СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Французская революция в 18 веке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Французская революция в 18 веке»

Тема: Французская революция в 18 веке.

(тема рассчитана на 2 урока)

 

Цель: дать основные сведения о течении французской революции.

Задачи:

- Определить основные причины революции;

- определить участников революции;

- рассмотреть основные события;

- выделить наиболее значимые итоги революции.

Тип урока: комбинированный

 

 

Урок №1

Всем добрый день. Сегодня мы поговорим с вами о Французской революции 1789-1799 гг. Это революционное событие навсегда изменило судьбу и Франции, и всей Европы. Что мы должны рассмотреть в таком событии, как революция?

(ученики отвечают)

- причины

- участники

- основные события

- итоги

- значение

 

Для того, чтобы нам выделить причины этой революции, нужно вспомнить уже пройденный до этого параграф «Франция при старом порядке» (п. 9)

 

В 18 веке Франция процветала. Покупать французское становилось модным, по экономическому развитию Франция уступала лишь Англии, Франция стремилась открыть новые колонии и в связи с этим поощрялись всевозможные географические открытия. Единственное, что тянуло Францию назад – было сельское хозяйство, которое не справлялось с тем, чтобы прокормить население.

На протяжении 18 века все сословия демонстрировали заинтересованность в реформах, так как старые порядки устарели.

Удалось ли провести реформы? К чему это привело?

 

 

События: (вспоминают вместе с учителем, с помощью учебника и конспектов)

Министр финансов Жак Тюрго – реформы Тюрго – отстранение Тюрго (хотел преобразовать систему образования и даже управления страной, чем ополчил против себя многих, в том числе и короля) - экономический кризис (казна разорена из-за многочисленных войн, плохих погодных условий) – снижение цен на зерно, вино – поступление дешевых английских товаров – голод – бунт – попытки реформ (налогооблажение, парламентская реформа) -  низкий авторитет власти -  заседание Генеральных штатов (оказалось роковым, т.к. король ждал лишь одобрения введения новых налогов) -  третье сословие решилось на открытый бунт

Депутаты изначально не хотели революции, но позже увидели, что власть не может вывести страну из кризиса и стали стремиться к смене государственного строя.

 

Выделяем причины: (ученики сами выделяют причины)

- Торгово-промышленный кризис, начавшийся в 1787 году;

- Банкротство короля и дефицит бюджета страны;

- Несколько неурожайных лет, приведших к крестьянским восстаниям 1788-1789 гг. В ряде городов – Гренобле, Безансоне, Ренне и предместьях Парижа – прошла череда выступления плебса;

- Кризис монархического режима.


Выделяем участников:

- Крестьяне;

- Буржуазия;

- Рабочие мануфактур;

- Городская беднота или плебс.

 

Далее составляем хронологию событий революции 1789-1799 гг. с помощью таблицы. (ученики начинают составлять таблицу сначала с учителем, потом продолжают самостоятельно)

Дата

Событие

Итог

14.07.1789

Вспыхнуло восстание

Народ взял Бастилию. Начало революции

4-5 августа 1789

«ночь чудес»

Собрание отменило «феодальный строй». Крестьяне становились лично свободными. Некоторые повинности разрешалось выкупать.

 

 

 

 

 

 

 

 (Таблица частично составлена. За 5-7 минут до конца урока учащиеся сверяют таблицу, проговаривая по одной дате, записанной у них в тетради)

 

Подведение итогов:

- по цепочке 3-4 человека проговаривают, что запомнили на уроке

 

Домашнее задание 1 урок: п. 14-15

 до стр 166(таблицу продолжить)

 

 

Урок №2

 

Всем добрый день! Начну немного с поэзии, а вы подумайте о чем эти строки.

(Штурм и Взятие Бастилии)

 

Неприступность сей твердыни
Ужасала всех доныне,
Никому еще в помине
Взять ее не удалось,
Но народ на приступ башен
Ринулся, велик и страшен,
Этот каменный колосс.

Гражданин с бесстрашным взглядом
В бой идет под смертным градом,
И пороховым зарядом
Нас встречает гарнизон.
Тонет все в дыму и стоне,
Но пробита брешь в заслоне,
И на главном бастионе
Флаг свободы водружен.

 

Итак, о чем эти строки?

 

- Все верно, о начале Французской революции, а точнее о взятии Бастилии, которое произошло… (14.07.1789г.)

В годы революции роль политических партий играли народные клубы, которые объединяли единомышленников.  Туда приходили обсудить злободневные вопросы. Самым популярным считался Якобинский клуб, который так назывался из-за места, где собирались участники – монастырь св. Якова. В дальнейшем они разделятся на правых (за старые порядки) и левых (реформаторы и революционеры)

 

Какие еще политические кружки появились?

Фейяны – стремились укрепить конституционную монархию

Жирондисты – склонялись к республике, за дальнейшие преобразования (лидер Ж.П. Бриссо)

Монтеньяры – стремились к радикальным преобразованиям

Санкюлоты (отделились от монтеньяров)- против дворян и старого порядка (лидер Ж.П. Марат)

Задание: Составьте план пункта «Свобода или смерть»

(Зачитывают план, поправляют друг друга при необходимости)

 

Последним пунктом напишем – Монтеньяры у власти.

 

В 1793 году Монтеньяры одобрили Конституцию, и впервые она была принята всенародным голосованием. И сами они остались у власти, вместо того, чтобы объявить выборы в новые органы власти. Установилась диктатура монтеньяров, а затем их власть переросла в террор.

 

Что такое террор? (выписать)

Какие меры были приняты в рамках данной политики? (выделяют)

 

9 термидора (месяц) II года Республики был совершен переворот. Депутаты, совершившие переворот стали называть себя термидорианцами. Через год после преворота в 1795 году была принята новая Конституция.

Что было закреплено в Конституции?

- закрепляла республиканский строй

- увековечивала изгнание эмигрантов

- исполнительная власть вручалась Директории

Итог работы Директории?

- нарушение конституции и государственные перевороты на протяжении всего правления Директории

- политическая нестабильность

- разочарование в революционных идеалах

- возрастание роли армии

 

В итоге все пришли к мнению (и правые, и левые), что необходим государственный переворот, который бы принес долгожданную стабильность. Единственной реальной силой в этом вопросе могла стать армия. Нужен был популярный генерал. Им стал Наполеон Бонопарт, который вернулся из неудачного похода и об обстановке в стране еще не знал.

19 брюмера VIII года Республики (19.11.1799)  - Бонопарт совершил с помощью армии государственный переворот и по сути власть оказалась в его руках.

А теперь давайте подведем итоги революции. (стр 178-180)

- изменила политическую карту не только Франции, но и Европы

- большинство принципов, выдвинутых в 1789 г. стали основой современной политической системы

- полное и окончательное уничтожение Старого порядка

- ликвидация провинций и внутренних таможен

- введение единой системы мер и весов

- уничтожение прав и привилегий сеньоров

 

Подведение итогов:

1. временные рамки революции?

2. основные причины революции

3. политические клубы, которые образовались в годы революции

4. Сколько Конституций было принято и их годы

5. что произошло 19 брюммера 1789 года?

 

Домашнее задание:

П. 14-15 читать до конца. Итоги революции выписать в тетрадь, стр. 181 Задание №7 (каковы,  по-вашему мнению, наиболее важные итоги революции?)

Дополнительное задание по желанию: Сообщение о Наполеоне Бонапарте

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!