СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Французская революция XVIII века (1789-1799 гг.). Падение монархии.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, раскрывает кризис феодально-абсолютистского строя во Франции в XVIII веке

Просмотр содержимого документа
«Французская революция XVIII века (1789-1799 гг.). Падение монархии.»

Всеобщая история - 10 класс

Тема: «Французская революция XVIII века (1789 – 1799 гг.). Падение монархии».


«Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству».

Жан Жак Руссо (1712-1778)


Цели: Образовательная. Раскрыть в чем проявился кризис феодально-абсолютистского строя во Франции в XVIII в. Охарактеризовать начало революции, определить ее основные причины, а также обстановку ведущую к революционному взрыву. Рассмотреть положение классов и сословий накануне революции. Дать определения понятиям: абсолютизм, Просвещенный абсолютизм, передовые идеи, идеология, идеологи

Развивающая. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности кризиса абсолютизма во Франции, делать умозаключения. Выполнять учебные и творческие задания.

Воспитательная. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма , храбрости, мужества французских патриотов в годы революции.


Тип урока. Комбинированный урок.


Оборудование: карта «Франция в период буржуазной революции (1789-1794)».

Таблица «Три сословия во Франции». Дневник участника Великой Французской революции (фрагменты).


I. ПЗУ: Что такое абсолютизм? Кого из Французских королей, 17-18 века вы можете назвать? Докажите, что строй феодальной монархии мешал развитию новых отношений в стране? Каких? На какие сословия делилось общество Франции?


Династия Бурбонов в 18 веке

«Государство – это я» - Людовик 14 (1638 – 1715)

«Только в одной моей особе пребывает королевская власть» -

Людовик 15 (1710-1774)

«Это законно, потому что я хочу этого» - Людовик 16 (1754-1793)


Абсолютная (неограниченная) власть – власть короля - от Бога, его воля – закон, долг подданного – выполнять волю монарха.


На доске выполняем образную схему – «Три сословия французского общества»

ДУХОВЕНСТВО

Опора абсолютизма (130 тыс. чел.). Архиепископы, епископы – родовитые дворяне.

ДВОРЯНСТВО

Опора абсолютизма (300-400 тыс. чел.). Верхушка гос. аппарата, органы гос. управления, армия, церковь. Не платили налоги.

Крестьяне, предприниматели. Ремесленники, мелкие торговцы, рабочие

Политически бесправные (ок. 22 млн. чел.) «Собственники» земли. Платили налоги государству и церкви.


Какова была роль третьего сословия в экономике Франции?


II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Кто такие просветители? Каких просветителей вы знаете? В чем выражаются их передовые идеи? Что такое идеология? Кто такие идеологи? Что вы знаете о просвещенном абсолютизме?


Передовые идеи – это мысли, отражающие интересы класса, заинтересованного в изменении, улучшении, развитии существующего общественного строя.

Идеология – это система идей.

Идеологи – выдающиеся люди, формулирующие, высказывающие идеи класса, социальной группы, представителями которых они являются.

Просвещенный абсолютизм – политика абсолютизма (2-я пол. 18 века), выражавшаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании устаревших феодальных отношений (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, смягчение цензуры, реформы суда и образования…).


Жан-Жак Руссо – (1712-1778) – сторонник равенства в обладании частной собственности.

Денни Дидро – (1713-1784) – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - 35 т.- антифеодальная критика на все области знаний.

Вольтер – (1694-1778) – сторонник реформ «сверху», верил в идею «просвещенного абсолютизма» - «Франции не миновать революции».

Шарль Монтескье – (1685-1755) – разработал теорию конституционной монархии и разделения власти, провозглашал принципы демократии: свобода слова, печати, собраний, веротерпимость, равенство всех перед законом. Отвергал революцию, сторонник компромисса между предпринимателями и дворянами.


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете о Французской революции, что читали, какие фильмы смотрели? Подумайте, почему Карл Маркс назвал революции – «ЛОКОМОТИВОМ ИСТОРИИ»? Какие события приводят к революции? Высшая форма классовой борьбы. Переход от исторически изжившей себя ОЭФ к более прогрессивной

Работа обучающихся: анализируют, обсуждают, отвечают устно, выписывают в тетради «Три признака революционной ситуации».

Первый – «кризис верхов»- невозможность для господствующего класса править по-прежнему (недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. (Финансовый кризис, гос. долг – 4,5 млн. ливров, отказ банкиров предоставить новые займы).

Второй – обострение выше обычного бедствий угнетенного народа (торгово-промышленный кризис, безработица, снижение з/п, рост цен, неурожаи, суровая зима…).

Третий – усиление политической активности народных масс (нападения на замки феодалов, бунты…).

Подумайте и сделайте выводы, что явилось главными причинами Великой Французской революции. Учащиеся выписывают в тетради.


Причины революции:

1. Противоречия между старым социально-экономическим и политическим строем феодальной Франции и развитием рыночных отношений.

2. Абсолютизм – неограниченная власть короля.

Привести выдержки из дневника, участника Великой Французской революции (фрагменты). О Генеральных штатах (высший орган сословного представительства, не созывавшийся с 1614 года. О депутатах третьего сословия, с 17 июня называющее себя Национальным собранием (однопалатный представительный орган, действующий от имени народа Франции), а с 9 июля 1789 – Конституантой, или Учредительным собранием (главной задачей было учреждение нового полит. строя на основе конституции).



14 июля 1789 г. – штурм Бастилии – начало революции, ее первая победа. Национальный праздник Франции.

Какая главная песня была у революционеров, ставшая официальным гимном Франции? Песня сочиненная Руже де Лиллем – Марсельеза. Фрагмент песни, воспроизводим на уроке.


Задачи революции :

1.Отмена феодальных отношений и абсолютизма.

2. Ликвидация сословного устройства.

3. Предоставление буржуазии политических прав.


Подумайте, кто составлял движущие силы революции. Выпишите в тетради.

Буржуазия, крестьянство, ремесленники, городская беднота.


ПЕРИОДИЗАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ

1 период – 14 июля 1789 – 10 августа 1792 г. - начальный.

2 период – 10 августа 1792 – 2 июня 1793 г. – свержение монархии и установление республики.

3 период – 2 июня 1793 – 27 июля 1794 г. – якобинская диктатура.

4 период – 27 июля 1794 – 9 ноября 1799 г. – термидорианский режим.


26 августа 1789 г. – Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» - 17 статей декларации провозгласили главными принципами революции идеи ПРОСВЕЩЕНИЯ:

- нация – единственный источник власти;

- люди рождаются свободными, равными в правах;

- естественные права человека – СВОБОДА, СОБСТВЕННОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ;

- неприкосновенность личности.


3 сентября 1791 г. – принята первая Конституция Франции (введена «Декларация прав человека и гражданина», закрепила строй конституционной монархии).

11 августа 1792 г. – король и его семья арестованы. Привести факты из дневника.

22 сентября 1792 г. – Франция провозглашена республикой.


Октябрь 1792 г. на площадях Парижа появилась, «Гильотина».

13 декабря 1792 г. - против короля открыт судебный процесс.

21 января 1793 г. – Людовик XVI гильотинирован на площади Революции. Ему было 38 лет.

IV. ОЗ: Что вы можете рассказать о теории разделения ветвей власти? Кому из просветителей принадлежит эта теория? Монтескье – законодательная (двухпалатный парламент), исполнительная (король и назначаемые им министры) и судебную (независимую от парламента и короля).

Используя таблицу «Сословия», определите какую роль играло третье сословие в жизни французского общества?

V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое абсолютизм? Дайте определения понятиям: Просвещенный абсолютизм, идеология. В чем состояла революционная ситуация во Франции, в конце 18 века? Охарактеризуйте причины революции, главные движущие силы. Чем являлась Бастилия для простого народа, и в свое время для Вольтера? Чем был вызван кризис абсолютизма во Франции? Отсталая система гос. управления и разделением общества на сословия. Что такое Марсельеза? Какие события обусловили начало революции во Франции? Что такое Генеральные штаты, Национальное собрание и Учредительное собрание? В чем заключается историческое значение Французской революции? Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.

VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок

VII. ДЗ: Подготовить презентации на тему «Великая Французская революция» и «Всеобщая декларация прав человека и гражданина». Дифференцированное задание: для сильных, подготовить сообщения о «Робеспьере», «Марате», «Дантоне». Для слабых, сообщение о взятии «Бастилии». Выписать определения новых понятий и терминов. §38. С.308-318







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!