СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрейм технологии на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

методический семинар в помощь учителям истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Фрейм технологии на уроках истории и обществознания»

Тема методического семинара: фрейм-технологии на уроках истории и обществознания.

Психологи утверждают, что около 80 % людей визуалы, то есть воспринимают информацию визуально. Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество примеров, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.

Визуализация – (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Другими словами, визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися. Специалисты в области визуального мышления разделяют процесс восприятия и переработки визуальной информации на три этапа. Первый этап выступает как анализ ее структуры. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность учеников на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала. На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия учащихся направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче. Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку, но при этом не должна потерять смысловой нагрузки. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, что современные ученики не всегда грамотно умеют делать.

Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.

«Сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно этому известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы как учителя, так и ученика. В качестве примера можно привести наиболее популярные формы представления учебной информации.

Визуализация – тема обширная, сегодня хотелось бы осветить очень узкий аспект данной темы, создание визуальных опорных схем. Разработка структуры учебной информации и ее наглядное представление

Наш ученик XXI века все пытаемся упростить, сжать. Недаром есть выражение: будь проще, но при этом информация не должна потерять смысловой нагрузки. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, что современные ученики не всегда грамотно умеют делать.

Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.

«Сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно этому известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы как учителя, так и ученика. В качестве примера приведем наиболее популярные формы представления учебной информации.

  • Граф

  • Алгоритм

  • Логическая модель

  • Модель семантической сети

  • Фреймовая модель

  • Конспект-схема

  • лист опорных сигналов

  • Карта памяти

  • Метаплан

  • Исикавы

Технологический подход к организации процесса, современное общество обучения требует определения оптимальной структуры. Для этого следует руководствоваться следующими принципами:

  1. принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для цели. Другими словами, «сжатие» информации».

  2. принцип объективно существующих связей, то есть тех связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми;

  3. принцип логического следования, то есть отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами;

  4. принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации;

Существует множество графических способов представления информации на уроках истории и обществознания. Сегодня мне хотелось бы раскрыть ту, которую я использую для подготовки учеников к экзаменам. Это фрейм технология.

Фреймовая модель. (Фрейм - рамка, скелет, минимальное описание явления). Фрейм в технологии обучения – это единица представления знаний детали, которой при необходимости могут быть изменены согласно ситуации. Обычно фрейм состоит из нескольких ячеек (слотов), каждый из которых имеет свое назначение. При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц.

Согласно теории П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной формирование умственных действий происходит поэтапно. Таких этапов пять:

1.Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действий (ООД). ООД- текстуальная или графическая модель изучаемого действия (инструкция), которая включает мотивацию действия, представление о действии, систему условий правильного его выполнения. Такой инструкцией может быть любая опора.

2.Материализованное действие, выполняемое учащимися в соответствии с инструкцией и учебным заданием во внешней материальной развёрнутой форме. Они получают задания и дидактический учебный материал в виде различных материальных объектов: реальных моделей, схем, опорных конспектов. На этой стадии, учащиеся сверяют свои действия с ООД (инструкцией). После выполнения ряда однотипных действий необходимость обращаться к инструкции (схеме, опоре) отпадает: обучаемый выходит на следующий – третий этап- этап внешней речи.

3.Этап внешней речи характеризуется тем, что функцию ООД (инструкции) выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие (операцию), которое в данный момент осваивают. Так формируется умение, и выполняемое действие начинает автоматизироваться.

4. Этап внутренней речи характеризуется свёртыванием информации и переводом ООД во внутреннюю речь: обучаемый проговаривает выполняемое умственное действие про себя, то есть мысленно, с помощью внутренней речи контролирует выполнение операции.

5. Этап автоматизированного действия. На этом этапе учащиеся могут автоматически выполнять отработанное действие; при этом отпадает необходимость в его мысленном контроле (проговаривании во внутренней речи). Действие интериоризировалось, перешло во внутренний план. Необходимость во внешней опоре и внешней речи полностью отпадает.

У опорных конспектов и фреймовой схемы есть сходство и различия. Сходство в том, что все они наглядны апеллируют к образному мышлению. Они включают в мыслительную деятельность образную память, позволяют сжимать информацию учебных текстов. Опорный конспект- концентрированный конспект параграфа (темы)- представляет собой набор рисунков, схем параграфа (темы). Структурно- логическая схема- изложение параграфа в виде абстрактных фигур (квадраты, флажки и т.д.). Каждый (каждая) из них –неповторим. Фреймы же, наоборот, стереотипны. Фреймовая схема- скелетная структура- жёсткая конструкция, каркас, содержащий в качестве элементов пустые строки или пустые окна, которые должны быть заполнены и могут многократно (в отличие от опорных конспектов и структурных схем) перезаряжаться новой информацией.

Фреймовые схемы - новое поколение опор высокого уровня обобщения. Главный принцип их построения- стереотипность, алгоритм. Преимущество фреймовых схем перед другими видами опор в том, что их количество исчисляется единицами. Если опорный конспект или структурно- логическая схема составляется на каждую тему, то фреймовых схем может быть несколько на весь изучаемый курс, так как они имеют глобальный характер обобщения.

Использования фреймовых схем значительно интенсифицирует обучение. Современные тенденции модернизации образования диктуют незамедлительное развитие таких перспективных направлений «интенсива», как алгоритмизация учебного процесса, разработка учебных пособий фреймового типа. Необходимость обучения способам сжатия информации сегодня ни у кого не вызывает сомнений и не оспаривается, так как её обучающий потенциал в методике преподавания чрезвычайно высок. Сложность в том, что процесс свёртывания информации по фреймовому типу требует высокого уровня понимания основного содержания текста и способами представления сжатой информации виде знаков, моделей, схем.

Учащимся старшего звена приходится затрачивать много времени и прилагать значительные усилия для запоминания и усвоения огромных объёмов теоретических и практических знаний, фактического материала в процессе обучения истории. Фреймовый подход обеспечивает свёртывание (сжатие) и компактное представление информации для усвоения и запоминания[5]. Приведём примеры схем- фреймов, позволяющих структурировать исторический материал для усвоения, а также грамотно воспроизводить (излагать) исторические события и факты[9].

Фреймовый подход позволяет глубже изучать исторические источники. Существуют правила чтения исторических текстов, которые составляют содержание фреймовой схемы (рис.1), включающей семь блоков.

4.(О) основное

содержание




ь



3.(В) выходные

данные




ь



2.(А)

автор



ь



1.(Н)

наименование



ь



7.(П) возможности использовании на практике




ь



6.(НК) новизна материала,

спорные моменты, критика




ь



5.(Ф) фактические

данные




ь







Рис.1. Схема, отражающая правила изучения исторических текстов

Самостоятельная работа с учебным материалом предполагает распределение информации по «файлам» («полочкам») - его структурирование по определённой жёсткой схеме, в структуру которой входят четыре обязательных элемента (рис.2).

Вначале уясняется сущность исторического факта и заносятся в схему. Далее учащимся простоит разобраться с причинами, его породившими, а затем выяснить, как этот факт вписался в исторический процесс, как он взаимодействовал с окружающей действительностью. И в заключении работы над историческим фактом необходимо определить его значение для времени его совершения и современности.

3

Процесс вза-

имодействия

историч. факта с окружающей

действитель-

ностью

1

Сущность

историч.

факта

(события)

2

Причина

его

происхож-

дения

4

Значение факта (события)

Для времени

его

совершения

Для современности





Рис.2.Схема- фрейм процесса структурирования учебного исторического материала

Изложение исторического события, факта (война, реформа, революция и т.д.) должно быть построено по определённому сценарию- фрейму- повествованию. Изучение исторических фактов сопряжено с поиском и усвоением основных и дополнительных сведений. Блоки в фреймовой схеме располагаются в определённой последовательности, и по степени значимости делятся на основные и дополнительные. Схема содержит три набора блоков: основной набор и два дополнительных. Основные блоки составляют стержень фрейм- схемы и определяют сценарий ответа, дополнительные блоки отражают информацию, добытую из официальных документов и исторических источников и носят детализирующий характер. Каждый блок фреймовой схемы содержит единицу информации и служит исходным материалом для дальнейшего моделирования. Сценарий изложения исторического события (война, реформа и т.д.) представлен на фрейм- схеме (рис.3).







Исторический материал

Дополнительный блок Основной блок Дополнительный блок

информации (сведения информации (стержень) информации(сведения

из документов) из исторических

9.Оценка

8.Значение

7.Итоги

6.Периоды

5.Этапы

4.Задачи

3.Цели

2.Повод

1.Причины

источников















Причинно- следственные связи исторических событий. При обучении истории большая роль отводиться формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи исторических событий. В этом преподавателю помогают фреймовые схемы (рис.4).

С

В

А

Е

А

а)

В и С являются причинами А


D




D и Е следствие А ( А привело к D и Е)


3

2

1

б)


1 приводит к 2, 2 приводит к 3


Рис.4.Фреймовые схемы, иллюстрирующие причинно- следственные связи исторического события


а) Причинно-следственная модель получения власти исторической личностью; А- получение власти (приход к власти) историческими личностями, как следствие; В,С- причины, факторы, оказавшие влияние на получение власти; D и Е-следствия прихода к власти исторической личностью (D- разрушительные, Е- созидательные). При этом специально выбираются формы символов- фигур, заключающие в себе идеи созидания (изображение домика) или разрушения (символ взрыва).

б)1,2,3- исторические события. Причинно-следственная цепочка хода (развития) исторических событий:1- причина события 2;2-следствие события 1; 3- следствие события 2.


Фрейм-понятие. Такой метод хорош при подготовке к заданию 28 в ЕГЭ. Это полная переработка понятия, составление плана доклада. В таблице отражен примерный алгоритм составления плана понятия. по этому плану очень легко отработать весь материал учебника, дать в таком виде конспект. Дети в старших классах могут составлять такие фреймы на черновик, а дома по данному алгоритму составить план.

Наименование:

Атрибуты

Понятие, сущность…


Характерные черты, основные принципы.


Специфические признаки


Важнейшие задачи, основные функции…


Формы, типы, виды, классификации…


Структура…


Основные этапы, стадии развития…


Особенности развития…


Тенденции развития в современном мире, в РФ…


Значение … в развитии общества, личности.



Наименование: Роль семьи в жизни человека и общества

Атрибуты

Понятие, сущность…

Семья это..

Характерные черты, основные принципы.


Специфические признаки

Как малая группа, как социальный институт

Важнейшие задачи, основные функции…

Функции семьидосуговая;

б) воспитательная;

в) эмоционально-психологическая;

г) хозяйственная;

д) статусная и д.р.

Формы, типы, виды, классификации…

Виды семей

а) по типам воспитания

б) по составу

в) по принятию решений

Структура…

Кровные родственники, усыновители, усыновленные, обди, состоящие в браке

Основные этапы, стадии развития…

Исторические стадии развития семьи

Особенности развития…


Тенденции развития в современном мире, в РФ…

Законодательство в РФ о семье.

Значение … в развитии общества, личности.

семья – ячейка обещства


Лучше использовать проблемные фреймы, как показано на слайде, можно ли назвать Древнерусское государство централизованным. Можно предложить ребятам самим составить, сделать набросок, потом выстроить в логическую структуру данный фрейм. Тут уже законченный вариант фрейма, логически разделены все доводы на две колонки, как мы видим «аргументы за» и «аргументы против».

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Литература

1. Анисимов О.С., Охрименко В.А., Князев Н.М., Чернушевич В.А. Системно-деятельностный подход к проблеме практической подготовки студентов. Пенза,1981.

2. Атаманская М.С.Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе взаимных образно- логических связей: Автореферат. дис. канд. наук. ростов н/Д, 1999.

3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».М.,1965.

4. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний. М., 2007.

5. Гурина Р.В.Фреймовые схемы- опоры как средство интенсификации учебного процесса// Школьные технологии. 2004.№1.С.184-195.

6. Дейк Т.А., Кинч В. Стратегия понимания связанного текста// Новое в зарубежной лингвистике. 1988.№23. С 153-211.

7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

8.Зенькович А.П. Оптимизация сложности учебного текста. М., 1981.

9.Фёдорова С.И. Использование новой методологии в преподавании истории// Проблемы преподавания гуманитарных наук в XXI веке. Материалы межвузовской научно- методической конференции. Ульяновск: УГСХА, 2002. С.25-30.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!