СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы. Их признаки и значение. Урок с использованием материалов библиотеки ЦОК.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка, обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Их значение».

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Их признаки и значение. Урок с использованием материалов библиотеки ЦОК.»

Практическая работа

по проектированию урока с использованием материалов

библиотеки ЦОК.



ФИО Азизова Замира Фермановна

Наименование МКОУ «Хучнинский

образовательной многопрофильный лицей № 1»

организации

Предмет Русский язык

Класс 6





Тема урока: Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Тип урока: систематизация и обобщение пройденного материала в 5 классе.

 Цель урока: закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка, обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Их значение».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знать, что такое фразеологизм и его значение.

  2. Уметь понимать значение фразеологизмов.

Развивающие:

  1. Развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы.

  2. Закреплять навыки самостоятельной работы.

  3. развить связную речь, мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию

  2. Воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе.

Ожидаемые результаты: учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят словарный запас.

Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, дидактический материал, слайды, фразеологический словарь.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.



Ход урока.

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по лексикологии. Если вы готовы размышлять, сопоставлять, слушать и слышать, то я желаю вам сегодня держать ушки на макушке, все услышанное зарубить на носу, чтобы чувствовать себя как рыба в воде и быть на седьмом небе от счастья, получив высокую отметку.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Мозговой штурм.

Лексико-терминологический диктант

(термины записываются на доске и в тетрадях).


- Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)

- Слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

- Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

- Слова, обозначающие одно и то же, но с разным лексическим значением (синонимы)

- Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы)

- Устаревшие слова, заменённые новыми (архаизмы)

- Слова, которые вышли из активного словаря (историзмы)

- Новые слова, возникающие в языке (неологизмы)

- Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы).

Подкрепить примерами.

3.Самоопределение к деятельности (этап целеполагания).

- Как вы думаете, ребята, каких слов-терминов не хватает в этом ряду?

- Вспомните, с каких выражений я начала урок, призывая вас быть внимательными на уроке?

(ответы детей, формулировка темы, цели и задач урока).

- Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами.

- Мы уже знакомы с этой лексической единицей. Сегодня вспомним, повторим и закрепим (правило трех глаголов).

Фразеологизм - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и
целостное по значению словосочетание. А раздел языкознания, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией.


-

Рассмотрим шутливые рисунки, которые предлагает библиотека ЦОК, и попробуем угадать фразеологизмы. Обсудим их значение.







(медведь на ухо наступил, глаза на лоб полезли, водить за нос)


Постановка проблемы:

-Как вы думаете, почему они называются устойчивыми?

-В чем их отличие от словосочетаний?

(ответы детей)


4.Работа по теме (пользуемся ресурсами ЦОК).

-Давайте разбираться. Для начала посмотрим видеоролик.


https://lesson.edu.ru/lesson/f77915a7-e5ff-43ce-9136-a3cf5c66daa7?backUrl=%2F01%2F06


\







(Рассматривается таблица, разбирается и подтверждается каждое утверждение).













- Существуют специальные фразеологические словари, в которых разъясняются фразеологизмы (знакомство детей со словарем В.П. Жукова, А.В. Жукова). А наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.

5. Физкультминутка «Изобрази фразеологизм».

(учитель читает фразеологизм, а учащиеся пытаются пантомимой или мимикой изобразить их)

Голова кругом, строить глазки, клевать носом, брать быка за рога, вешать лапшу на уши.

6.Проверка усвоения материала.

Работа в парах. Соотнесите данные на карточках фразеологические сочетания с подходящими по смыслу значениями.

Составить предложение с одним из фразеологизмов:


1) делать из мухи слона (преувеличивать)
2) кровь с молоком (румяный, здоровый)
3) мозолить глаза (надоедать, досаждать, раздражать)
4) как две капли воды (очень похож)
5) бить баклуши (бездельничать)
6) набрать в рот воды (молчать)
7) когда рак на горе свистнет (никогда)
8) зарубить на носу (запомнить)
9) куры не клюют (много)

10) заговаривать зубы (обманывать)


Учащиеся работают в парах с дидактическим материалом. Составляют предложения. Синтаксический разбор одного из предложений.

Например.

Иногда продавцы специально заговаривают зубы покупателям.


Вывод: фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.



Минутка просвещения!

История происхождения фразеологизма «заговаривать зубы».

Исторически значение данной фразы менялось. Вначале зубы заговаривали в буквальном смысле. Лечили таким образом зубную боль знахари, ведуньи, используя отвары трав и молитвы. Другими словами можно сказать, что делали заговор на зубную боль. Среди так называемых целителей много было и шарлатанов, обманщиков. Так фраза стала ассоциироваться с обманом.

В наше время значение фразеологизма изменилось в корне. Сейчас фраза "зубы заговаривать" используется для отвлечения внимания слушателя, для обмана слушателя, направления по ложному пути.



7.Закрепление материала. Работа в группах со взаимопроверкой.


- Ну а сейчас, ребята, мы обязательно посетим фразеологический зверинец.

Кроссворд «Животные»

Разгадай кроссворд «Животные».



1.Медведь 7.Белка

2.Волк 8.Ворона

3.Баран 9.Мышь

4.Кошки 10. Раки

5. Муха 11. Курица.

6.Рыба



8. Рефлексия.

- Итак, ребята, Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

- Чему научились?

- Какими признаками обладает фразеологизм?
- Чем фразеологизм отличается от словосочетания?

- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?


(учащиеся анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают)


9.Домашнее задание.

1. Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма.

2. Составьте предложение с любым фразеологизмом, воспроизвести синтаксический разбор.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!