Всеобщая история - 10 класс
Тема: «Французская революция XVIII века (1789 – 1799 гг.). Падение монархии».
«Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству».
Жан Жак Руссо (1712-1778)
Цели: Образовательная. Раскрыть в чем проявился кризис феодально-абсолютистского строя во Франции в XVIII в. Охарактеризовать начало революции, определить ее основные причины, а также обстановку ведущую к революционному взрыву. Рассмотреть положение классов и сословий накануне революции. Дать определения понятиям: абсолютизм, Просвещенный абсолютизм, передовые идеи, идеология, идеологи
Развивающая. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности кризиса абсолютизма во Франции, делать умозаключения. Выполнять учебные и творческие задания.
Воспитательная. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма , храбрости, мужества французских патриотов в годы революции.
Тип урока. Комбинированный урок.
Оборудование: карта «Франция в период буржуазной революции (1789-1794)».
Таблица «Три сословия во Франции». Дневник участника Великой Французской революции (фрагменты).
I. ПЗУ: Что такое абсолютизм? Кого из Французских королей, 17-18 века вы можете назвать? Докажите, что строй феодальной монархии мешал развитию новых отношений в стране? Каких? На какие сословия делилось общество Франции?
Династия Бурбонов в 18 веке
«Государство – это я» - Людовик 14 (1638 – 1715)
«Только в одной моей особе пребывает королевская власть» -
Людовик 15 (1710-1774)
«Это законно, потому что я хочу этого» - Людовик 16 (1754-1793)
Абсолютная (неограниченная) власть – власть короля - от Бога, его воля – закон, долг подданного – выполнять волю монарха.
На доске выполняем образную схему – «Три сословия французского общества»
ДУХОВЕНСТВО |
Опора абсолютизма (130 тыс. чел.). Архиепископы, епископы – родовитые дворяне. |
ДВОРЯНСТВО |
Опора абсолютизма (300-400 тыс. чел.). Верхушка гос. аппарата, органы гос. управления, армия, церковь. Не платили налоги. |
Крестьяне, предприниматели. Ремесленники, мелкие торговцы, рабочие |
Политически бесправные (ок. 22 млн. чел.) «Собственники» земли. Платили налоги государству и церкви. |
Какова была роль третьего сословия в экономике Франции?
II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Кто такие просветители? Каких просветителей вы знаете? В чем выражаются их передовые идеи? Что такое идеология? Кто такие идеологи? Что вы знаете о просвещенном абсолютизме?
Передовые идеи – это мысли, отражающие интересы класса, заинтересованного в изменении, улучшении, развитии существующего общественного строя.
Идеология – это система идей.
Идеологи – выдающиеся люди, формулирующие, высказывающие идеи класса, социальной группы, представителями которых они являются.
Просвещенный абсолютизм – политика абсолютизма (2-я пол. 18 века), выражавшаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании устаревших феодальных отношений (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, смягчение цензуры, реформы суда и образования…).
Жан-Жак Руссо – (1712-1778) – сторонник равенства в обладании частной собственности.
Денни Дидро – (1713-1784) – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - 35 т.- антифеодальная критика на все области знаний.
Вольтер – (1694-1778) – сторонник реформ «сверху», верил в идею «просвещенного абсолютизма» - «Франции не миновать революции».
Шарль Монтескье – (1685-1755) – разработал теорию конституционной монархии и разделения власти, провозглашал принципы демократии: свобода слова, печати, собраний, веротерпимость, равенство всех перед законом. Отвергал революцию, сторонник компромисса между предпринимателями и дворянами.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете о Французской революции, что читали, какие фильмы смотрели? Подумайте, почему Карл Маркс назвал революции – «ЛОКОМОТИВОМ ИСТОРИИ»? Какие события приводят к революции? Высшая форма классовой борьбы. Переход от исторически изжившей себя ОЭФ к более прогрессивной
Работа обучающихся: анализируют, обсуждают, отвечают устно, выписывают в тетради «Три признака революционной ситуации».
Первый – «кризис верхов»- невозможность для господствующего класса править по-прежнему (недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. (Финансовый кризис, гос. долг – 4,5 млн. ливров, отказ банкиров предоставить новые займы).
Второй – обострение выше обычного бедствий угнетенного народа (торгово-промышленный кризис, безработица, снижение з/п, рост цен, неурожаи, суровая зима…).
Третий – усиление политической активности народных масс (нападения на замки феодалов, бунты…).
Подумайте и сделайте выводы, что явилось главными причинами Великой Французской революции. Учащиеся выписывают в тетради.
Причины революции:
1. Противоречия между старым социально-экономическим и политическим строем феодальной Франции и развитием рыночных отношений.
2. Абсолютизм – неограниченная власть короля.
Привести выдержки из дневника, участника Великой Французской революции (фрагменты). О Генеральных штатах (высший орган сословного представительства, не созывавшийся с 1614 года. О депутатах третьего сословия, с 17 июня называющее себя Национальным собранием (однопалатный представительный орган, действующий от имени народа Франции), а с 9 июля 1789 – Конституантой, или Учредительным собранием (главной задачей было учреждение нового полит. строя на основе конституции).
14 июля 1789 г. – штурм Бастилии – начало революции, ее первая победа. Национальный праздник Франции.
Какая главная песня была у революционеров, ставшая официальным гимном Франции? Песня сочиненная Руже де Лиллем – Марсельеза. Фрагмент песни, воспроизводим на уроке.
Задачи революции :
1.Отмена феодальных отношений и абсолютизма.
2. Ликвидация сословного устройства.
3. Предоставление буржуазии политических прав.
Подумайте, кто составлял движущие силы революции. Выпишите в тетради.
Буржуазия, крестьянство, ремесленники, городская беднота.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ
1 период – 14 июля 1789 – 10 августа 1792 г. - начальный.
2 период – 10 августа 1792 – 2 июня 1793 г. – свержение монархии и установление республики.
3 период – 2 июня 1793 – 27 июля 1794 г. – якобинская диктатура.
4 период – 27 июля 1794 – 9 ноября 1799 г. – термидорианский режим.
26 августа 1789 г. – Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» - 17 статей декларации провозгласили главными принципами революции идеи ПРОСВЕЩЕНИЯ:
- нация – единственный источник власти;
- люди рождаются свободными, равными в правах;
- естественные права человека – СВОБОДА, СОБСТВЕННОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ;
- неприкосновенность личности.
3 сентября 1791 г. – принята первая Конституция Франции (введена «Декларация прав человека и гражданина», закрепила строй конституционной монархии).
11 августа 1792 г. – король и его семья арестованы. Привести факты из дневника.
22 сентября 1792 г. – Франция провозглашена республикой.
Октябрь 1792 г. на площадях Парижа появилась, «Гильотина».
13 декабря 1792 г. - против короля открыт судебный процесс.
21 января 1793 г. – Людовик XVI гильотинирован на площади Революции. Ему было 38 лет.
IV. ОЗ: Что вы можете рассказать о теории разделения ветвей власти? Кому из просветителей принадлежит эта теория? Монтескье – законодательная (двухпалатный парламент), исполнительная (король и назначаемые им министры) и судебную (независимую от парламента и короля).
Используя таблицу «Сословия», определите какую роль играло третье сословие в жизни французского общества?
V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое абсолютизм? Дайте определения понятиям: Просвещенный абсолютизм, идеология. В чем состояла революционная ситуация во Франции, в конце 18 века? Охарактеризуйте причины революции, главные движущие силы. Чем являлась Бастилия для простого народа, и в свое время для Вольтера? Чем был вызван кризис абсолютизма во Франции? Отсталая система гос. управления и разделением общества на сословия. Что такое Марсельеза? Какие события обусловили начало революции во Франции? Что такое Генеральные штаты, Национальное собрание и Учредительное собрание? В чем заключается историческое значение Французской революции? Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.
VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок
VII. ДЗ: Подготовить презентации на тему «Великая Французская революция» и «Всеобщая декларация прав человека и гражданина». Дифференцированное задание: для сильных, подготовить сообщения о «Робеспьере», «Марате», «Дантоне». Для слабых, сообщение о взятии «Бастилии». Выписать определения новых понятий и терминов. §38. С.308-318