СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фронтовая песенная лирика (на основе песни "В землянке")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект-исследование с серьезной домашней подготовкой учащихся. На уроке ученики будут петь песню, демонстрировать презентации, анализировать текст стихотворения, лежащего в основе песни, работать в группах, пргонозировать, соотносить полученные результаты с гипотезой, качественно работать со словом...

Просмотр содержимого документа
«Фронтовая песенная лирика (на основе песни "В землянке")»

Литература 8 кл.

Тема: Фронтовая _________ (песенная) лирика.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель:

  • развитие у учащихся умения работать в группе;

  • формирование умения осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Содержательная цель:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (фронтовая песенная лирика).

Образовательная цель:

  • дать представление о фронтовой песенной лирике на примере песни «В землянке».

Развивающая цель:

  • развивать умение определять тему урока, выходить на проблему, формулировать образовательную цель, выбирать способы (как?) и средства (с помощью чего?) достижения цели, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку (планирование деятельности), работать с информацией, выстраивать работу в группе.

Воспитательная цель:

  • способствовать воспитанию уважения к истории страны, внимания к слову.

Ход урока:

Этапы урока

Приемы

Деятельность

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Организационный момент


Приветствует учащихся, предлагает занять места

Приветствуют учителя стоя, садятся


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Логическая операция

• Мы продолжаем изучать лирику военных лет. Но сегодня она перед нами предстанет в несколько ином виде. Обратите внимание на тему урока, в ней недостает одного определения. Для того чтобы понять, какое главное определение пропущено, послушайте аудиозапись. (Звучит аудиозапись – попурри из военных песен: «Священная война», «Огонек», «Темная ночь»)

• Что вы сейчас услышали? (Песни)

• Образуйте от слова «песня» однокоренное прилагательное.

• Тема урока звучит так – ФРОНТОВАЯ ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА. Мы начнем ее рассматривать на примере одной из самых популярных песен «В землянке». Это была первая лирическая песня, написанная в годы войны.

Слушают задания и вопросы учителя, отвечают на них. Рассуждают, делают выводы определяют тему урока

П: рассуждать, определять тему урока, анализировать объекты по существенным признакам

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Составление схемы

1. Эпиграфом к уроку взяты слова Лебедева-Кумача:

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

 Найдите 2 ключевых слова в эпиграфе: война (бой) – песня (музыка).

 Какие ассоциации у вас возникают с этими словами? Заполните кластеры.

Война

Музыка




 Соотносятся ли по значению эти понятия? Могут ли они вместе существовать? Прочитайте еще раз слова эпиграфа, посмотрите на кластеры – какой вопрос у вас возникает?

Проблемный вопрос – зачем нужна была песня «В землянке» на войне? Почему воинам была необходима песня «В землянке» на войне?

Гипотеза(ы) – ?

Цель урока – попытаться понять, почему воинам была нужна песня «В землянке».

Конечный продукт – раз речь идет о песне, то что же должно стать конечным продуктом урока? – ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «В ЗЕМЛЯНКЕ».

Читают, эпиграф, высказывают свою позицию, составляют схему, объясняют, комментируют, соотносят, формулирую проблемный вопрос, прогнозируют на него ответ, формулируют цель урока

П: рассуждать, анализировать, прогнозировать, предполагать, соотносить, формулировать проблемный вопрос, цель урока

Этап реализации построенного проекта.


Составление плана работы

План работы:

 Что нам необходимо сделать для того, чтобы добиться цели и выйти на конечный результат?

 Узнать историю создания песни;

 Проанализировать стихотворение (тема, идея, значение выразительных средств…);

 Узнать мелодию песни;

 Провести хотя бы одну репетицию.

 Исполнить песню.

Совместно с учителем составляют план работы

Р: составлять план работы

П: грамотно формулировать пункты плана

Этап включения в систему знаний и повторения.


Лексическая работа. Характеристика автора слов

1. Исполнение песни учителем (или прослушивание аудио) Ученики следят по учебнику (стр. 424).

2. Какие незнакомые слова вам встретились?

 Что такое землянка? – выступление группы с презентацией.

3. Что можете сказать об авторе стихотворения не как о поэте, а как о человеке?

 Какой это человек? Кто он? Обсудите эти вопросы в группах.

 Что его волнует, тревожит? О чем он переживает?

 Что его радует?

4. Мы понимаем, что это стихотворение родилось не на пустом месте. Была какая-то действительность, была причина, послужившая поводом для создания этих строк. Послушайте историю создания песни и подумайте, что нам дает эта информация.

 Две группы демонстрируют домашнее задание: 1 – история создания стихотворения и песни; 2 – демонстрация презентации (фото) боев под Москвой. На фоне этих фотографий 1 группа рассказывает историю создания песни, затем показывает портреты Суркова и Листова.

5. Чтобы понять, почему бойцам нужна была песня «В землянке», нам нужно проанализировать стихотворение.

Дают определение понятия, представляют презентации, обращаются к классу с вопросами

П: давать определение понятия; грамотно формулировать вопросы

К: работать в группах, выступать перед аудиторией

Работа в группах. Анализ

6. Работа в группах.

1 группа

Общее правило для всех групп:

 При ответе вопросы не зачитываются;

 ответы на все вопросы вместе должны представлять собой связный текст, который группа озвучивает у доски.

1) В этом стихотворении несколько главных образов (4-5). Попробуйте их найти и определить их роль в стихотворении. Отыскать эти образы вам помогут наводящие вопросы:

 В любом стихотворении есть ___________. Кем он является в этом стихотворении? – это 1-ый образ.

 Кому адресовано стихотворение? – это 2-ой образ.

 Что разлучило, разъединило 1-ый и 2-ой образы? – это 3-ий образ.

 Что заставило 1-ый образ вспомнить 2-ой? – это 4-ый образ.

 Что согревает 1-ый образ в зимнюю стужу? – это 5-ый образ.

2) Попробуйте составить схему, расположив эти образы в зависимости от их смысловой нагрузки. Прокомментируйте схему, отобразив ее на классной доске.

3) Опираясь на смысловую нагрузку главных образов стихотворения, ответьте на проблемный (главный) вопрос урока.

2 группа

Общее правило для всех групп:

 При ответе вопросы не зачитываются;

 ответы на все вопросы вместе должны представлять собой связный текст, который группа озвучивает у доски.

1) Какой литературный приём лежит в основе композиции этого стихотворения? Как «работает» этот прием? Найдите в каждой строфе противопоставления. Определите, что автор хочет подчеркнуть, используя их.

2) Опираясь на найденные противопоставления, ответьте на проблемный (главный) вопрос урока.

3 группа

Общее правило для всех групп:

 При ответе вопросы не зачитываются;

 ответы на все вопросы вместе должны представлять собой связный текст, который группа озвучивает у доски.

1) Какие выразительные средства использует автор в стихотворении? Определите их значение?

2) Опираясь на значение выразительных средств, ответьте на проблемный (главный) вопрос урока.

Общее задание для всех групп

(его озвучиваете не сразу, а тогда, когда скажет учитель)

1. Представьте ситуацию: к концерту, посвящённому Дню Победы, вам предложили сделать инсценировку песни «В землянке». В связи с этим предложите:

• Как вы оформите сцену? Почему?

• Какие действия будут производить во время исполнения песни «актеры»?

Работают в группах. Анализируют текст стихотворения, выявляют основные образы, определяют прием, лежащий в основе композиции, находят и объясняют роль выразительных средств; ищут выход из смоделированной ситуации

П: анализировать, выявлять образы, выразительные средства, особенности композиции

К: работать в группе, распределять роли


2) Опираясь на значение выразительных средств, ответьте на проблемный (главный) вопрос урока.

Общее задание для всех групп

(его озвучиваете не сразу, а тогда, когда скажет учитель)

1. Представьте ситуацию: к концерту, посвящённому Дню Победы, вам предложили сделать инсценировку песни «В землянке». В связи с этим предложите:

  • Как вы оформите сцену? Почему?

  • Какие действия будут производить во время исполнения песни «актеры»?

Читают материал № 212, объясняют, что такое последовательное и параллельное сравнение.

Делают выводы относительно рациональности видов сравнения.


Соотнесение

1. Посмотрите на тему урока и на текст стихотворения. Замечаете ли вы какие-нибудь несоответствия? (стих-ие не имеет названия, а песня имеет). Название песне дал композитор Листов. Почему именно такое название?

2. Чем была землянка для бойцов? Какую роль она выполняла? Заполните кластер.


Землянка




3. Найдены ли нами ответы на проблемный вопрос урока? Почему?

4. Подтверждена ли гипотеза? Почему?

5. Достигнута ли цель? Почему?

6. Совместное исполнение песни.

 1 раз без минусовки, 2-ой раз – под музыкальное сопровождение.

Соотносят названия, объясняют название песни, составляют кластер/схему; соотносят гипотезу и полученный результат, исполняют совместно песню

П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, сравнивать, строить рассуждение

К: работать в паре/группе

Домашнее задание


1 группа – история создания песни «Огонек»;

2 группа – краткие биографические данные М. Исаковского;

3 группа – найти минусовку к песне «Огонек».

Всем – выучить песню «В землянке» наизусть

Записывают д/з


Рефлексия


 На каком этапе урока у вас возникали трудности? Почему?

 Какие чувства у вас, детей 21 века, вызывает песня «В землянке»?

 Какие общечеловеческие мотивы в ней развиваются?

 Только ли в военные годы актуальны переживания лирического героя? Приведите примеры.

 Предложения групп по инсценировке песни.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!