Тема: Французская революция в 18 веке.
(тема рассчитана на 2 урока)
Цель: дать основные сведения о течении французской революции.
Задачи:
- Определить основные причины революции;
- определить участников революции;
- рассмотреть основные события;
- выделить наиболее значимые итоги революции.
Тип урока: комбинированный
Урок №1
Всем добрый день. Сегодня мы поговорим с вами о Французской революции 1789-1799 гг. Это революционное событие навсегда изменило судьбу и Франции, и всей Европы. Что мы должны рассмотреть в таком событии, как революция?
(ученики отвечают)
- причины
- участники
- основные события
- итоги
- значение
Для того, чтобы нам выделить причины этой революции, нужно вспомнить уже пройденный до этого параграф «Франция при старом порядке» (п. 9)
В 18 веке Франция процветала. Покупать французское становилось модным, по экономическому развитию Франция уступала лишь Англии, Франция стремилась открыть новые колонии и в связи с этим поощрялись всевозможные географические открытия. Единственное, что тянуло Францию назад – было сельское хозяйство, которое не справлялось с тем, чтобы прокормить население.
На протяжении 18 века все сословия демонстрировали заинтересованность в реформах, так как старые порядки устарели.
Удалось ли провести реформы? К чему это привело?
События: (вспоминают вместе с учителем, с помощью учебника и конспектов)
Министр финансов Жак Тюрго – реформы Тюрго – отстранение Тюрго (хотел преобразовать систему образования и даже управления страной, чем ополчил против себя многих, в том числе и короля) - экономический кризис (казна разорена из-за многочисленных войн, плохих погодных условий) – снижение цен на зерно, вино – поступление дешевых английских товаров – голод – бунт – попытки реформ (налогооблажение, парламентская реформа) - низкий авторитет власти - заседание Генеральных штатов (оказалось роковым, т.к. король ждал лишь одобрения введения новых налогов) - третье сословие решилось на открытый бунт
Депутаты изначально не хотели революции, но позже увидели, что власть не может вывести страну из кризиса и стали стремиться к смене государственного строя.
Выделяем причины: (ученики сами выделяют причины)
- Торгово-промышленный кризис, начавшийся в 1787 году;
- Банкротство короля и дефицит бюджета страны;
- Несколько неурожайных лет, приведших к крестьянским восстаниям 1788-1789 гг. В ряде городов – Гренобле, Безансоне, Ренне и предместьях Парижа – прошла череда выступления плебса;
- Кризис монархического режима.
Выделяем участников:
- Крестьяне;
- Буржуазия;
- Рабочие мануфактур;
- Городская беднота или плебс.
Далее составляем хронологию событий революции 1789-1799 гг. с помощью таблицы. (ученики начинают составлять таблицу сначала с учителем, потом продолжают самостоятельно)
Дата | Событие | Итог |
14.07.1789 | Вспыхнуло восстание | Народ взял Бастилию. Начало революции |
4-5 августа 1789 | «ночь чудес» | Собрание отменило «феодальный строй». Крестьяне становились лично свободными. Некоторые повинности разрешалось выкупать. |
| | |
| | |
(Таблица частично составлена. За 5-7 минут до конца урока учащиеся сверяют таблицу, проговаривая по одной дате, записанной у них в тетради)
Подведение итогов:
- по цепочке 3-4 человека проговаривают, что запомнили на уроке
Домашнее задание 1 урок: п. 14-15
до стр 166(таблицу продолжить)
Урок №2
Всем добрый день! Начну немного с поэзии, а вы подумайте о чем эти строки.
(Штурм и Взятие Бастилии)
Неприступность сей твердыни
Ужасала всех доныне,
Никому еще в помине
Взять ее не удалось,
Но народ на приступ башен
Ринулся, велик и страшен,
Этот каменный колосс.
Гражданин с бесстрашным взглядом
В бой идет под смертным градом,
И пороховым зарядом
Нас встречает гарнизон.
Тонет все в дыму и стоне,
Но пробита брешь в заслоне,
И на главном бастионе
Флаг свободы водружен.
Итак, о чем эти строки?
- Все верно, о начале Французской революции, а точнее о взятии Бастилии, которое произошло… (14.07.1789г.)
В годы революции роль политических партий играли народные клубы, которые объединяли единомышленников. Туда приходили обсудить злободневные вопросы. Самым популярным считался Якобинский клуб, который так назывался из-за места, где собирались участники – монастырь св. Якова. В дальнейшем они разделятся на правых (за старые порядки) и левых (реформаторы и революционеры)
Какие еще политические кружки появились?
Фейяны – стремились укрепить конституционную монархию
Жирондисты – склонялись к республике, за дальнейшие преобразования (лидер Ж.П. Бриссо)
Монтеньяры – стремились к радикальным преобразованиям
Санкюлоты (отделились от монтеньяров)- против дворян и старого порядка (лидер Ж.П. Марат)
Задание: Составьте план пункта «Свобода или смерть»
(Зачитывают план, поправляют друг друга при необходимости)
Последним пунктом напишем – Монтеньяры у власти.
В 1793 году Монтеньяры одобрили Конституцию, и впервые она была принята всенародным голосованием. И сами они остались у власти, вместо того, чтобы объявить выборы в новые органы власти. Установилась диктатура монтеньяров, а затем их власть переросла в террор.
Что такое террор? (выписать)
Какие меры были приняты в рамках данной политики? (выделяют)
9 термидора (месяц) II года Республики был совершен переворот. Депутаты, совершившие переворот стали называть себя термидорианцами. Через год после преворота в 1795 году была принята новая Конституция.
Что было закреплено в Конституции?
- закрепляла республиканский строй
- увековечивала изгнание эмигрантов
- исполнительная власть вручалась Директории
Итог работы Директории?
- нарушение конституции и государственные перевороты на протяжении всего правления Директории
- политическая нестабильность
- разочарование в революционных идеалах
- возрастание роли армии
В итоге все пришли к мнению (и правые, и левые), что необходим государственный переворот, который бы принес долгожданную стабильность. Единственной реальной силой в этом вопросе могла стать армия. Нужен был популярный генерал. Им стал Наполеон Бонопарт, который вернулся из неудачного похода и об обстановке в стране еще не знал.
19 брюмера VIII года Республики (19.11.1799) - Бонопарт совершил с помощью армии государственный переворот и по сути власть оказалась в его руках.
А теперь давайте подведем итоги революции. (стр 178-180)
- изменила политическую карту не только Франции, но и Европы
- большинство принципов, выдвинутых в 1789 г. стали основой современной политической системы
- полное и окончательное уничтожение Старого порядка
- ликвидация провинций и внутренних таможен
- введение единой системы мер и весов
- уничтожение прав и привилегий сеньоров
Подведение итогов:
1. временные рамки революции?
2. основные причины революции
3. политические клубы, которые образовались в годы революции
4. Сколько Конституций было принято и их годы
5. что произошло 19 брюммера 1789 года?
Домашнее задание:
П. 14-15 читать до конца. Итоги революции выписать в тетрадь, стр. 181 Задание №7 (каковы, по-вашему мнению, наиболее важные итоги революции?)
Дополнительное задание по желанию: Сообщение о Наполеоне Бонапарте