф. Достоевском В.Соловьёв.

Романы писателя - вне времени. Ф.Достоевский обладал уникальным пророческим даром и особой способностью к анализу малейших движений психики.

Зло проистекает не только от общества, но и от самого человека.

Константин Васильев.

Портрет Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание» «Братья Карамазовы» «Идиот» «Бесы»  «Подросток» «Игрок» «Записки из Мёртвого Дома»

«Преступление и наказание»

«Братья Карамазовы»

«Идиот»

«Бесы»

«Подросток»

«Игрок»

«Записки из

Мёртвого Дома»

 Писатель убеждён, что его произведения должны служить пониманию философии человека, его противоречивой духовной природы. Герои должны быть рупором идей, которые не всегда разделяет автор.  Заглянуть в тайники души в моменты наивысшего напряжения и потрясения человека – вот задача писателя.

Писатель убеждён, что его произведения должны служить пониманию философии человека, его противоречивой духовной природы. Герои должны быть рупором идей, которые не всегда разделяет автор.

Заглянуть в тайники души в моменты наивысшего напряжения и потрясения человека – вот задача писателя.

Лев Николаевич Толстой  Писатель – реалист, Л. Толстой видел своё предназначение в критике и пересмотре общественно – исторического и религиозно – этического опыта людей.  Проблема самоопределения, роли личности в истории, семьи и брака, войны и мира в центре произведений писателя.  Извечный конфликт добра и зла можно встретить в каждом произведении Л. Толстого, и каждый раз он находит новое воплощение.

Лев Николаевич Толстой

Писатель – реалист, Л. Толстой видел своё предназначение в критике и пересмотре общественно – исторического и религиозно – этического опыта людей.

Проблема самоопределения, роли личности в истории, семьи и брака, войны и мира в центре произведений писателя.

Извечный конфликт добра и зла можно встретить в каждом произведении Л. Толстого, и каждый раз он находит новое воплощение.

 Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л.Толстой заметил, что в первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную».  Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Не нашла своего счастья Анна.  Личная жизнь Анны, её трагедия, по мысли писателя, связаны с неправильным устройством общества, его безнравственностью.  Л. Толстой убеждён, что любовь, как талант, даётся далеко не всем людям.  В последнем романе «Воскресение» автор говорит о будущем русского народа. Всего в мире насчитывается около 30 экранизаций «Анны Карениной»

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л.Толстой заметил, что в первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную».

Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Не нашла своего счастья Анна.

Личная жизнь Анны, её трагедия, по мысли писателя, связаны с неправильным устройством общества, его безнравственностью.

Л. Толстой убеждён, что любовь, как талант, даётся далеко не всем людям.

В последнем романе «Воскресение» автор говорит о будущем русского народа.

Всего в мире насчитывается около 30 экранизаций

«Анны Карениной»

Музыка и театр второй половины XIX века

Музыка и театр второй половины XIX века

Музыка пореформенного периода Изменения коснулись не только литературы и изобразительного искусства, но и музыки. В музыке сложилось творческое объединение «Могучая кучка». В нее вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и др. Посмотрите отрывок из оперы Мусоргского «Хованщина», а теперь отрывок из оперы Бородина «Князь Игорь», и наконец, из оперы Глинки «Жизнь за царя».

Музыка пореформенного периода

  • Изменения коснулись не только литературы и изобразительного искусства, но и музыки. В музыке сложилось творческое объединение «Могучая кучка». В нее вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и др. Посмотрите отрывок из оперы Мусоргского «Хованщина», а теперь отрывок из оперы Бородина «Князь Игорь», и наконец, из оперы Глинки «Жизнь за царя».
на сцене народ, а ведь раньше на сцене в основном шли итальянские оперы. Звучат мотивы народной музыки.
  • на сцене народ, а ведь раньше на сцене в основном шли итальянские оперы. Звучат мотивы народной музыки.
Русская музыка второй половины XIX века Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО). Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн

Русская музыка второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства.

Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн

Музыка Основные произведения: Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни . Родоначальник  классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века . А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) М. И. Глинка (1804 – 1857) В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Основные произведения:  оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова . Основные произведения:  оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др. П. И. Чайковский ( 1840-1893)

Музыка

Основные произведения:

Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни .

Родоначальник классической русской музыкальной школы.

Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века .

А. С. Даргомыжский

(1813 – 1869)

М. И. Глинка

(1804 – 1857)

В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.

Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова .

Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.

П. И. Чайковский ( 1840-1893)

  «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов.       Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.  сочувствовали передовым идеям века;  сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;  в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;  широко общались с публикой М. А. Балакирев А. П. Бородин Ц. А. Кюи М. П. Мусоргский Н. А. Римский-Корсаков

«Могучая кучка»

(Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов.

Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

К середине 1870-х годов «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

  • сочувствовали передовым идеям века;
  • сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
  • в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
  • широко общались с публикой

М. А. Балакирев

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

М. П. Мусоргский

Н. А. Римский-Корсаков

Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло препятствия постановкам русских опер. Велико значение русского искусства 60-х и 70-х годов. Оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства и в литература было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.

Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло препятствия постановкам русских опер.

Велико значение русского искусства 60-х и 70-х годов. Оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства и в литература было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.

Развитие театра В середине века большое развитие получает еще один вид искусства – самый демократичный – театр. Расцвет театрального искусства связан прежде всего с Малым театром и его ведущей актрисой Марией Николаевной Ермоловой . На сцене театра идут пьесы Фонвизина, Гоголя, но открытием для русского театра стал А.Н. Островский (демонстрируется фотография памятника Островского у Малого театра). Русский купеческий быт будто шагнул на сцену из московских домов и с улочек, со сцены звучала речь, которую можно было услышать в Москворечье или на Пречистенке. Разговор об Островском у нас впереди, а сейчас подведем итоги. Как отразилась общественно-политическая ситуация в России второй половины 19 века на русской культуре?

Развитие театра

  • В середине века большое развитие получает еще один вид искусства – самый демократичный – театр.
  • Расцвет театрального искусства связан прежде всего с Малым театром и его ведущей актрисой Марией Николаевной Ермоловой . На сцене театра идут пьесы Фонвизина, Гоголя, но открытием для русского театра стал А.Н. Островский (демонстрируется фотография памятника Островского у Малого театра). Русский купеческий быт будто шагнул на сцену из московских домов и с улочек, со сцены звучала речь, которую можно было услышать в Москворечье или на Пречистенке. Разговор об Островском у нас впереди, а сейчас подведем итоги. Как отразилась общественно-политическая ситуация в России второй половины 19 века на русской культуре?
Театр Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского.  Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство. Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма. Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.  А. Н. Островский (1823 – 1886)  – родоначальник русского  национального театра 25 пьес!

Театр

Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского.

Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросла плеяда талантливейших актеров, прославивших русское театральное искусство.

Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма.

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра

25 пьес!

Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского (1818-1872). Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей. Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868) . Она была первой и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в «Грозе» Островского. В ее даровании сочетались черты глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний.

Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского (1818-1872). Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей.

Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827-1868) . Она была первой и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в «Грозе» Островского. В ее даровании сочетались черты глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний.

Основой труппы Малого театра 50-70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин. В 80-90-е годы XIX в. после убийства Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных периодов своей истории . Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика. Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой стали событиями в театральной жизни Москвы, В этих спектаклях зритель видел утверждение героических идей, прославление гражданского подвига, призыв к борьбе с произволом и насилием. Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Садовского.

Основой труппы Малого театра 50-70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин.

В 80-90-е годы XIX в. после убийства Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных периодов своей истории . Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика.

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой стали событиями в театральной жизни Москвы, В этих спектаклях зритель видел утверждение героических идей, прославление гражданского подвига, призыв к борьбе с произволом и насилием.

Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Садовского.

«Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» Чернышевский

«Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…»

Чернышевский

По богатству литературной жизни во второй половине XIX в. Россия не знала равных. В разнообразном наследии выделяются драматургия А.Н. Островского, произведения М.Е. Салтыкова- Щедрина, А. Куприна и многих других. Прочитать записи Прочитать стр. 156 -160

По богатству литературной жизни во второй половине XIX в. Россия не знала равных. В разнообразном наследии выделяются драматургия А.Н. Островского, произведения М.Е. Салтыкова- Щедрина, А. Куприна и многих других.

Прочитать записи

Прочитать стр. 156 -160


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!